В статье рассматривается малоизученная проблема исследования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки. Важность рассмотрения этой проблемы определяется тем, что компетентностный подход необходимо реализовывать не только в высшем, общем образовании, но и в специальном (коррекционном) образовании.
В системе специального образования в настоящее время осуществляются только лишь пробные попытки реализации компетентностного подхода.
В статье дан краткий анализ научных трудов по проблеме реализации компетентностного подхода в специальном образовании, представлены наиболее значимые, на взгляд автора, начальные компетенции здорового образа жизни детей с интеллектуальными нарушениями, которые возможно корригировать в процессе использования телесной азбуки.
Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями, компетенции, начальные компетенции здорового образа жизни, телесная азбука.
Одной из главных задач нашего государства является задача сохранения и укрепления здоровья детей. Дети с нарушением интеллектуального развития составляют особую группу риска по ухудшению здоровья, именно поэтому особо нуждаются во внимании к своему состоянию здоровья, и непосредственно самому уровню физического развития.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 за № 273-ФЗ, необходимость формирования компетенций рассматривается следующим образом «…в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». [ст.2]
С позиции компетентностного подхода наиболее значимым является определение В. А. Лищук и Е. В. Мостковой: «Здоровье есть способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию». Ценность такого подхода в том, что здоровье выступает не как результат влияния внешних условий и сопротивления им, а как проявление внутренней активности, творчества в процессе жизнедеятельности.
Основная часть:
К реализации компетентностного подхода в системе специального (коррекционного) образования отмечаются определенные тенденции (Т. В. Туманова, 2005; С. В. Дель, 2005; М. Н. Русецкая, 2009; И. М. Яковлева, 2010; А. А. Дмитриев, 2013; О. В. Кравец, 2013 и др.). Эта же идея заложена в проекте стандарта Концепции Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Н. Н. Малофеев с соавторами,2009), где говорится о необходимости формирования жизненной компетенции и ее академического компонента.
Вопросы модернизации специального образования с учетом компетентностного подхода обсуждаются отечественными и зарубежными дефектологами. Структура отдельных ключевых компетенций и технологии их формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в работах Г. В. Бабиной, М. М. Белобородовой, Е. Л. Гончаровой, С. Ю. Ильиной, Н. П. Карповой, Е. А. Малхасьян, М. Н. Русецкой, Т. В. Тумановой и др.
По нашему мнению, применительно к умственно отсталым учащимся, компетенция может рассматриваться как заранее заданное требование к их образовательной подготовке, отражающее их способность применять знания, умения и успешно действовать на основе имеющегося практического опыта.
Как известно, в связи со своеобразием познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья (Л. С. Выготский, С. Д. Забрамная, Л. В. Занков, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн и др.) в процессе их обучения и воспитания значительное место отводится именно начальным компетенциям здорового образа жизни. На современном этапе развития общества особенно важным становится развитие умения эффективно решать задачи, возникающие при взаимодействии с окружающей средой, готовности к самостоятельной жизни, а также формирование миропонимания у этих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Также необходимо отметить связь физического и умственного воспитания. В системе обучения детей принято дифференцировать интеллектуальную деятельность отдельно от двигательной. Обучение ребенка грамоте считается интеллектуальной деятельностью. Выполнение же с ребенком, каких-либо физических упражнений считается двигательной деятельностью. Но нельзя не заметить, что двигательная деятельность является неотъемлемым элементом, способствующим развитию интеллектуальной деятельности.
Так в пособии А. А. Дмитриева «Обучение грамоте и счету детей с ограниченными возможностями здоровья» представлена авторская технология обучения детей с нарушениями интеллектуального развития грамоте с привлечением средств общей моторики (А. А. Дмитриев, С. И. Веневцев). Целью предлагаемой технологии являлось формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе исправления двигательных нарушений, коррекции умственного и физического развития. Это же, в свою очередь способствовало формированию их интеллектуальной компетентности, под которой подразумевается широкий спектр когнитивных умений и навыков.
При исследовании начальных компетенции здорового образа жизни детей с отклонениями интеллектуального развития необходимо учитывать ряд важных факторов:
1) Глубину, структуру и локализацию дефекта;
2) Состояние здоровья ребенка, уровень его психофизического развития, принадлежность к какой-либо категории детей с ОВЗ и группе здоровья.
Учет ряда всех этих факторов будет способствовать определению наиболее значимых компетенций здорового образа жизни для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, актуальных для ребенка, а также необходимых для дальнейшей его адаптации и социализации в обществе.
Основной составляющей актуальности проекта является разработка методических рекомендаций, направленных на формирование начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста по средствам реализации телесной азбуки.
Начальные компетенции здорового образа жизни у младших школьников специальной (коррекционной) школы VII вида являются важным показателем формирования личности, во многом определяющий возможность будущей социализации ребенка.
На сегодняшний день данные проблемы недостаточно разработаны, теоретических, а также экспериментальных наработок в данной области очень малое количество, именно поэтому необходимо выявить наиболее важные начальные компетенции здорового образа жизни и исследовать их в процессе изучения телесной азбуки.
В эксперименте использовались интегративные методы исследования: социально-педагогические, психологические виды обследования ребенка, социально-педагогическое прогнозирование, моделирование и проектирование, восхождение от абстрактного к конкретному, опытно-поисковая работа, комплексный социально-педагогический и психологический мониторинг, изучение, анализ и обобщение полученных результатов, а также использование передового опыта.
Научная значимость и новизна исследования заключается в систематизации различных методов и приемов исследования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста на уроках и внеклассных мероприятиях в процессе использования телесной азбуки. А также в подборе эффективных средств и методов формирования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Заявленная тема имеет большое значение, как для всей системы образования России, так и для каждого отдельного региона, поскольку разработка моделей формирования начальных компетенций здорового образа жизни у детей с ОВЗ позволит совершенствовать качество управления всей системой специального образования, инклюзивного обучения, как учебным, так и коррекционно-образовательным процессом детей с ОВЗ в целом. Позволит выйти на более точный и управляемый прогноз формирования личности таких детей. Сможет привнести творческий импульс в работу вузов по формированию современных дисциплин, спецкурсов, учебных планов направления 050700.62 — Специальное (дефектологическое) образование.
Рассматривая умственную отсталость как результат рассогласования межфункциональных связей головного мозга, Л. С. Выготский писал: «Исключительную важность при изучении умственно отсталого ребенка представляет моторная сфера. Моторная отсталость, моторная дебильность, моторный инфантилизм…, моторная идиотия могут в самой различной степени комбинироваться с умственной отсталостью всех видов, придавая своеобразную картину развитию и поведению ребенка».
В физическом развитии дети с нарушением интеллекта отстают от нормально развивающихся сверстников. Это отражается в более низком росте, весе, объеме грудной клетки. У многих из них нарушена осанка, отсутствует пластичность, эмоциональная выразительность движений, которые плохо координированны. Сила, быстрота и выносливость у детей с нарушением интеллекта развиты хуже, чем у детей нормально развивающихся (А. А. Дмитриев, Н. П. Вайзман, В. М. Мозговой). Своеобразие психомоторики у этой категории детей состоит в том, что развитие высоких уровней деятельности сочетается у них с резким недоразвитием более простых форм действий. Например, в литературе описан случай, когда ребенок с нарушением интеллекта мог играть на балалайке, но не мог самостоятельно одеваться (С. Я. Рабинович). Дети с нарушением интеллекта часто поступают в школу с несформированными навыками самообслуживания, что существенно затрудняет их школьную адаптацию. Школьникам с нарушением интеллекта достаточно сложно удерживать рабочую позу в течение всего урока, они быстро устают. У детей снижена работоспособность на уроке.
Нами была представлена модель констатирующего эксперимента по исследованию начальных компетенций здорового образа жизни младших школьников с нарушениями интеллекта в процессе использования «Телесной азбуки». Основной исследуемой компетенцией была представлена двигательная сфера ребенка. Мы использовали игру «Попади мячом в корзину». Задачей игры было попасть мячом в корзину, после этого ребенок получал букву из «Телесной азбуки» и изображал ее статическим положением тела. Когда все игроки получили свои буквы, они выстроили одно слово.
Выводы:
Таким образом можно говорить о непрерывной взаимосвязи двигательной и умственной сферы ребенка. Использование «Телесной азбуки» в современном специальном (коррекционном) образовании дает возможность не только умственному, но и физическому развитию ребенка с отклонениями интеллекта. Это коррекция мелкой и крупной моторики детей, коррекция осанки ребенка, развитие познавательной сферы, развитие мышления, внимания младших школьников с нарушениями интеллекта. Внедрение компетентностного подхода в специальное (коррекционное) образование является очень важной задачей в современном мире. Начальные компетенции здорового образа жизни младших школьников с отклонениями интеллектуального развития в процессе использования «Телесной азбуки» сочетают овладение умственно отсталыми учащимися не только физическими компонентами, но и компонентами познавательной деятельности, что в свою очередь способствует наиболее успешной социализации и адаптации ребенка в обществе
Литература:
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированного образования// Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- . Дмитриев А. А. К вопросу моделирования профессиональных компетенций бакалавра специального (дефектологического) образования// Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 3. — С. 98–104.
- Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л., Никольская О. Л., Кукушкина О. И. специальный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. — 2009. — № 1-С.6- 19.
- Кравец О. А. Современные подходы к моделированию образовательного пространства специальной (коррекционной) школы VIII вида // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 2. — С. 86–90.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект (Рос. Акад. Образования: под. Ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008 (Стандарты второго поколения).
- Мазурова Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. — М., 2004.
- Квач Н. В. Здоровьесберегающая педагогика. — М.: ВЛАДОС, 2001.