В настоящее время в Российской Федерации все чаще встречаются дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Так, по данным Министерства образования и науки РФ доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях на 2018 год составляет 4 %. Доля детей, имеющих какие-либо виды нарушений речи, составляет более 58 % от общего количества поступающих в первые классы. Также немаловажную роль имеет то, что с каждым годом тяжесть речевого дефекта имеет тенденцию к усугублению.
В данный момент в России действует инклюзивное образование, т. е. совместное воспитание и обучение детей без каких-либо ограничений в здоровье и детей с ОВЗ, в том числе детей с тяжелой речевой патологией. По данной причине число детей с особыми образовательными потребностями в школах существенно возросло. Так как физическое воспитание детей с тяжелой речевой патологией имеет особенности от воспитания и обучения детей без подобных ограничений, то учителю необходимо тщательно продумывать работу над построением урока, который бы обеспечивал любого учащегося полноценной возможностью развития.
Одной из главных целей учителя в процессе проведения уроков физкультуры при принятом инклюзивном обучении, где в классе имеются дети с тяжелыми нарушениями речи, становится работа над устранением несовершенств двигательной сферы учащегося, в частности повышением физической подготовленности. И одним из наиболее подходящих по всем критериям решением данной ситуации является применение подвижных игр на уроках физической культуры, где принимают участие дети, не имеющие нарушений, так и дети с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова : начальное общее образование, подвижные игры, тяжелые нарушения речи, коррекция речи, физическая культура, дети младшего школьного возраста.
Развитие речи является основным показателем развития детей, а также это одно из главных условий успешной организации разнообразной детской деятельности. Основной признак тяжелого нарушения речи — ограниченность всех средств речевого общения при сохранном слухе и интеллекте. Нарушения речевой функции — это одно из отклонений, существенно оказывающий влияние на все стороны жизни и деятельности человека. Учащимся с ТНР присуще отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных) [2].
Подвижные игры– одно из самых любимых занятий детей младшего школьного возраста. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Важнейший результат игры — радость и эмоциональный подъем.
Подвижные игры, особенно с элементами соревнования, более чем другие формы физической культуры соответствуют потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому, умственному и речевому развитию детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитанию у них волевых качеств и прикладных навыков, двигательных способностей. Так, абсолютное большинство подвижных игр требует от учащихся проявления быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию координационных качеств. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Следуя установленным правилам игры, это воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.
Особенно важно при работе с детьми, имеющим речевые нарушения, чтобы игры сочетались с коррекционно-педагогической работой и являлись дополнительным коррекционным средством. Для успешной коррекции данных нарушений недостаточно усилий логопеда, необходима помощь и других специалистов (психолога, учителя физической культуры), направленная на развитие двигательных возможностей детей. Таким образом, характерная особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, также оказывается корректирующее воздействие на дефект.
Учитывая данные обстоятельства в начале учебного года авторами данной статьи была проведена работа по исследованию двигательных способностей детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (3-го уровня по Левиной Р. Е.). В исследовании принимало участие 10 детей четвертого класса МБОУ «СОШ № 13 с УИОП» г. Губкин, Белгородской области. Занятия в рамках внеурочной деятельности проводились 2 раза в неделю по одному академическому часу.
Разрабатывая систему мониторинга физического развития, авторы в качестве критериев оценки выбрали показатели основных физических качеств:
— бег 30 метров — скоростные,
— прыжок в длину с места — скоростно-силовые,
— наклон вперед из положения стоя — гибкости,
— челночный бег 3х10 м — координационные,
— бег 1000 метров — выносливости.
Показанный в каждом виде результат отражает физическую подготовленность учащегося с тяжелыми нарушениями речи. Проведенное тестирование показало, что 90 % детей имеют низкий уровень физической подготовленности [3].
Таблица 1
№ |
Учащийся |
Бег 30 м, с. |
Прыжок в длину с места, см. |
Челночный бег 3х10 м, с. |
Наклон вперед из положения стоя |
Бег 1000 м, мин. |
1. |
Андрей Р. |
7,1 |
105 |
12,2 |
1 |
8.03 |
2. |
Дмитрий Е. |
7,8 |
100 |
11,8 |
0 |
8.55 |
3. |
Сергей И. |
8,3 |
95 |
13,1 |
0 |
7.39 |
4. |
Роман И. |
7,4 |
114 |
12,7 |
1 |
7.44 |
5. |
Александр Ш. |
7,3 |
103 |
11,4 |
0 |
8.31 |
6. |
Семен О. |
8,0 |
105 |
14,1 |
0 |
8.40 |
7. |
Кирилл А. |
7,7 |
95 |
13,6 |
0 |
8.49 |
8. |
Дмитрий Я. |
6,5 |
135 |
10,4 |
3 |
6.50 |
9. |
Алексей К. |
8,5 |
100 |
13,0 |
0 |
9.00 |
10. |
Георгий П. |
7,1 |
109 |
12,5 |
1 |
7.14 |
При отборе игр, способствующих развитию физических качеств младших школьников, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий. Так, авторами данной статьи были выбраны следующие игры: «Не теряй равновесия», «Кому достанется кегля», «Тик-так-тук», «Салки», «Передача мяча по кругу», «Быстрей шагай», «В шеренгу становись», «Горячий мяч» и др.
Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. Начиная с начального общего образования становятся доступными игры с элементами спортивных игр: городки, баскетбол, футбол и т. д. Так как по своей природе подвижные игры тесно переплетаются со спортивными играми, и являются хорошим подспорьем для занимающихся на первых этапах обучения, когда двигательные умения ещё не переросли в навык.
В результате постоянного использования подвижных игр в качестве метода работы с детьми имеющих речевые нарушения к концу учебного года уровень развития двигательных способностей у всех детей в данной группе показал положительную динамику.
Таблица 2
№ |
Учащийся |
Бег 30 м, с. |
Прыжок в длину с места, см. |
Челночный бег 3х10 м, с. |
Наклон вперед из положения стоя |
Бег 1000 м, мин. |
1. |
Андрей Р. |
6,8 |
131 |
9,9 |
2 |
7.40 |
2. |
Дмитрий Е. |
6,7 |
134 |
9,7 |
3 |
7.34 |
3. |
Сергей И. |
6,6 |
129 |
9,6 |
3 |
7.05 |
4. |
Роман И. |
6,6 |
138 |
9,6 |
3 |
6.59 |
5. |
Александр Ш. |
6,7 |
135 |
9,8 |
3 |
7.14 |
6. |
Семен О. |
6,8 |
130 |
9,7 |
2 |
7.29 |
7. |
Кирилл А. |
6,9 |
121 |
9,2 |
3 |
7.17 |
8. |
Дмитрий Я. |
6,3 |
142 |
9,4 |
3 |
6.39 |
9. |
Алексей К. |
6,6 |
130 |
9,6 |
2 |
7.38 |
10. |
Георгий П. |
6,5 |
134 |
9,9 |
3 |
6.52 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование подвижных игр положительно влияет на мотивацию учащихся к физической деятельности, способствуют повышению уровня физической подготовленности.
Литература:
- Численность детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях, [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики: [веб-сайт]. –М., 2018. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13807?print=1, свободный.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Приложение № 5 требования к АОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, [Электронный ресурс] / Министерство просвещения Российской Федерации: [веб-сайт]. — М., 2014. — Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/, свободный.
- Физическая культура. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2021. — 175 с. — (Школа России).
- Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 352 с.
- Погадаев, Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1–11 классы / Г. И. Погадаев. — М.: Дрофа, 2013. — 144 c.
- Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста: учеб.-метод. пособие: направление подгот. 49.03.02 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Н. А. Бойко, В. Н. Бойко.— Сургут: РИО СурГПУ, 2016.— 116 с
- Якубович, М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) методами физического воспитания. Методическое пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ТНР / Якубович Михаил Алексеевич. — М.: Владос, 2017. — 286c.