Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Доктор педагогических наук О. П. Радынова подчеркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность» [5, с.107].
Развитие музыкальных способностей как и творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным.
Музыкальность, как и система музыкальных способностей, не только развивается, но и формируется в музыкальной деятельности, в каждом его виде. Однако, в некоторых видах музыкальной деятельности те или иные способности развиваются наиболее успешно. Так чувство музыкального ритма лучше всего развивается в музыкальном движении, звуковысотный слух — в пении и игре по слуху на музыкальном инстументе, репродуктивный компонент музыкального мышления — в процессе слушания и анализа музыки, продуктивный компонент музыкального мышления — в процессе импровизации и сочинения музыки.
Слушание музыки — один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. В процессе слушания развивается музыкальное восприятие-мышление (термин В. В. Медушевского) — универсальная музыкальная способность, необходимая для осуществления любого вида музицирования [8, с 11–13].
В целом восприятие музыки — этого сложного, многоуровневого явления — представляет для дошкольников большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой — с возрастными особенностями ребенка-дошкольника. Детям-дошкольникам с их преимущественно наглядно-образным мышлением, непроизвольным по характеру и малым по объему запоминанием, неустойчивым вниманием трудно воспринять и понять абстрактный по своей сути и развивающийся во времени музыкальный образ. Им нужно помочь войти в мир музыки, помочь ее услышать и понять.
В связи с этим организация занятий с детьми по слушанию музыки предусматривает:
специальный подбор музыкального репертуара;
использование адекватных возрасту методов работы с ним;
использование других видов музыкальной деятельности (музыкального движения, игры в оркестре, пения, дирижирования);
использование различных видов художественной деятельности детей, произведений художественной литературы и изобразительного искусства (слушание стихов и прозы; рисование; просмотр репродукций картин, слайдов, видеоматериалов и т. д.).
Взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу, является весьма продуктивным. Визуальные образы — в силу своей наглядности, живое слово — поэзия, проза, благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь ребенку в «дешифровке» музыкального художественного образа. Восприятие, переживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребенку овладение сложным музыкальным языком.
Подбор музыкального репертуара осуществляется на основе принципов художественности и доступности детям дошкольного возраста; сочетания классической, современной музыки и фольклора.
Дети с самого начала получают представление о многообразии и богатстве мира музыки, что способствует их музыкальному развитию, расширяет художественный кругозор.
Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности способствует ее более глубокому постижению и запоминанию. Они могут использоваться как на обычных музыкальных, так и на интегрированных занятиях, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей.
Таким образом, занятия по слушанию музыки отличает вариативность: может проводиться «чистое» слушание с анализом музыки и слушание, сочетаемое с другими видами музыкальной и художественной деятельности детей. Сочетание этих видов также может варьироваться: слушание и движение, слушание и игра на детских музыкальных инструментах, слушание и рисование, просмотр репродукций картин и слайдов.
Вариативным может быть и ход занятия. Его план и стратегия тщательно продумываются педагогом, но в процессе самой работы могут вноситься необходимые изменения, диктуемые эмоциональным состоянием детей, степенью их восприимчивости. Могут меняться вопросы, задания, приемы и методы работы. Педагог должен избегать жесткой схемы, шаблона, стараться, чтобы занятия по слушанию музыки строились по-разному, были интересными и привлекательными для детей.
Слушание музыки может быть частью общего музыкального занятия, включающего и другие виды музыкальной деятельности, и отдельным, специальным занятием (которое чаще всего проводится во второй половине дня).
Конкретный план работы над музыкальным произведением, количество занятий, необходимых для ознакомления с ним, зависит от его сложности, объема, возраста детей, а также подготовленности группы.
Главной задачей, как в младшем, так и в старшем возрасте, является формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, опосредованной пониманием ее содержания. Эта задача может быть решена, если дети будут слушать высокохудожественную музыку в определенных условиях.
На занятии каждый раз должна создаваться совершенно особая атмосфера «погружения» в прекрасный мир музыки. «Тональность» общения педагога с детьми должна быть светлой, доброжелательной. Необходимо очень внимательно относиться к индивидуальной интерпретации музыки, которая зависит от уровня музыкального и общего развития каждого ребенка. Педагог может деликатно поправить ребенка только в том случае, если его ответ, рассказ о музыке противоречит характеру музыкального образа. Но если ребенок, прослушав пьесу С.Слонимского «Кузнечик», скажет, что эта музыка рассказывает о зайчике, педагог должен с ним согласиться: ведь он услышал главное — настроение музыки, ее характер.
Важно, чтобы дети не уставали слушать музыку. Если внимание рассеялось, глазки «потухли», это — безусловный сигнал к завершению занятия или смене деятельности.
Вступительная беседа, которая проводится перед первым прослушиванием, может включать рассказ об общем содержании музыкального произведения, его жанре, сведения о композиторе и т. д. Важно, чтобы это была интересная беседа.
Наряду со вступительной беседой (или вместо нее), перед первым прослушиванием музыкального произведения детям можно задать один-два вопроса. Детям младшего возраста предлагаются очень простые вопросы: «Какая это музыка, веселая или грустная?», «О чем (о ком) она может рассказывать?», «Как бы вы двигались под нее: маршировали, прыгали, танцевали?» и т. п. Старшим дошкольникам педагог задает более сложные вопросы: «Послушайте музыку и скажите, какие образы возникали у вас при ее звучании?», «Какие чувства она у вас вызывала?», «На каком инструменте музыка исполнялась?» и т. п.
Ознакомление детей с музыкальным произведением должно начинаться с его целостного восприятия. Первое исполнение произведения педагогом должно быть высокохудожественным и целостным.
Анализ музыки требует от педагога музыкальной и общей культуры, умения в доступной и интересной для детей форме охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки; связать мелодические, ритмические, тембровые и другие особенности произведения с характером музыкального образа. Следует избегать абстрактного анализа, не связанного с эмоциональным содержанием музыки; навязывания детям собственной программы и интерпретации музыкального произведения, подмены его живого восприятия и переживания задачей на воспроизведение по памяти многочисленных синонимов, определяющих общий характер музыки.
Музыкально-ритмические движения. Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и ее ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие — по сути своей характеристики одного и того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания — движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело но и развивать духовный мир человека. Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательно игровые упражнения помогают ребенку понять содержание музыки освоить ее непростой язык.
Музыкально-ритмические движения помогают двигаться ритмично и выразительно передавая характер музыки, ее эмоционально-образное содержание. Самостоятельно различать темповые, динамические, регистровые изменения и отвечать на них движением: реагировать на начало и конец музыки, смену частей, музыкальных фраз; слышать вступление, передавать в движении метрическую пульсацию, простой ритмический рисунок.
Различать малоконтрастные части музыки; слышать и передавать в движении ярко выраженные ритмические акценты. Свободно ориентированные в пространстве; самостоятельно перестраиваться из шеренги в круг, из круга в пары; сужать и расширять круг, соблюдать расстояние между парами.
Пение. Пение — одно из основных средств музыкального воспитания. Пение развивает слух, память, чувство ритма, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат. Педагогу работая с детьми над песенным репертуаром и над голосом нужно закреплять навык естественного звукооброзования: умение петь легко, свободно, без напряжения. Следить за правильным дыханием; чисто петь в заданном диапазоне поступенное и скачкообразное движение мелодии; удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую. Учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни, самостоятельно начинать петь после вступления.
Закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота (выше-ниже); точно передавать пунктирный ритм; учить петь хором, небольшими группами, по одному, с музыкальным сопровождением и без него.
Петь выразительно, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук; петь, осмысливая характер песни, ее содержание; чувствовать логические ударения в музыкальных фразах, тонко реагировать на эмоциональную окрашенность песни (лирическая, веселая, шутливая, игровая, радостная, ласковая, и т. п.) чувствовать жанровую основу песни.
Игра на музыкальных инструментах. В игре на музыкальных инструментах, как и в других видах музыкальной деятельности, формируется вся система музыкальных способностей но главным образом — музыкальный слух.
В своей уникальной монографии «Психология музыкальных способностей» (1947) Б. Т. Теплов говорит о двух значениях термина «музыкальный слух»: широком и узком. Под музыкальным слухом в широком значении понимается и звуковысотный и тембровый и динамический. Музыкальный слух в узком значении — только звуковысотный [7, с.237].
Ведущую роль в музыкальном восприятии играет звуковысотный слух. Без него «невозможно никакое осмысленное восприятие музыки, тем более никакое музыкальное действование». Звуковысотный слух является одной из основных музыкальных способностей. В дошкольном образовательных учреждениях детей не учат играть на настоящих музыкальных инструментах, зато игра на детских инструментах в ансамблях и оркестре является одним из основных видов музыкальной деятельности.
Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Выдающиеся музыкальные просветители Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, австрийский композитор и педагог К.Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования в развитии музыкальности у детей.
В результате многолетнего экспериментального исследования, проведенного под руководством доктора психологических наук К. В. Тарасовой, автором были доказаны возможность и необходимость обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах по слуху. Игра по слуху — прямой и наиболее адекватный метод развития музыкального слуха и единственный продуктивный путь обучения дошкольников игре в ансамблях и оркестре [8, с.11].
Для того чтобы дети начали играть по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах, необходимо предварительное накопление музыкально-слуховых представлений, индивидуальные занятия с ними на одном чисто настроенном музыкальном инструменте, а затем — перенос приобретенных способов действия на другие инструменты.
Формирование деятельности подбора мелодий по слуху проходит два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе у детей происходит необходимое накопление музыкально-слуховых представлений. Для этого лучше всего использовать песенный материал, который разучивается на занятиях.
Первое требование, предъявляемое к песням, — их художественность. В репертуар включаются произведения фольклора, русской и зарубежной классики, песни современных композиторов, написанные специально для дошкольников. Необходимо также, чтобы песни были доступными детям: несложными для исполнения, понятными по содержанию. Эмоционально яркие, постепенно усложняющиеся, они должны включать постепенное движение мелодии, движение по устойчивым звукам, не широким интервалам; мелодические обороты с повторяющимися музыкальными фразами, четким ритмическим рисунком, ярко выраженной ладовой законченностью, удобным для маленьких рук расположением звуков.
Для подбора мелодий нужно иметь чисто настроенный музыкальный инструмент. Дети обычно просят разрешения поиграть на настоящем фортепиано.
Основной, второй этап деятельности подбора мелодий по слуху проходит три последовательные ступени: ориентировочно-тембровую, ритмическую и мелодическую.
Ориентировочно-тембровая ступень. Известно, что звуковысотный музыкальный слух рождается из тембрового, поэтому первые задания, которые получает ребенок, должны быть направлены на развитие тембрового слуха. Эффективным оказывается сопоставление крайних регистров инструмента. Дети подбирают отдельные звукоподражания, ассоциирующиеся у них со звуками капели, шумом дождя, боем часов, голосами птиц и животных.
На этой ступени использовалось разработанное нами пособие «Музыкальные картинки». На каждой из его страниц — рисунок и стихи для детей, а также примерный нотный материал и методические указания для музыкального руководителя. Педагог рассматривает с ребенком иллюстрацию, читает стихи, а затем предлагает сыграть на музыкальном инструменте, как «гудит машина», «звенит колокольчик», «чирикают воробушки».
Первоначально диапазон звукоряда не ограничивается, чтобы малыш обследовал музыкальный инструмент, познакомился со звучанием различных регистров, способами звукоизвлечения. На первых занятиях не нужно требовать, чтобы ребенок, воспроизводя на клавиатуре те или иные звуки, определенным образом держал руки, пальцы. Обычно дети настолько поглощены новым видом деятельности, что не обращают внимания ни на что другое.
В дальнейшем нужно познакомить их со способами звукоизвлечения и правильной постановкой руки, с выразительным исполнением; объяснить, что музыкальный инструмент не любит, когда с ним грубо обращаются, и отвечает на сильный удар резким, неприятным, пронзительно-громким звуком.
На ориентировочно-тембровой ступени можно использовать следующие методические приемы:
повторение за музыкальным руководителем отдельных звукоподражаний — «игра с рук», сначала с открытой клавиатурой, а затем — с закрытой;
«музыкальное эхо» — нахождение по слуху отдельных звуков, сыгранных педагогом.
Используются также музыкально-дидактические игры «Кто в домике живет?", «Пение птиц», «Музыкальный зоопарк» и др.
При «игре с рук» музыкальный руководитель медленно пропевает и воспроизводит на музыкальном инструменте тот или иной звук в регистре, удобном для голоса ребенка, предлагает ему внимательно послушать, запомнить, а затем найти его на инструменте. Если малыш не справляется с заданием, педагог повторяет его. На первых порах закрывать клавиатуру фортепиано не обязательно. Пусть ребенок следит за руками педагога. Однако после двух-трех занятий следует предложить ребенку найти сыгранное звукоподражание, опираясь только на собственное музыкально-слуховое представление.
Для успешного применения методического приема «музыкальное эхо» педагогу следует умело подбирать слова и звукоподражания, способствующие тому, чтобы «музыкальное эхо» было сыграно в спокойном, ровном темпе, выразительно и динамично. Воспроизведение за музыкальным руководителем сначала ритмического рисунка, а затем и мелодии, состоящей из двух-трех звуков, является для ребенка первой попыткой игры несколькими пальцами. Меняя руки, пальцы, играя в разных октавах, ребенок постепенно учится дифференцировать звуковысотные отношения.
Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, песней, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.
Такое направление в области музыкального воспитания мы находим именно в музыкальных операх-сказках. Так как мы считаем это приоритетным направлением, где включены все виды музыкальной деятельности (слушание, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, самостоятельная импровизация, детское музыкальное творчество).
На основе изучения трудов Л. В. Гераскиной, С. И. Мерзляковой, была разработана программа занятий по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, которая лежит в основе повседневных музыкальных занятий [2, с. 3–4].
Программа включает в себя 10 занятий, состоящих из заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения, творческих навыков в пении, движении, сочинении. Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности. Все занятия формирующего эксперимента заимствованы у Гераскиной Л. В.
Программа включает в себя 2 этапа.
1 этап — развивающий — был направлен на накопление навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарны певческих навыков.
Занятия проходят в нетрадиционных формах обучения: игр музыкальных, музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.
2 этап — репродуктивно-творческий. Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
Далее в следующей таблице представлена Программа развития музыкальных способностей с выделением целей каждого занятия, которые носят более сложный и насыщенный характер, что является результатом динамического нарастания сложности разработанной программы.
Таблица 1
Программа развития музыкальных способностей дошкольников средствами театрализованных игр, сказок — драматизаций
Этапы |
№ занятия |
Цели |
Содержание работы |
1 этап — Развивающий |
1 |
Развитие чувства ритма. Знакомство с русскими народными танцевальными движениями. Поддерживать интерес к театрально-игровой деятельности. Учить ориентироваться в помещении. Закреплять речь с помощью распевок. |
1.Игра «Перейди через речку». 2.Игра «В гости». 3.Игра «Повтори ритм». 4.Распевки «Андрей — воробей», «Два кота». |
2 |
Развитие слухового внимания. Развитие звуковысотных представлений, чистота интонирования звука разных ступеней. Развитие тембрового слуха. Развитие активного внимания, музыкального движения, творческого воображения, интереса к творческому заданию. |
1.Изобразить 2 клоунов — «Клоуны» Д.Кабалевский. 1- удачник, 2-неудачник 2.Игра «Не опоздай» 3.Сказка про «Шум». 4.Игра «Узнай по голосу». 5.Распевки «Лесенка», «Бубенчики». |
|
3 |
Развивать у детей внимание, память, умение следить за развития действия игр. Учить концентрировать внимание. Развивать четкость речи с помощью скороговорок, распевок. Развивать выразительность движения, самостоятельно придумывая двигательные образы. |
1.Игры на внимание: — Что слышно? — Повтори за мной. — Запрещенное движение. 2.Скороговорки. 3.Отгадать загадки и изобразить данного зверя. 4.Придумать мелодию на звук «ля». |
|
4 |
Рассказ сказки педагогом. Педагог определяет с детьми главную мысль, анализирует каждое событие, где и когда происходит действие. Определяет характер каждого героя. Имитируют движение героя. |
Знакомство со сказкой «Аленушка и лиса». (настольный театр игрушек или кукольный, пальчиковый). |
|
5 |
Поощрять желание участвовать в импровизации, развивать инициативу, самостоятельность. Побуждать вживаться в образ данных героев, постоянно совершенствовать его, находя наиболее выразительные средства воплощения. |
1.Этюды на внимание: — Слушай хлопки. — Четыре стихии. — Подражать движениям животных, растений в реальной жизни. 2.Пальчиковая гимнастика. |
|
6 |
Развивать воображение, творческую фантазию, умение импровизировать под музыку различного характера в пении, движении, игре на музыкальном инструменте. |
1.Сказка «Курочка ряба». 2. «Оркестр» в 2 группы. 3.Распевки: «Горошина» «ди-де-да-до-ду», «ми-ме-ма-мо-му» |
|
2 этап — репродуктивно творческий |
7 |
Учить согласовывать свои действия с действиями других детей. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. (превращать и превращаться). Побуждать детей вживаться в образы, находя наиболее выразительные средства для воплощения. |
1.Разучить стих и прочитать с различной интонацией. (ворчливо, сердито, страшно.) 2.Распевки-по выбору: —петь с различным звуковедением. (легато, стаккато). 3.Показ детьми отдельных этюдов по желанию. (образ лисы и т. д.) |
8 |
Упражняться в чистом интонировании, умении различать долгие и короткие звуки. Следить за осанкой, продолжать учить ориентироваться в пространстве. |
1.Игра «Займи место» 2.Распевки: «Эхо», «Вальс». 3.Пальчиковая гимнастика. 4.Игра с бубном. «Ай-дили-дили». |
|
9 |
Знакомство с театром и людьми которые работают в нем. (беседа, рассказ, показ.) |
-театр —декорации —рабочие —костюмеры —зрители |
|
10 |
Учить ориентироваться в пространстве, поддерживать интерес к сказкам и театрально — игровой деятельности. Создавать необходимые условия для ее проведения. |
Сказка «Аленушка и лиса» — драматизация. |
Занятие № 1: Игра «Перейди через речку»
Я расскажу вам про зверюшек одну интересную историю. Однажды они решили перейти через речку, встали на дощечку и пошли.
Кто-то, кто-то через речку
положил нам всем дощечку.....
кот пойдет повалится
кошка в воду свалится
петушок споткнется
утка скувыркнется.
Дети идут друг за другом на носочках взявшись за руки. Со слов «кот пойдет» начинают двигаться приставным шагом.
А перевела наших героев через речку маленькая …..мышка. Посмотрите как. Без слов дети отрабатывают технику прохождения в воротики, руки не расцепляют. Повторяют несколько раз со сменой ведущих, пока все не освоят движения.
«В гости» — дети делятся на три группы и садятся в разных местах зала.
Проигрывается первая часть музыки («Пешком»). 1 группа идет ко 2 и приглашает детей пойти в гости, а те предлагают всем поехать на велосипедах. Под музыку 2 части («Велосипед») дети бегут к 3 группе и приглашают на прогулку. Все решают ехать на машине идут «топающим» шагом.
«Повтори ритм» — педагог задает ритм музыкальным молоточком или на ложках, а дети повторяют его, простукивая в ладоши и проговаривая: «тук-тук-тук».
Распевки: «Андрей0воробей» — дети учатся четко произносить слова, подстраиваться на одном звуке в процессе пения, правильно брать дыхание, петь разным звуковедением: на легато, и на стаккато, вслух и про себя.
«Два кота» — четко произносить слова, работа над артикуляцией. Ритмически прохлопать слова: на восьмые — хлопки, на четвертные — кулачок.
Занятие№ 2
«Клоуны» Д. Кабалевского — Присаживаются на коврик и вместе с петрушкой слушают пьесу. Охарактеризовать пьесу. В музыке представлены два клоуна. Один — веселый, смешливый, умелый. Музыка веселая, задорная, смешная. Другой — неудачник, все у него валится из рук, все он делает наоборот, грустный. Музыка тихая, осторожная, немного грустная. Вы сумеете изобразить таких клоунов? Дети выполняют творческое задание в движении. По окончании Петрушка хохочет, хлопает в ладоши, кричит «браво».
Игра «Не опоздай» — 1–4 такты: дети бегут в разных направлениях. 5–6 такты: стоя на месте хлопают в ладоши. 7–8 такты — бегут на свои места так, чтобы успеть сесть на стулья с последним аккордом.
«Сказка про Шум» — М.р: Почему вы такие грустные? Шуметь умеете?
Дети: Умеем, но шуметь нельзя, на занятии нужно хорошо вести себя, воспитанно.
М.р: Иногда можно позволить себе минутки шалости. Я вам расскажу про такой шум.
Жил-был шум (предлагаю шуметь кто как умеет: кричать, топать, хлопать, шлепать, шуршать, ухать и т. д.)
Ел шум хрум: (хрустеть кочерыжкой, морковкой, сахаром и т. д.)
Шум ел суп: (хлюп-хлюп)
Спал он так: (дети ложатся и храпят храп-храп)
Шел шум бум-бум! (изображают шумный шаг). Упражнение нацелено на развитие творческой фантазии. Сначала дети зажаты, потом расковываются, проявляют удивительную фантазию.
«Узнай по голосу» — различать по тембру голоса поющих детей.
«Лесенка» — различать движение мелодии вверх и вниз, показывая рукой ее направление. Петь попевку по одному и всей группой в сопровождении фортепиано и без него, исполнять ее на металлофоне. Петь с различным звуковедением и динамикой.
«Бубенчики» — определять на слух три звука, различные по высоте (трезвучие) петь легко и звонко.
Занятие№ 3
Дети входят в зал, где декорация леса.
М.р: Смотрите вы оказались в лесу и прислушайтесь какие вы звуки слышите.
«Что слышно?» — (Дети называют все услышанные звуки)
«Повтори за мной» — (Повторяют различные движения за взрослым)
«Запрещенные движения» — (Из многообразия предложенных движений дети не должны повторять, например, хлопок)
Скороговорки, например, «У елки иголки колки» — (скороговорку проговаривать без звука с хорошей артикуляцией, с ударением сначала на первом, затем на втором, и, наконец, на третьем слове с ускорением темпа)
Отгадать загадки про животных. Затем дети изображают данного зверя.
Все вы знаете ребята
Что в лесу живут зверята,
Дружно весело живут,
Свои песенки поют. (Е.Макшанцева)
Давайте придумаем песенки зверят — веселые, радостные. (Дети по желанию берут любые игрушки и на слоге «ля» придумывают мелодию)
Занятие№ 4
М.р: Дети вы знаете, что однажды в лесу произошло с Аленушкой. Нет? Тогда садитесь поудобнее и слушайте. Дети рассаживаются на ковре, музыкальный руководитель рассказывает музыкальную сказку «Аленушка и лиса» (Л.Гераскина «Ожидание чуда») По ходу спрашивает о характере, динамике, темпе, того или иного произведения, изображающего животного. Предлагаю детям изобразить их, или поиграть в настоящий кукольный спектакль.
М.р: Сказка «Аленушка и лиса» закончилась счастливо: Аленушка нашлась и с подружками на полянке завела хоровод. Давайте девочки и мы будем водить хоровод, а потом весело попляшем. Мальчики играют на русских народных инструментах (бубен, ложки, трещотки). Девочки пляшут, мальчики играют. Затем можно поменяться.
Занятие№ 5
Дети спокойно входят в зал, педагог предлагает им встать в рассыпную и проводят этюды на внимание:
«Слушай хлопки» — (задание на один хлопок — встать на одну ногу в позе аиста, на два хлопка — в позу лягушки)
«Четыре стихии» — (на слова «земля» — дети опускают руки вниз, «вода» — руки вытягивают вперед, «воздух» — руки поднимают вверх, «огонь» — делают взмахи кистями рук, при повторах темп ускоряется)
М.р: А теперь я хочу предложить вам изобразить лес. Вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Чтобы подражать движениям животных, а тем более растений, ребенок должен сначала увидеть их и рассмотреть в реальной жизни, мультфильмах, на картинках. Педагоги дают ему четко представление о предметах и явлениях в данном случае о деревьях. Проводится игра по типу «Замри». (Да я вижу могучий дуб, трепещущую осинку, нежную березку, колючую елочку) Давайте изобразим елочку и расскажем о ней.
Вот стоит большая елка — (делают ладонями фигуру «домик»)
А на ней растут иголки (ритмично растопыривают пальчики)
Есть на елке также шишки (придумывают изображая шишки пальцами)
А внизу берлога мишки (показывают пальцами мишку) — пальчиковая гимнастика. (Е.Нефедовой)
Занятие№ 6
Мы с вами знаем еще одну сказку «Курочка Ряба». Давайте ее расскажем. Только нам для этого нужно фортепьяно, а вы мимикой показываете их настроение: дед и баба огорчены — брови нахмурены, радуются — улыбка во все лицо.
(Дети под музыку и рассказ муз.рук мимикой иллюстрируют сказку «Курочка Ряба» муз.М.Магиденко.)
М.р: Очень хорошо вы изображали, как плачут дед и баба, как им обидно, что яичко упало и разбилось. И музыка была плачущей, жалобной.
Ну, а теперь чтоб развеселить вас мы сыграем в игру «Оркестр» — в две группы.
Распевка «Горошина», «Ди-де-да-до-ду», «Ми-ме-ма-мо-му».
Занятие № 7:
Творческое задание по пройденному материалу. Разучивание песен — партий по сказке «Аленушка и лиса» в кругу.
Занятие № 8:
1.Пальчиковая гимнастика по выбору.
2.Распевки «Эхо» М. Андреевой, «Вальс» Е. Тиличеевой.
М.р: Отлично потрудились.(Одну -две минуты педагог молчит, дети -в недоумении).
Скучно, скучно так сидеть,
друг на друга так глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
Игра: «Займи место» педагог поочередно убирает по одному стулу, проигравший выбывает.
Игра: «Ай дили-дили»; «Игра с бубном».
Занятие № 9:
М.р: Вы видите не просто полянку, а декорацию к сказке «Аленушка и лиса».Что такое декорации? Они нужны для того, чтобы было понятно, где и когда происходит действие, чтобы актерам было удобно располагаться на сцене.
В нашем спектакле 3 акта (действия: 1 — в деревне у бабушки с дедушкой; 2-в лесу; 3-полянка) А кто создает декорации к спектаклю?
Дети: Художник.
М.р: Правильно. А кто меняет декорации? Рабочие сцены. Они должны быть сильными, ловкими и внимательными, чтобы вовремя успеть все сделать. (Они же поднимают и опускают занавес). А еще в театре должны быть костюмеры — люди, которые готовят костюмы для артистов (в нашем случае шапочки — помогают артистам надеть их). Сцена готова, костюмы одеты, актеры в творческом волнении. А кто поможет поставить спектакль? Конечно режиссер. Им сегодня буду я. Теперь давайте разделимся на артистов и зрителей.
Вступление.
акт: действие «Аленушка с подружками».
Аленушка горюет.
Медведь
Песенка Аленушки
Волк
Лиса
Песенка Аленушки
Угощение для лисы
Лиса убегает
Заключительная песенка хоровод
В конце представления поклон.
Зрители аплодируют.
М.р: Объясняет слово «бис», «браво»,что означает.Все сегодня были мастерами своего дела? Всех ли можно назвать настоящими артистами? До свидания.
Занятие № 10:
Сказка «Аленушка и лиса» со 2 группой детей — меняются. Зрители-актеры, артисты — зрители.
Таким образом, составленная программа позволяет осуществлять руководство музыкальной деятельности для достижения более высоких результатов.
Программа базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании исполнительской, игровой, театральной деятельности, позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к музыкальной деятельности и развитием творческих навыков дошкольников.
Итак, сделаем заключение. Игра-драматизация — это маленький спектакль и в то же время переходная форма от игры к искусству. Это первая элементарная форма синтеза искусств, которая доступна детям. Объединение нескольких видов искусства основанное на универсальных компонентах художественного языка и обогащающее каждый из них, создает уникальные возможности для художественного развития детей. Огромные возможности раскрыть свои таланты, воплотить в жизнь мечту, выплеснуть накопившуюся энергию, найти друзей, разобраться в своем характере и сделать еще один шаг в постижении окружающего мира дает ребенку детский музыкальный спектакль (опера-сказка). Музыкальные игры драматизации предполагают объединение музыкального движения, пения, художественного слова, мимики и пантомимы, при этом все они подчиняются главной задаче — созданию художественного образа. В методике организации этого вида деятельности, ориентированного в основном на творчество детей, предусмотрено самостоятельное исполнение каждым ребенком всех имеющихся ролей и последний выбор самими детьми лучших исполнителей. Предусмотрены также совместная с взрослыми и самостоятельная организация детьми сценического пространства и (в старшем дошкольном возрасте) мизансцен; ведение детей от исполнения ролей всей группой к исполнению ее малой группой и наконец к индивидуальному творческому воплощению.
Например оперы М.Красева, Прокофьева, так же музыкального руководителя г.Якутска отличника образования М. Ф. Татариновой хорошо апробированы, проверены временем. Оперы перечисленных композиторов, авторов создателей произведения для детского музыкального театра, предназначенные для исполнения детьми имеют уточняющее определение «опера-игра» (опера-сказка). Таким образом сами авторы акцентируют в них игровое начало, импровизационность, свободу самовыражения, творчества детей. Это созвучность правильному подходу к уникальному по своим развивающим возможностям виду музыкальной деятельности в детском саду — музыкальной игре — драматизации (опере-сказке).
Таким образом, театрализованная деятельность, а именно музыкальные сказки, опера-сказки, их разучивание и драматизация проходят прямо на занятии и со всеми детьми без исключения, чтобы каждый мог попробовать свои силы и проявить творческие способности. Так, ребенок по собственному желанию входит в своеобразную игру, оставаясь в ней и принимая ее условия. Главное в разучивании сказки — это ее выразительное чтение, обсуждение и прослушивание музыкальных фрагментов, беседа о нравственном начале, что помогает лучше раскрыть содержание, понять и точнее передать характерные черты персонажей.
При желании любой педагог может превратить конспект занятия в сценарий развлечения, творчески его переработав и подключив сюрпризный момент. Репертуарный материал может меняться с появлением новых песен, новых музыкальных произведений и т. д. В подготовке к занятию большое внимание уделяется подбору оборудования, атрибутов, детских музыкальных инструментов, оснащению дидактических игр, их эстетическому оформлению.
Таким образом, главное, чтобы детям было интересно на занятии, чтобы каждого из них любили и понимали, чтобы ни у кого не пропало чувство ожидания чуда.
Результатом использования разработанной мной программы была проведена следующие мероприятия:
Работа над оперой-сказкой «Гуси-лебеди» на якутском языке, с которой в 2008 году принимали участие в окружном смотре театрализованных сказок и рекомендованы для дальнейшего участия в городском конкурсе «Театр, творчество и дети», где дошкольники заняли 2 призовое место.
В 2012 году на городской окружном конкурсе «Театр, творчество и дети» стали обладателями номинации «Яркая режиссура». На конкурсе участвовали дети якутской группы с музыкальной сказкой «Иллээх кэргэттэр». Эта сказка была представлена для родителей на празднике «8 марта», а видеозапись этой сказки не раз демонстрировалась на телевидении «НВК Саха».
Музыкальные сказки, опера-сказки позволяют установить тесную связь не только музыкального руководителя и ребенка, а также являются результатом плодотворной работы целой команды воспитателей, родителей, детей и музыкального руководителя.
Такое направление в области музыкального воспитания мы находим именно в музыкальных операх-сказках. Так как мы считаем это приоритетным направлением, где включены все виды музыкальной деятельности (слушание, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, самостоятельная импровизация, детское музыкальное творчество).
Литература:
Выготский Л. С. Психология искусства [Текст] / Под ред. М. С. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987. — С. 344
Гераскина Л. В. Ожидание чуда [Текст] / Л.Гераскина. Выпуск 1, Издательский дом «Воспитание дошкольника». — М., 2001 — С. 3–4.
Гераскина Л. В. От этюда к спектаклю [Текст] / Л.Гераскина. Музыкальный руководитель. — 2006. — № 3. — С. 13–17
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М., 1965. — С. 167
Радынова О. П. Программа Музыкальные шедевры [Текст] // Дошкольное воспитание 1999 год, № 6. — С. 107
Радынова О. П. Работа по программе «Музыкальные шедевры» [Текст] / О. П. Радынова. Музыкальный руководитель. — 2004. — № 1. — С. 7–8
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. — М.: Наука, 2003 — С.237–254.
Тарасова К. В. Музыкальность и составляющие ее музыкальные способности [Текст] / К. В. Тарасова. Музыкальный руководитель. — 2009. — № 51. — С. 11–13.