Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.11.2022

Статья просмотрена: 393 раза

Библиографическое описание:

Румянцева, Ю. Н. Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе / Ю. Н. Румянцева, Я. И. Шкурат. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96744/ (дата обращения: 19.10.2024).



Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие.

Обучение детей с ОВЗ в ресурсном классе позволяет сделать обучение индивидуальным для каждого ученика. Образовательная программа для учащегося ресурсного класса составляется в соответствии с рекомендациями ЦПМПК (центральной-психолого-медико-педагогической комиссии). При разработке программы также учитываются индивидуальные особенности ребенка, трудности и потребности. АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа), разрабатывается и реализуется всеми специалистами, которые работают с обучающимся.

Ключевые слова: ресурсный класс, нарушения слуха, школьники с ограниченными возможностями здоровья.

Children with disabilities are children who have various physical and mental disabilities. Such deviations do not allow them to lead a full life and hinder their overall development.

Teaching children with disabilities in the resource class allows you to individualize learning for each student. An individual educational program for a student of the resource class is compiled in accordance with the recommendations of the CPMPC (Central Psychological-Medical-Pedagogical Commission). When developing the program, the individual characteristics of the child, difficulties and needs are also taken into account. AOOP (adapted basic general education program) is developed and implemented by all specialists who work with the student.

Keywords: resource class, hearing impairment, schoolchildren with disabilities.

Современные тенденции гуманизации общего и специального образования, ориентация на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка на разных этапах развития и обучения требуют от педагогов и психологов методы подхода в развивающей и коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха. [2, с. 4] Ресурсный класс-это один из таких методов.

Ресурсный класс — это образовательная модель, предполагающая инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такой класс дает право на образование всем детям и позволяет осуществлять обучение каждого ученика в благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями, чтобы он смог включиться в жизнь образовательного учреждения в своем индивидуальном темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями.

Организации ресурсного класса:

  1. готовность образовательной организации создать специальные образовательные условия для детей с нарушениями слуха;
  2. наличие команды специалистов ресурсного класса;
  3. решение вопросов финансирования ресурсного класса.

В ресурсном классе для обучающихся с нарушениями слуха должно быть не больше 8 человек.

Формирование у детей с нарушениями слуха устной и письменной речи — одна из важнейших и сложных задач их воспитания и обучения. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенных слуха детей словесную речь не только в более доступном им письменном или пальцевом виде, но непременно и в виде устного слова. Это объясняется исключительнейшей ролью устной речи в жизни людей как способа общения, основы владения языком и инструмента мысли. [3, с.7] Дети с нарушениями слуха имеют особенности познавательной деятельности — недоразвитие познавательных функций: памяти, восприятия, внимания, мышления. Но самое главное, у них отсутствуют широкие речевые возможности. Трудности в овладении устной речью не позволяют детям с нарушением слуха в полной мере включиться в общество слышащих людей и перейти от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, что оказывает глубокое влияние на становление их личностных качеств.

Устная и письменная речь детей с нарушениями слуха аграмматична. Много пропусков букв и слов, отмечаются проблемы, связанные с пониманием словесных форм высказываний и формулированием собственных мыслей по законам языка; трудности, связанные с использованием речи в качестве мыслительных средств.

Словарный запас скуден, необходимо разбирать значение каждого слова, что способствует потере интереса к чтению. Дети читают тексты механически, неосознанно, запоминают их дословно. Используют в речи однообразные слова и фразы, однотипные грамматические конструкции.

Развитие речи у детей с нарушениями слуха необходимо начинать с накопления предметного словаря. Далее им требуется формирование фраз различной логической структуры. Это необходимо отрабатывать с детьми в разных видах деятельности, необходимы вопросы, повествование, побуждение, отрицание. В быту и во всех сферах жизни необходимо учить детей правильно выражать свои потребности: просьбы, желания, согласие, отрицание, удивление, обиду и т. п. Такие потребности возникают у детей в процессе общения с взрослыми и между собой. [4, с. 451]

В ресурсном классе образовательный процесс основан на взаимодействии учителя и ученика, а также в общении детей между собой. С самых первых дней школьного обучения ребенок с нарушениями слуха может испытывать специфические трудности в установлении и поддержании такого взаимодействия. [1, с. 115]

Детям с нарушениями слуха, обучающимся в ресурсных классах, необходимо обязательное постоянное использование слухового аппарата для того, чтобы общаться с окружающими и хорошо учиться, систематическая коррекционная работа с дефектологом-сурдопедагогом. Не стоит также забывать и о том, что дети с нарушениями слуха воспринимают обращенную к ним речь не только на слух, но и слухо-зрительно. Для этого необходимо, при обращении к такому ребенку стоять к нему лицом и четко произносить слова.

Главным предметом у таких детей является «Русский язык», который в свою очередь разделяется на формирование грамматического строя и развитие речи. Для этого предмета характерна специальная работа над словарем и грамматическим строем языка. Эта работа способствует формированию у детей понимания значений слов, навыка их правильного употребления в речи, выработке умения строить предложения и изменять формы слов. На занятиях дети учатся обобщать языковые факты.

Специально организованная работа над словом и предложением, ускоряет овладение языком.

Задачи работы над словарем:

– обогащение словарного запаса учащихся;

– уточнение и расширение понимания обучающимися значений слов;

– выработка у детей умения правильно употреблять слова в самостоятельной устной и письменной речи, умения выделять в слове отдельные его части и самостоятельно образовывать новые слова на этой основе.

На уроках большое внимание уделяется различным упражнениям в группировке слов на основе разных признаков (сходство или противоположность в значении слов, их составных частей и т. д.), а также упражнениям в анализе состава слова и в самостоятельном образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

На уроках рекомендуется проводить следующие виды устных и письменных упражнений:

1. Анализ состава слова и образование новых слов.

2. Группировка слов, обозначающих предметы, признаки предметов и признаки действий предметов.

3. Составление слов из их частей, а также составление словосочетаний и предложений из деформированного текста.

4. Самостоятельное составление словосочетаний и предложений с новыми словами по показу предмета или действия, а также по картинкам.

На уроках русского языка и развития речи необходимо работать над грамматической правильностью речи, т. к. у детей с нарушениями слуха она нарушена. Учитель должен предложить ребенку задания на составление словосочетаний и предложений, коротких текстов в рамках изучаемой темы. Это поспособствует корректированию и закреплению у ученика с нарушениями слуха навыков грамматически правильной речи.

Литература:

1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Совестский спорт, 2004. — 304с.

2. В. В. Ткачева, Ю. А. Труханова. Технологии психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников. Национальный книжный центр (НКЦ), 2013г.

3. Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина. Методика обучения произношению в школе глухих. Просвещение, 1971г.

4. Шкурат Я. И., Шевырева Т. В. Использование наглядных средств в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья. //Международный научный журнал «Молодой ученый», 2020г., с.451–453.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ресурсный класс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, развитие речи, слово, AOOP, CPMPC, письменная речь, устная речь.


Похожие статьи

Подвижные игры как средство развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время в Российской Федерации все чаще встречаются дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Так, по данным Министерства образования и науки РФ доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразо...

Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР

Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.

Рекомендации по использованию методов диагностики и мониторинга воспитанности в школах-интернатах для обучающихся с ОВЗ

Своеобразие обучения детей с нарушением слуха требует особых условий, подбора специальных методов, средств, создание специальной среды с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ для их полноценного развития, обучения и воспитания. Процесс...

Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия

Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанни...

Воспитание детей с особенностями психического развития

В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушен...

Социально-нравственное воспитание дошкольников с ОВЗ, посещающих группу комбинированного вида в ДОУ

Создание в образовательных учреждениях возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют определенные группы детей, чьи образовательн...

Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения

В работе дана характеристика функциональной грамотности, представлен апробированный конспект и итоговый результат урока с применением элементов читательской грамотности у учащихся с умственной отсталостью.

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Похожие статьи

Подвижные игры как средство развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время в Российской Федерации все чаще встречаются дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Так, по данным Министерства образования и науки РФ доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразо...

Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР

Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.

Рекомендации по использованию методов диагностики и мониторинга воспитанности в школах-интернатах для обучающихся с ОВЗ

Своеобразие обучения детей с нарушением слуха требует особых условий, подбора специальных методов, средств, создание специальной среды с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ для их полноценного развития, обучения и воспитания. Процесс...

Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия

Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанни...

Воспитание детей с особенностями психического развития

В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушен...

Социально-нравственное воспитание дошкольников с ОВЗ, посещающих группу комбинированного вида в ДОУ

Создание в образовательных учреждениях возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют определенные группы детей, чьи образовательн...

Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения

В работе дана характеристика функциональной грамотности, представлен апробированный конспект и итоговый результат урока с применением элементов читательской грамотности у учащихся с умственной отсталостью.

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Задать вопрос