Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников
Автор: Никанорова Ирина Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 09.10.2014
Статья просмотрена: 5561 раз
Библиографическое описание:
Никанорова, И. В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников / И. В. Никанорова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6329/ (дата обращения: 22.12.2024).
Одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, так как именно в ее недрах зарождается связная речь. Нельзя не согласиться с тем, что речь — это средство общения и орудие мышления; возникает и развивается лишь в процессе общения.
Слово «диалог» — одно из многих иностранных слов, которое в настоящее время широко употребляется в русском языке. Оно происходит от греческого слова dialogas и означает «разговор», «беседа». Мы разделяем точку зрения исследователей, указывающих на то, что диалог зависит от ситуации, от обстановки разговора, обусловлен предыдущими высказываниями собеседников, чаще имеет незапланированный характер, реализуется в процессе непосредственного общения и состоит из чередующихся реплик. Т. Г. Винокур в работе «О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи в современном русском языке» выделяет следующие языковые особенности диалога: более или менее быстрый темп речи, когда каждый компонент является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений внутри реплик; синтаксическая неполнота и др.
Бесспорно, что диалог — форма социального взаимодействия, и чтобы дошкольник мог принять участие в диалоге, он должен овладеть некоторыми умениями:
1. Собственно речевые умения (знать когда, как и с кем вступать в общение; как продолжать и завершать разговор).
2. Умения речевого этикета (дошкольник постепенно учится приветствовать, прощаться, приглашать, просить, поздравлять, благодарить отказывать и т. д., так происходит овладение речевыми штампами, некоторыми шаблонными оборотами речи).
3. Невербальные умения (ребенок учится правильно и уместно использовать жесты, мимику, позы).
Педагоги находятся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, многие сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализованная деятельность. Необходимо отметить, что существуют различные точки зрения на театрализованную деятельность, ее разновидности и систему работы по развитию театрализованной деятельности.
По определению О. А. Карабановой, театрализованная деятельность это намеренное воспроизведение отдельного сюжета сценария.
По мнению И. Г. Вечканова театрализованная деятельность отражает возрастные, половые, социальные отношения; подчиняется сюжету или сценарию (в своих временных и пространственных характеристиках); создаваемые образы овеществляются (путем переодевания, использования кукол, масок и др.); используются различные символические средства (мимика и пантомима, графика, интонация, пение и т. п.).
Театрализованная деятельность, как отмечают Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин, близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами. И. Г. Вечканова указывает, что театрализованная деятельность задана художественным произведением или заранее оговоренным сюжетом реальности. Отмечает, что роль требует от дошкольника большего подчинения сюжету (если сравнивать с сюжетно-ролевой игрой), но не исключает и творчества.
Таким образом, театрализованная деятельность — это и разновидность художественной деятельности (где наблюдается интеграция литературы, музыки, изобразительного творчества), и сюжетная игра (проявляющаяся в творческом опыте ребенка).
Организация и методика театрализованной деятельности широко представлена в работах педагогов и методистов — Л. Ворошниной, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шиловой и др. В их исследованиях отмечается, что театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, помогает усваивать богатство родного языка, является источником развития чувств и невербальных элементов общения.
Исследователи (Н. Карпинская, А. Николаичева, Л. Фурмина и др.) отмечают, что благодаря театрализованной деятельности дошкольники познают окружающий мир через познание героев, изучение образов и персонажей; затрагиваемые вопросы театрализованных постановок, заставляют детей думать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность способствует формированию опыта социальных взаимодействий, так как каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность. Положительные герои сказок становятся образцами для подражания, отрицательные персонажи вызывают осуждение.
Традиционно театрализованная деятельность делится на две группы: ролевые (драматизации) и режиссерские (см. схема 1).
В ролевых действиях ребенок исполняет роль, реализует определенный образ, исходя из этого образа (положительного или отрицательного) вытекают и последующие действия ребенка, так как герой произведения может быть грустным и веселым, хитрым и наивным, и ребенок должен постараться выразить эти чувства, эмоции и черты характера вербально и невербально. Каждый проигранный образ внутренне изучается ребенком и запоминается. К ролевым действиям относятся: имитации образов, ролевые диалоги, спектакли и импровизации.
В режиссерских действах ребенок не является действующим лицом, а руководит игрушками, куклами, предметами-заместителями, озвучивает их, комментирует сюжет, создает игровое пространство. Дошкольники воспроизводят диалоги из сказок, произведений или придумывают свои. Виды режиссерских действий: настольный, кукольный, плоскостной театры, театр игрушек и др.
Рис. 1.
Традиционно подготовка к театрализованной деятельности осуществляется в несколько этапов.
Первый этап: восприятие произведения. Вначале необходимо познакомить дошкольников с литературным или фольклорным произведением, провести беседу о прочитанном, пояснить содержание, выделить героев с различными чертами характера.
Второй этап: выделение частей в произведении, выяснение мотивов действий персонажей.
Третий: музыкально-ритмическое сопровождение (выбор музыкальных произведений, которые будут звучать в спектакле).
Четвертый: работа над костюмами и декорациями.
Четвертый: работа над частями произведения, репетиция отдельных частей.
Пятый: репетиция с костюмами всего спектакля.
Шестой: премьера спектакля.
Седьмой: подготовка рисунков по спектаклю, обсуждение спектакля, выставка фотографии (с речевыми комментариями). Так дети учатся оценивать исполнение, понимать, что конечный результат зависит от каждого.
В методической литературе выделяю следующие приемы активизации участия детей в театрализованной деятельности: позволить выбрать дошкольнику роль по желанию; назначить на главную роль застенчивого ребенка; распределять роли по карточкам.
Педагог должен обладать особыми умениями и навыками в организации театрализованной деятельности. Чтобы научить ребенка выражать чувства и эмоции персонажа, педагог должен уметь выразительно читать, так как интонация воспитателя — это образец для подражания. Педагог должен уметь перевоплощаться, т. е. обладать артистическими качествами. Должен уметь организовывать, руководить, т. е. обладать режиссерскими навыками; создавать атрибуты, элементы костюмов, масок, декораций, которые могут помочь дошкольникам прочувствовать героев, обстановку, создаваемую в спектакле. Педагог должен приобщать детей к театральной культуре: познакомить с театром, его устройством, его видами, чтобы сформировать интерес к театральному искусству.
Итак, театрализованную деятельность можно отнести к средствам развития диалогической речи, поскольку посредствам ее у детей происходит формирование умения пользоваться различными видами реплик: учатся грамотно задавать вопрос и отвечать на него в соответствии с темой и ситуацией (развернуто или кратко); учатся сообщать собеседнику свои мнения, впечатления, эмоции, учатся проявлять терпимость к другому мнению. Формируются элементарные правила поведения в диалоге (выслушивать собеседника, говорить по очереди и др.).
Таким образом, с помощью театрализованной деятельности ребенок высказывает свои мысли, свое отношение к увиденному, к прочитанному; дошкольник сообщает о своих впечатлениях, делится чувствами, что способствует развитию речевых возможностей. Любое литературное и фольклорное произведение является образцом диалогического взаимодействия. Заучивание литературных диалогов, инсценировка стихов, потешек по ролям обогащают речь дошкольников формами диалогических реплик, дети запоминают правила ведения диалога, у них формируется представление об участниках (адресантах и адресатах) диалога.
Литература:
1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] /О. Акулова // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 24–26.
2. Артемова, Л. М. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. М. Артемова. — М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
3. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 4. — С. 91–93.
4. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст]: учеб. метод. Пособие / Е. В. Мигунова. — Великий Новгород.: Изд.-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. — 198 с.
5. Михайлова, А. Я. Ребенок в мире театра [Текст]: методическое пособие для работников дошкольных учреждений / А. Я. Михайлова. — М., 2001. — 80 с.
6. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры [Текст] /О. Солнцева // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 34–37.
7. Юрина, Н. Н. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Н. Н. Юрина // Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — М., 2002. — 208 с.