В статье рассматривается содержание опыта работы МДОУ д/с № 98 по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность детей.
Ключевые слова: искусство, театр, сцена, режиссер, кукловод, гример, закулисье, декорации, реквизит, атрибуты, драматизация, сопереживание, спектакль.
Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка,в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей. Жизнь детей пронизана игрой. Одной из разновидностей игр, которая помогает ребенку перевоплощаться во всевозможные образы и роли, является театрализованная игра и организация спектаклей для детей в детском саду. Именно поэтому в ДОУ часто организовываются тематические недели для детей дошкольного возраста. Путешествие с дошкольниками в «Волшебный мир театра» позволит познакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, овладеть навыками выразительной речи, правилами поведения, этикой общения со сверстниками и взрослыми. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни, несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Театрализованная деятельность является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Примером эффективной деятельности в этом направлении стала организация театрального кружка «Петрушка» с участием воспитанников группы № 2, которая не оставила равнодушными ни членов коллектива МДОУ д/с № 98, ни родителей, ни детей.С целью художественно–эстетического развития и привлечения детей к самостоятельной творческой театрализованной игре в 2015 году мною был создан театральный кружок «Петрушка». Набор детей в кружок проводился по их желанию, а также были привлечены дети, незадействованные в других кружках и секциях. Самым важным было заинтересовать, увлечь детей.
«Вы любите театр?» – начинала я разговор с ребятами. Вам интересно, кто придумал театр? А хочется вам самим выйти на сцену в какой-нибудь роли? От этих вопросов глаза детей загорались, у каждого возникало большое желание хоть на несколько минут побывать в «Волшебном мире театра».
Разработанная мною программа кружковой театральной деятельности с детьми предусматриваетрешение поставленных задач с учетом этапов дошкольного возраста с 4 до 7 лет. Театральные игры–занятия проходят с группой детей 1 раз в неделю, а в подготовительной к школе группе 2 раза в неделю. Составлен учебно-тематический план совместной театральной деятельности, содержание работы и прогнозируемый результат.
Для организации театрально-игровой деятельности в своей группе мы создали театрализованный уголок «В гостях у сказки», в котором находятся различные виды театра, реквизит для разыгрывания сценок, спектаклей, атрибуты для различных игровых позиций, мини–костюмерная для детей. Все это доступно для детей и мобильно. Сценой нашего театра является ширма. В группе оформили центр речевой активности детей, в котором были представлены книги по программе и любимые произведения детей, а также портреты писателей и поэтов, экспозиций сказок.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
воспитание у дошкольников интереса к театрализованной деятельности;
поэтапно осваивать виды творчества по возрастным группам;
совершенствовать артистические навыки, исполнительские умения в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций;
совершенствование интонационной выразительности, обогащение и активизация словаря детей;
развитие навыков коммуникативного общения и игрового взаимодействия;
способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности дошкольника.
Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, в своей работе использую различные виды деятельности: телесно-ориентированные игры, игры–имитации, игры–драматизации, импровизации, упражнения на развитие дыхания, мимики, эмоций, силы голоса, психогимнастика, кукловождение и другие. Для себя определила основные принципы работы: игровая форма проведения занятий, положительная эмоциональная оценка со стороны взрослого любых достижений ребенка,принцип от простого к сложному, многократно повторяя один и тот же материал.
Материал старалась подбирать в соответствии с возрастом детей.Взяв за основу содержание знакомых стихов, потешек и сказок, я показывала детям небольшие кукольные спектакли. Затем подключала детей к проговариванию отдельных фраз диалогов героев, предлагая им самим поиграть, поводить разных театральных кукол.
В средней группе, когда у детей есть некоторый опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившиеся литературные произведения с помощью слов, мимики, жестов, передавать различные образы. Именно в этом возрасте мы постепенно начали учить детей сочетать в роли движение и слово, используя пантомиму 2-4 действующих лиц. Для этого проводились обучающие упражнения, такие как: «Капризная лиса», «Представь себя маленьким медвежонком, зайчиком и расскажи о себе». Большой популярностью у детей пользовался настольный театр кукол и пальчиковый театр. С группой наиболее активных детей мы инсценировали простейшие сказки, используя настольный театр. А малоактивных детей привлекала к драматизации произведений, в которых небольшое количество действий.Постепенно дети становились более активными, чувствовали себя маленькими артистами, попробовали, на что они способны, поверили в себя, преодолели страх и скованность на сцене.
Одним из важнейших элементов актерского мастерства, на мой взгляд, является мимика. Это движение мышц лица, выражающие человеческие чувства: радость, гнев, грусть и другие. Такие упражнения и игры всегда увлекают детей, они просят повторения. Выразительность речи ребенка формируется в течение достаточно длительного времени и, начиная со средней группы, взяла за основу развивать элементы художественно-образных средств (интонация, мимика и пантомимика). В своей работе стала использовать театральную разминку игра «Догадайся кто, я!», упражнение «Изобрази настроение», которая развивает артистические навыки и интонационную выразительность речи, пантомимику у детей. Меня очень порадовали успехи моих воспитанников, и чтобы закрепить эти успехи и продолжить мою работу в данном направлении, я решилаформировать интерес к играм – драматизациям, где дети перевоплощаются в образ выбранного персонажа и передают особенности своего героя.
Сказки занимают особое место в развитии дошкольника: они эмоционально близки ребенку и составляют особый мир, который наиболее активно воспринимается детьми. Русская народная сказка радует детей своей добротой, любовью ко всему живому, сочувствием к слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру,которое его окружает, выражает свое отношение к добру и злу, а любимые герои становятся образцами для подражания. Эталоном для подражания, безусловно, был педагог, ведь от его умений выразительно передавать интонацию, характерную мимику, жесты зависит, в какой степени ребенок овладеет средствами выразительности.
Маленькие артисты с удовольствием участвовали в драматизации сказки «Теремок», «Репка», «Колобок», «Дюймовочка», «Телефон», «Сказка о царе Салтане», «Буратино».
Театральная постановка «Дюймовочка»
Театральная постановка «Буратино»
Театральная постановка «Сказка о царе Салтане»
Работа с детьми старшего дошкольного возраста была направлена на приобщение детей к театральной культуре, знакомство с назначением театра, историей его возникновения, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре. Дети моей группы познакомились с профессиями театральных работников – режиссера, кукловода, гримера, узнали секреты театрального закулисья, с огромным увлечением участвовали в изготовлении декораций, атрибутов и реквизита к сказкам. Эмоциональное удовольствие мои воспитанники получали от постановки спектаклей. Сценарии отбирали вместе с детьми, обсуждая знакомые и более понравившиеся произведения и сказки. Произведения выбирали небольшие по объему. Сначала вместе с детьми распределяем роли, на репетиции разучиваем диалоги, поощряем самостоятельные задумки и предложения детей. Вместе с музыкальным руководителем продумываем движения и выход героев. На каждой репетиции мы обсуждаем с ребятами, что у них получилось, а что-нет.Обязательно хвалю детей, замечаю каждое удачное движение, импровизацию, выразительность речи, придуманную реплику. Заряд положительных эмоций и интерес у детей вызывали постановки, оформлением которых дети занимались сами. Всегда самое ожидаемое и волнительное событие в детском саду-это показ спектакля, большое испытание для тех, кто готовился к показу.Эмоциональное удовольствие от спектаклей в детском саду получили юные зрители, которые следили за развитием театрализованного представления, искренне переживая за героев. Маленькие артисты, выступая перед своими сверстниками, показывали им образец живого выразительного образа на сцене.
Особое внимание я уделяла изготовлению различных видов театра. Мы решили вместе с родителями и детьми открыть творческую мастерскую по изготовлению игр и игрушек «Театр своими руками». И нам это удалось! Старшие дошкольники проявили творчество и фантазию при изготовлении персонажей знакомых сказок, использовали свои изобразительные и конструктивные навыки, дарили малышам сказочных персонажей, изготовленных своими руками.
Особая роль отводится работе с родителями. Ведь ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. По запросу детей появилась идея создать мини–музей «Волшебные предметы». Родителям была отведена первоначальная задача, помочь в организации мини-музея. Для них это было новое, интересное дело. Они активно помогали собирать волшебные предметы, изготавливали вместе с детьми своими руками. Это вызвало интерес и у детей, и у взрослых, с огромным желанием участвовали в изготовлении волшебных предметов. В обычном музее ребенок–лишь пассивный созерцатель, а здесь он–соавтор, творец экспозиции. Совместными усилиями в нашем мини – музее появились волшебные предметы, они стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы.
Описание экспонатов:
1. Печь русская самоходная с голосовым управлением предназначена для перемещения пассажиров в любых погодных условиях. Необходимо произнести волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью: поезжай, печь, сама».
2. Цветик-семицветик предназначен для выполнения любых желаний. Желаний можно загадать всего семь, по числу лепестков в цветочке. Прежде чем загадать желание, нужно
хорошенько подумать. При загадывании желания нужно оторвать лепесток и произнести волшебные слова: «Лети–лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по–моему вели...»
3. Волшебный клубочек может показать путь в волшебное царство и никогда не сбивается с пути.
4. Чудо–мельница (жернова) отлично может справиться с солью, маком, специями, горохом, крупой и орехами. Проделать качественную работу по размолу конкретного продукта.
5. Скатерть – самобранка – это волшебный предмет, который в любое время может накормить и напоить своего хозяина, достаточно только развернуть ее и произнести заветные слова: «Скатерть, напои и накорми».
6. Колодец – это всегда холодная родниковая вода. Символ здоровья, силы богатства, плодородия, святости, чистоты. Колодец имеет «живую воду», которая излечивает людей.
7. Емелины ведра предназначены для перемещения воды в любом направлении, в любое время суток, и независимо от времени года. Необходимо произнести волшебные слова:
«Как по щучьему веленью,
Да по моему хотенью,
Ведра, в дом ко мне вступайте,
Да воды не расплескайте!»
8. Золотая рыбка–волшебная, говорящая, исполняет желания. Влияет на погодные условия в синем море! Необходимо 3 раза закинуть невод в море, поймать золотую рыбку, загадать желание.
Тесное сотрудничество с семьями воспитанников оказало положительное влияние на приобщение к художественной литературе, расширение кругозора о сказках, их персонажах и о свойствах волшебных предметов.
Анализируя опыт работы театрального кружка «Петрушка» в МДОУ д/с № 98, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность являетсяодним из самых эффективных способов воздействия на развитие ребенка: развивается речь, творческие и артистические способности и учит ребенка раскрепощаться, выступать перед зрителями.Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новейших образов, побуждает к мышлению.
Литература:
- Антипина Е.А.Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.
- Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие–М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Караманенко Т. Н., Ю. Г. Кукольный театр– дошкольникам. – М., 1992. –160 с.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2001.