Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Бажина Ильвира Рафгатовна, Гильманова Людмила Викторовна, Постникова Айгуль Алмасовна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.
Дата публикации: 25.04.2018
Статья просмотрена: 1181 раз
Библиографическое описание:
Бажина, И. Р. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / И. Р. Бажина, Л. В. Гильманова, А. А. Постникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3315/ (дата обращения: 15.11.2024).
В. Сухомлинский писал, что жизнь малыша можно считать наполненной только тогда, когда он находится в мире творчества, сказок, фантазий, воображения, а без этого он засушенный цветок [1]. Действительно, общественно-экономические преобразования в мире диктуют необходимость воспитания творчески активного человека, обладающего способностью результативно и нестандартно решать новые проблемы. Поэтому перед дошкольными организациями встает важная задача формирования творческих возможностей подрастающего поколения, что в свой черед требует прогресса учебно-воспитательного процесса с учетом психологической обоснованности всей системы познавательных процессов. Наиболее эффективным способом развития творческих способностей является театрализованная деятельность дошкольников. Так Б. М. Теплов считал, что она воспитывает эмоциональную сферу малыша. О важности театрализованных игр в формировании дошкольников писали такие педагогиисследователи, как Е. А. Антипина, О. Акулова, Н. Ф. Губанова, Т. И. Петрова. Они считали, что театр является увеличительным стеклом, что именно в нем четко отражаются все знания и умения, полученные из окружающего мира. Исследователи подчеркивали важность развития театра в дошкольном учреждении, так как именно с его помощью у ребенка может развиваться речь, коммуникативные навыки, лидерские качества, уверенность в себе, артистизм, закладываются основы нравственности, духовности и главное творческие способности.
К вопросу использования театрализованной деятельности в развитии творческих способностей обратились педагоги МАДОУ «Детский сад № 102 «Созвездие» города Менделеевск Республики Татарстан». Экспериментальная работа проходила с сентября 2017 по апрель 2018 года в логопедической группе. Для выявления уровня сформированности творческих способностей детей дошкольного возраста использовали методику Н. Я. Михайленко, в качестве критерий были выделены умения обыгрывать предметы; заменять действительные предметы условными; выстраивать ролевое взаимодействия; применять ролевой диалог; умение сочинять новый своеобразный сюжет; придумывать другие варианты уже известной игры; изменение традиционного хода игры. В результате анализа были выделены следующие результаты, в экспериментальной группе 40 % детей с низким уровнем развития творческих способностей, 60 % детей со средним уровнем и с высоким уровнем детей выявлено не было. В контрольной группе 20 % детей с низким уровнем, 40 % детей со средним и 40 % с высоким уровнем. Очевидна была работа в данном направлении.
На формирующем этапе исследования был разработан перспективный план для улучшения творческих способностей, посредством театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Так на первом этапе, в октябре месяце, была проведена беседа о театре. Целью данной беседы было расширить представления детей о театре, с поведением в общественном месте. В ходе беседы рассказали дошкольникам о видах театров, что существует театр марионеток, театр би-ба-бо, театр кукол на гапите. Выделили настольный театр, теневой, театр ложек и пр. Пояснили, что актерами могут быть куклы, а могут быть и сами дети. Познакомили с такой профессией как режиссёр. Дети самостоятельно попробовали «водить» куклы. В ходе следующей встрече были организованы игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие. Целью данного занятия было эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения, формирование доброжелательных отношений. Были выполнены такие упражнения как «Брыкание», игра «Знакомство», разыгран этюд «Добрые волшебники».
В октябре месяце данная работа продолжилась, добавились такие упражнения на формирование коммуникативных навыков как «Слепец и поводырь», «Клеевой ручеёк», «Волшебные водоросли». Дети все больше раскрепощались, даже самые стеснительные малыши стали играть, брать на себя ведущие роли. В конце сентября была организована театрализованная игра «Гуси-лебеди». В начале работы напомнили детям сказку, обсудили характер героев, распределили роли. Роль режиссера взяли на себя. В качестве зрителей выступили более скромные ребята, те которые пока стеснялись выступать.
На втором этапе, в ноябре месяце, работа шла над развитием актерского мастерства, основ драматизации, были организованы игры и этюды: «В гости к Аленке», «Заяц и медведь». На данном этапе учились разыгрывать сценки по знакомым сюжетам, используя мимику, движение, интонацию. Разыграли сценку «Котята», старались к данной работе привлекать более скромных ребят. Так же работа шла по развитию актерского мастерства, ребята под фонограммы пели детские песни. Данное занятие им очень понравилось. В ноябре добавили новые игры на развитие коммуникативных качеств «Вежливые слова», «Подарок на всех», «Волшебный букет цветов». В конце ноября была поставлена вторая театрализованная сказка «Теремок», в данной работе роли героев сказки, старались раздавать более стеснительным ребятам. Более активные дети взяли на себя роль рассказчика, режиссера, кассира, билетёра, костюмера. Далее в ноябре месяце были организованы игры на эмоционально-личностное развитие «Связующая нить», «Волшебные очки» и поставлена сновка: «Лиса и Аленушка». Данную постановку приурочили ко дню матери.
В декабре месяце с детьми было организовано досуговое развлечение, которое способствовало развитию интереса к различным видам представлений, и пробудить желание участвовать в них. Было внесено оборудование кукольного театра и прочитаны такие сказки как «Лиса и Аленушка», «Спор овощей», «Лиса-ученица». Были организованы и проведены игры на эмоционально-личностное развитие, способствующие эмоциональной разминке, формированию чувству близости с другими людьми. Были организованы такие игры как «Волшебные очки», «Прогулка», «Связующая нить». Детям очень понравились и игры на формирование коммуникативных качеств, которые способствовали развитию невербальных средств общения, развивали умение выходить из конфликтных ситуаций. Это были игры «Руки знакомятся, руки мирятся», «Слепец и повадырь», «Клеевой ручеек», «Волшебные водоросли» и т. д.
В январе к ставшим уже привычным играм добавились занятия по кукловождению. Использовали такие этюды как «Девочка гуляет», «Две мышки». Так же в своей работе для стеснительных детей, что бы их раскрепостить и развить их коммуникативные умения использовали такие игры как «Два барана», «Клубочек», «Добрая и злая кошка». Попробовали разыграть сказки на фланелеграфе. В работе использовали такой игру-упражнение как «Зеркало», которая способствует снятию мышечных зажимов ребят. Под новый год поставили сказку «Рукавичка». В ходе работы над данной сказкой, выбрали косвенные приемы руководства театрализованной деятельностью, принесли в группу атрибуты, маски героев, рукавичку и прочитали детям сказку.
В феврале месяце кроме игр на формирование коммуникативных навыков использовали упражнения «Вежливые слова», игры «Подарок на всех» и «Волшебный букет цветов», целью их было использовать жесты и мимику. Были запланированы и проведены игры на развитие актерского мастерства «Ежата», «Попугай», «Запомни свою позу». В конце февраля была организована постановка сказки: «Колобок». Особенность данной театрализованной игры было, то, что детям было предложено придумать новый добрый конец данной сказки и обыграть его. В марте месяце для формирования дружеских взаимоотношений использовали такие игры как «Фотограф», «Лебедь, рак и щука», «Расследование». В заключении, в преддверие восьмого марта была организована театрализованная деятельность «Муха-Цокотуха». В постановке были задействованы все участники исследовательской работы. Более активные дети взяли на себя роли мамы Козы, волка, козлят. Более стеснительные ребята так же участвовали, уже не стесняясь, выполняли роли кассира, билетера, гардеробщика, костюмера.
В ходе экспериментальной работы использовались следующие методы и приемы: беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания; развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения); релаксационные упражнения; рисование; проигрывание психогимнастических упражнений; моделирование и анализ заданных ситуаций; сочинение историй; слушание музыки; мини-конкурсы, игры-соревнования. На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, целью которой было выяснить, как изменилась ситуация после проведенной экспериментальной работы. После проведения были выявлены результаты, в экспериментальной группе детей с низким уровнем выявлено не было, 20 % детей со средним уровнем, и 80 % с высоким уровнем. В контрольной группе 20 % детей с низким уровнем, 60 % детей со средним и 20 % с высоким уровнем развития творческих способностей. Что свидетельствует о наличии динамики в экспериментальной группе.
Таким образом, важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Если ребенок чувствует отношение взрослого, восхищение красотой театра, он постепенно тоже признает театральные ценности. Используя данное исследование, дети приобретают практические навыки и умения правдиво действовать в вымышленных условиях и тем самым подготавливают себя к работе над воплощением. Они важны не только для овладения исполнительскими умениями, но и для воспитания качеств творческой личности.
Литература:
- Акулова, О. Театрализованные игры /О. Акулова // Дошкольное воспитание, 2015. -№ 4. — С.24.
- Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. / Н. Ф. Губанова. — М.: ВАКО, 2014. — 256 с.
- Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: обзор программ дошкольного образования/М. Б. Зацепина.-М.: ТЦ Сфера, 2010. -128с.
- Яковлева, О. Н. Театрализованная деятельность в детском саду/
- О. Н. Яковлева.//Дошкольная педагогика-2010.-№ 1.-С. 16–17.