Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вопельник, О. М. Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / О. М. Вопельник, Е. Ю. Онищенко, Е. Н. Фомина, Л. И. Шеина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62561/ (дата обращения: 18.11.2024).



«Движение — это жизнь» — это всем известное изречение. Человек активный меньше устает, все успевает. Система образования в нашей стране считает своей целью воспитание всесторонне развитого человека, однако уже в дошкольном возрасте ребенок испытывает на себе вред гиподинамии. Многие психологи считают, что маленький человек — это прежде всего «деятель» и это выражается в движениях, чем их больше и они разнообразнее, тем интенсивнее происходит интеллектуальное развитие ребенка.

В соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом) все виды занятий должны включать в себя задания и упражнения на развитее двигательной активности. Эффективнее всего включать в занятия подвижные игры. Как и все дидактические игры, подвижная игра, направлена на обучение и воспитание. Новый учебный материал запоминается легче и прочнее усваивается, именно в игровой форме, так как мыслительные процессы протекают быстрее. В занятиях с детьми, подвижные игры рекомендуют использовать как физкультурную минутку, как элемент занятия, или как закрепление уже пройденного материала. Игра присуща детскому возрасту органически и при грамотном руководстве со стороны взрослых способна сотворить чудеса.

Подвижные игры положительно влияют на психологическое состояние детей, содействуют развитию чувства ритма, способствуют гармоничности движений, с успехом помогают формированию речи. Во время подвижных игр активизируются все системы организма: дыхание, зрение, слух, кровообращение. Игра приносит ребенку только позитивные эмоции. Все это вместе позволяет говорить в целом об общеоздоровительном эффекте подвижных игр.

Для проведения подвижных игр в логопедических группах следует придерживаться определенной специфики. Для детей, очень важно: с какой интенсивностью игра проводится, из каких двигательных действий она состоит, как детский организм отвечает на полученную нагрузку. Дети с нарушениями речи быстро утомляются, физически невыносливы, чаще всего соматически ослаблены. В связи с этим у таких детей недостаточно сформированы пространственные представления, трудно формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы.

Рекомендуется обращаться к игровым материалам, предназначенным для детей младшей группы, изменяя и адаптируя их с учетом особенностей работы с детьми данной категории. Перед тем, как педагог предложит детям упражнение с предметом или подвижную игру, ему следует предварительно поупражнять детей в тех движениях, которые им трудны, и ознакомить их с элементами игры.

Любая игра должна иметь свои правила. Сам педагог должен принимать активное участие в игре, помогать, подбадривать детей, отмечать их малейшие успехи, особенно тех, кто частично или с трудом справляется с заданием. Педагог должен проявить терпимость к тем детям, которые не могут, или не понимают задания и, в связи с этим, неправильно его выполняют. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя при этом посильные игровые действия, стараясь подражать товарищам и ведущему, а также выполняя действия вместе с педагогом. Крайне важно, в данной ситуации, чтобы у детей формировалась устойчивая уверенность в своих силах. Как только, большинству детей будут понятны задания ведущего, и они усвоят правила игры, их можно будет объединить в группы для проведения игры.

Для формирования связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, следует использовать разнообразные подвижные игры с речевыми движениями. Такие игры оказывают положительное влияние на обогащение словаря, и на воспитание звуковой культуры. Данная форма речевого развития является мотивом к коммуникативной деятельности и побуждает детей к вступлению в контакты друг с другом. У детей формируется умение игрового и делового общения со сверстниками, появляется желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

К числу речевых игр обычно относят: подвижные игры с речевым содержанием, дидактические, народные игры, игры-хороводы, словесные, настольно-печатные, игры — потешки с пальчиками, игры-драматизации и прочее. Удобно то, что любую из подвижных игр можно как адаптировать к лексической теме недели, так и использовать в совместной деятельности с детьми.

Игры со словом детям очень полезны и привлекательны. Речевые игры имеют огромное значение для развития мышления детей. Во время речевых игр у детей обогащается словарный запас, активизируется и улучшается фонематический слух, активно развивается речь, прививается интерес и любовь к собственному языку.

В подвижные игры для развития речи следует включать стишок или литературный текст, предписывающий то или иное игровое действие («Совушка», «Лохматый пес» и др.). В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Дети быстро запоминают стихотворный текст и во время игры проговаривают его самостоятельно. Во время проведения игры следует стремиться к расширению объема словарного запаса и понимания речи, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности. Этого можно достигнуть методом проговаривания вместе с детьми потешек, пестушек, стихотворений, а также словесного сопровождения подвижных игр. Детям старшего возраста можно предлагать игры на автоматизацию звуков. Например, такие подвижные игры, как: «Кот на крыше», «Медведь», «Лиса», «Курочка — рябушечка», «Сова и комары», «Жуки», «Щука и пескари», «Апельсин», «Вороны и собаки» и так далее, способствуют дифференциации и автоматизации звукопроизношения.

Самым универсальным и доступным средством развития детей являются подвижные игры. Они оказывают комплексное и всестороннее воздействие на организм ребёнка, способствуют нравственному, физическому, умственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников. Ребёнок познаёт мир, получает новую знания и информацию, осваивает речь при помощи различных игровых движений и ситуаций. Применение подвижных игр со словесным сопровождением дает позитивную динамику речевого развития.

Исходя из выше сказанного, следует то, что подвижные игры активизируют детей, обеспечивают необходимую физическую нагрузку, развивают моторику, способствуют эмоциональной разрядке и наконец, способствуют развитию речи, что особенно ценно для детей с тяжелыми нарушениями в развитии речи.

Литература:

  1. Гаубих Ю. Г. Игры в логопедической группе с детьми: Пособие для логопедов/ авт.-сост.: Ю. Г. Гаубих и др.: под редакцией В. И. Селиверстова.– 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979.
  2. Громова О. Е. Инновации — в логопедическую практику — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
  3. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские народные подвижные игры. Книга для воспитателей детского сада и родителей /Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение; Владос, 1995.
  4. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.- СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2012.
  5. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи
  6. дошкольников (программа «Я-человек»). Кн.1.-М.: Школьная Пресса, 2004.
  7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, — 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, развитие речи, движение, подвижная игра, речевое развитие, словесное сопровождение.


Похожие статьи

Чтение как средство коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников

Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры

Похожие статьи

Чтение как средство коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников

Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры

Задать вопрос