Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 августа, печатный экземпляр отправим 14 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 22.07.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Попкова, Н. А. Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду / Н. А. Попкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — URL: https://moluch.ru/archive/529/116796/ (дата обращения: 27.07.2024).

Препринт статьи



В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных авторов охарактеризованы следующие особенности организации логопедической помощи детям с речевыми нарушениями: узкая направленность задач, стоящих перед учителем-логопедом, регламентированность отбора контингента, ярко выраженная ориентация на индивидуальный подход, тесная содержательная связь логопедической работы с работой по развитию речи в рамках реализации основной образовательной программы, необходимость вовлечения в коррекционно-развивающую работу всех взрослых участников образовательного процесса.

Ключевые слова: логопедическая работа, учитель-логопед, речевые нарушения, детской сад, развитие.

Современный этап развития системы дошкольного образования в нашей стране характеризуется ярко выраженной нацеленностью на обеспечение равных возможностей. Инклюзивный подход к реализации целей и задач дошкольного образования, среди прочего, находит своё отражение в кадровых преобразованиях, а именно: в детских садах увеличивается количество специалистов узкого профиля, призванных оказывать специфическую помощь детям, имеющим различные нарушения в развитии, затрудняющие получение ими дошкольного образования. К числу таких специалистов относятся учителя-логопеды, увеличение численности которых в штате дошкольных образовательных организаций объясняется объективной проблемой непрерывного увеличения доли дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии различного происхождения.

Содержание логопедической помощи детям с различными нарушениями в речевом развитии подробно описано во множестве литературных источников, имеется широкое разнообразие практических пособий, и в этом плане работа учителя-логопеда в детском саду не представляет сложностей. Вместе с тем, на практике многим учителям-логопедам доводится сталкиваться с существенной проблемой организационно-методического характера, в особенности, на начальном этапе своей профессиональной деятельности в детских садах. Это проблема определения границ своей компетенции, источником которой является несовпадение ожиданий взрослых участников образовательного процесса (родителей воспитанников, воспитателей групп, администрации дошкольной образовательной организации) с объективными возможностями специалиста. Речь в данном случае идёт о том, что появление новой или дополнительной штатной единицы учителя-логопеда в детском саду обычно связано с ожиданием от специалиста родителями и педагогами полного охвата всех детей с нарушениями в речевом развитии, интенсивной работы со всеми детьми этой категории, в то время как в действительности логопедическая работа в обычном, не специализированном (речевом) детском саду, в котором не предусмотрено создание речевых групп, имеет целый ряд ограничений, которые учителю-логопеду необходимо обозначить сразу, во избежание недопонимания и попыток завысить объёмы его работы искусственным путём.

В этой связи целью настоящей статьи является освещение вопроса об особенностях организации логопедической работы с воспитанниками детских садов комбинированного типа, реализующих инклюзивный подход без речевой специализации образовательной организации. Представленный в статье материал основан на многолетнем личном опыте работы учителем-логопедом в детском саду и материалах публикаций современных авторов, в которых учтена специфика современного контингента воспитанников детских садов [5; 64 8], последние достижения в области теории и методики логопедической работы с дошкольниками в диагностическом [3; 4; 9], коррекционно-развивающем [5; 6; 9] и профилактическом [7; 9] направлениях, организационные аспекты интегрированного подхода к преодолению речевых нарушений у дошкольников [1; 2; 10].

Первая особенность организации логопедической работы с воспитанниками детского сада связана с такой формальной характеристикой деятельности учителя-логопеда, как его профессиональный статус, и этот момент очень важен, в первую очередь, для начинающих специалистов (выпускников ВУЗов и переквалифицировавшихся педагогов). В отличие от воспитателя, учитель-логопед является специалистом узкого профиля, поэтому в его должностные обязанности не входит осуществление работы по речевому развитию всех детей. Речевое развитие, так же, как познавательное и другие направления, является частью основной общеобразовательной программы, и реализация этого направления — сфера деятельности воспитателя. Учитель-логопед может лишь оказывать воспитателям посильную помощь в подборе интересных и полезных материалов для проведения регулярных фронтальных занятий по речевому развитию и профилактике нарушений в речевом развитии воспитанников. Другими словами, в должностные обязанности учителя-логопеда входит только работа с детьми, имеющими подтверждённую соответствующим обследованием речевую патологию.

Вторая особенность организации логопедической работы с воспитанниками детского сада — это отбор контингента для оказания логопедической помощи. Основанием для оказания ребёнку специализированной помощи учителем-логопедом в детском саду является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Прохождение ПМПК, в свою очередь, рекомендуется специалистами узкого профиля после проведения частных обследований по запросам родителей детей и воспитателей (с согласия родителей/законных представителей ребёнка), а также по самозапросу специалистов узкого профиля, в том числе, учителя-логопеда (так же с согласия родителей/законных представителей ребёнка. В последнем случае речь идёт о том, что при поступлении ребёнка в детский сад заводится отдельная медицинская карту, в которую вносятся анамнестические данные из основной карты, оформленной в поликлинике по месту жительства ребёнка, и с которой в обязательном порядке знакомятся все педагоги, которым предстоит работать с группой вновь поступивших детей. При наличии у ребёнка зафиксированного в медицинской карте неврологического статуса, в соответствии с которым он состоит на учёте у детского невролога, или отдельных тревожных признаков пренатального и постнатального, раннего развития (трудное течение беременности, родовая травма, острые инфекционные заболевания в раннем возрасте и т. д.), учителем-логопедом инициируется проведение первичной диагностики речевого развития ребёнка для определения его актуального состояния и возможных нарушений.

Первичная экспресс-диагностика речевого развития детей может проводиться не выборочно, а в сплошном порядке, однако для таких мероприятий дошкольная образовательная организация должна обладать соответствующими кадровыми и материально-техническими ресурсами, что встречается довольно редко, так как высокая ресурсная обеспеченность, как правило, присуща детским садам, имеющим определённую специализацию, и тем, в которых в установленном законодательством порядке организована работа групп компенсирующей направленности.

Логопедическая работа в детском саду проводится с дошкольниками, у которых выявлены фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и общее недоразвитие речи (ОНР). В отношении ОНР следует отметить, что это нарушение в речевом развитии имеет четыре уровня, и в условиях обычного детского сада, без групп компенсирующей направленности, логопед может осуществлять профессиональную помощь детям с III и IV уровнями ОНР, так как I и II уровни относятся к тяжёлым нарушениям речи, сочетающимся с иными патологиями психофизиологического развития, требующими комплексной коррекции в специальных условиях. Учителю-логопеду нередко приходится работать и с детьми с задержкой психического развития, у которых нарушения в речевом развитии имеют вторичный характер.

Ещё одной особенностью контингента воспитанников, которым показана помощь учителя-логопеда, — это их возраст. Коррекционно-развивающая логопедическая работа в неспециализированных детских садах осуществляется в старших и подготовительных группах, что объясняется, в первую очередь, возрастными закономерностями развития артикуляционного аппарата ребёнка и созревания тех структур головного мозга, которые отвечают за речемыслительную деятельность. В более раннем возрасте может осуществляться наблюдение за речевой активностью детей в целях раннего выявления первичных признаков возможных сложных психофизиологических патологий или социально-коммуникативной депривации, которая может оказывать очень существенное воздействие на речевое развитие ребёнка в будущем.

Заключение ПМПК, в котором содержится не только точный логопедический диагноз, но и сведения об особенностях развития познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер ребёнка, выявленных педагогом-психологом, специфике его социальной ситуации развития, описанной воспитателем группы, является основанием для разработки коррекционно-развивающей программы или индивидуального образовательного маршрута. Планируя логопедические занятия (содержание, продолжительность и частоту проведения), учитель-логопед имеет возможность рационально планировать режим их проведения, объединяя детей со сходными потребностями в пары и микрогруппы.

Индивидуальная работа учителя-логопеда с детьми направлена, в первую очередь, на коррекцию нарушенного звукопроизношения, формирование и закрепление правильных артикуляционных укладов. Она может проводиться ежедневно, но не менее трёх раз в неделю.

Парная и микрогрупповая работа предназначена, по большей части, на развитие фонематических процессов, освоение лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. такие занятия проводятся 2–3 раза в неделю.

Ввиду того, что речевое развитие неразрывно связано с развитием мыслительной деятельности и функционированием сенсорных систем организма, обязательным элементом содержания каждого логопедического занятия является выполнение разнообразных упражнений на тренировку сенсомоторной сферы и активизацию познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания, памяти).

Среди особенностей логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп детского сада следует назвать и её содержательную связь с основной образовательной программой — отбор содержания занятий выстраивается на основе лексических тем, которые согласуются между собой в разделе «Речевое развитие» основной образовательной программы и в примерных логопедических программах. Это обеспечивает единство коррекционно-развивающего воздействия, содействует лучшему усвоению и закреплению осваиваемых детьми умений и навыков.

И, наконец, ещё одна особенность организации логопедической работы в детском саду — это комплексный подход к её осуществлению, предполагающий не только тесное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и педагогом-психологом, но и активное вовлечение родителей воспитанников в процесс преодоления детьми речевых нарушений. Для этих целей планограммой учителя-логопеда предусмотрено еженедельное выделение времени на индивидуальные и групповые консультации с родителями воспитанников, посещающих логопедические занятия. Особое внимание хотелось бы обратить на то, что участие родителей в работе по устранению речевых нарушений у их детей является одной из самых трудных задач, которые приходится решать практикующим учителям-логопедам. К сожалению, многие родители самоустраняются от тесного взаимодействия с учителем-логопедом, пассивно относятся к выполнению рекомендаций, игнорируют правило обязательных ежедневных занятий с ребёнком дома.

Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать вывод о том, что организация логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду имеет ряд особенностей: специфичность задач, стоящих перед учителем-логопедом, регламентированность отбора контингента, ярко выраженная ориентация на индивидуальный подход, тесная содержательная связь логопедической работы с работой по развитию речи в рамках реализации основной образовательной программы, необходимость вовлечения в коррекционно-развивающую работу всех взрослых участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Болотова Н. В. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя: игры и упражнения для занятий воспитателя с детьми / Н. В. Болотова // Игра и дети. — 2023. — № 2. — С. 22.-29.
  2. Волковская Т. Н. Интегративное взаимодействие логопеда и психолога в комплексном сопровождении детей с недостатками речевого развития / Т. Н. Волковская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 1. — С. 4–11.
  3. Ворошилова Е. Л. Проблемы организации и содержания скрининг-диагностики речевого развития (теоретическое аспекты) / Е. Л. Ворошилова // Дефектология. — 2023. — № 3. — С. 37–47.
  4. Кошечкина Т. В. Алгоритм организации логопедического обследования: направления и задачи работы специалиста / Т. В. Кошечкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 3. — С. 41–48.
  5. Левшина Н. И. Методическое сопровождение коррекционно-логопедической работы / Н. И. Левшина, Л. Н. Санникова, С. Н. Юревич // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 1. — С. 48–54.
  6. Основы дошкольной логопедии: учебное пособие / авт.-сост. Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. — М.: Эксмо, 2019. — 320 с.
  7. Седова Е. В. Логопедическая работа по профилактике нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста / Е. В. Седова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 5. — С. 28–29.
  8. Степанова М. П. Работа учителя-логопеда в условиях консультационного центра ДОУ / М. П. Степанова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 7. — С. 11.
  9. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М.: Юрайт, 2024. — 247 с.
  10. Шутова И. Ю. Формы сотрудничества специалистов образовательного учреждения в рамках организации коррекционно-образовательного пространства / И. Ю. Шутова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 9. — С. 27–28.


Задать вопрос