Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Руководство театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста

Развитие дошкольника
03.02.2021
699
Поделиться
Библиографическое описание
Пудовкина, Н. Н. Руководство театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста / Н. Н. Пудовкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/6036/.


Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, она приобщает его к духовному богатству народа, развивает нравственно и эстетически, позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал своей личности. В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрализованной деятельности в детском саду. Такие педагоги и методисты, как О. А. Акулова, Е. А. Антипина, Ю. А. Вакуленко,

М. Д. Маханева, Т. И. Петрова, Н. Ф. Сорокина, А. В. Щеткин и другие единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Театрализованная деятельность — это «разновидность игровой деятельности, в которой дети с помощью театрально-игровых умений воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме взаимоотношения людей» [4]. Эта деятельность положительно влияет на личностное развитие ребенка только при умелом руководстве ею со стороны педагогов дошкольной организации.

Главная особенность театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста состоит в том, что при ее руководстве педагог создает условия для коллективных игр-драматизаций и режиссерских игр. Организуя эти игры, «педагог занимает позицию помощника» [2, с. 98]. Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной театрализованной игры: придумать начало или завершить историю, рассказанную педагогом; придумать и показать начало (окончание) истории, которую продолжит педагог или другой ребенок. В средней группе у ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые постепенно превращаются в совместную деятельность.

Основная цель руководства театрализованной деятельностью дошкольников — поддерживать интерес к этому виду деятельности, будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

При руководстве театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста работа педагога состоит в «поддерживании интереса к театрализованной игре, мотивации на ее проведение, в обучении детей придумывать содержание игры и воплощать ее образы с помощью разных средств выразительности» [5, с. 38]. Ю. А. Вакуленко добавляет, что «у каждого ребенка необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания произведения, по которому проводится игра, и своего понимания характера героев» [3, с. 113].

О. А. Акулова подчеркивает, что при руководстве театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста основными требованиями к ее организации являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения этих игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры [1].

Руководство педагога заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в театрализованную игру. В средних группах перед театрализованной игрой следует провести беседу по содержанию. Педагог должен помочь детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа.

Читая текст сказки, педагог сразу же фрагментарно подключает детей к театрализованной игре по ней. А. В. Щеткин считает, что уже на этом этапе дети «должны активно принимать участие в диалоге со взрослым, проигрывать основную сюжетную линию, имитировать движения, голоса, интонации персонажей игры» [6, с. 56].

Для мотивации, развития интереса к театрализованной деятельности, а также овладения детьми 4–5 лет игровыми умениями в ней нами были выделены три основных этапа в работе по руководству этой деятельностью:

1 этап. Обогащение театрального опыта.

2 этап. Искусство выразительного чтения.

3 этап. Мастерство актера.

В рамках первого этапа работы мы знакомили детей с театром: его историей, видовым многообразием, театральными профессиями и атрибутами, помогали освоить театральную терминологию (афиша, пьеса, режиссер, актер, актриса и др.). С детьми проводились беседы по темам «Особенности и виды театрального искусства», «Рождение спектакля». «Театр снаружи и изнутри», «Культура поведения в театре». На данном этапе проводится экскурсия в театр (просмотр спектакля), после которой педагог беседует с детьми и выясняет, какие они получили впечатления о театре, потом просит детей нарисовать театр или то, что им в нем особенно запомнилось и понравилось. Организуется игра, в которой дети имитируют игровые действия, связанные с конкретными эпизодами работы театра; продажу и проверку билетов у зрителей, подготовку зрительного зала, расстановку стульев в соответствии с нумерацией мест и рядов и др.

Второй этап в работе по руководству театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста включает работу по обучению детей выразительному чтению ролей. Педагог помогает уловить замысел и чувства автора, смысл и тональность отдельных диалогов и реплик героев. В процессе руководства работой над ролью используются следующие приемы: составление словесного портрета героя; фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой; анализ придуманных поступков; работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации; подготовка театрального костюма; использование грима для создания образа.

Третий этап в работе по руководству театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста — обучение простейшим основам актерского мастерства. Педагог учит детей перевоплощению, способам словесного воздействия на зрителя, сценическому движению и т. д. В средней группе расширяются знания детей о различных видах театра: фланелеграфе, пальчиковом, теневом, кукольном. Дошкольники осваивают приемы кукловождения настольных кукол и учатся работать с куклами на ширме: знакомятся с правилами их взаимного расположения, особенностями и направлением движения, учатся сопровождать движение куклы словами или песенкой, соотносить движение с речью. Педагог применяет разнообразные приемы руководства: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей всеми детьми по очереди и др. В результате такой работы дети приобретают определенные навыки и опыт в создании сценического образа. Особое внимание педагог уделяет развитию творческой самостоятельности ребенка в создании образов. В конце театрализованной деятельности проводится анализ, в котором отмечаются успехи детей, средства выразительности, с помощью которых ребенку удалось передать характер героя.

Наш опыт работы показал, что эффективна такая методика руководства театрализованной деятельностью детей средней группы, которая включает следующие положения.

  1. Педагог создает условия: формирует и поддерживает у детей интерес к этой деятельности, формирует соответствующие умения, готовит атрибуты для игр (совместно с родителями).
  2. В руководстве используются прямые и косвенные методы. Прямые: выявление желания играть; рассматривание атрибутов для игры; беседа; распределение ролей; замечания и помощь в ходе игры; похвала. Косвенные: экскурсии; чтение художественных произведений; беседа, рассказ; работа с родителями; дидактические игры.

Таким образом, сущность руководства театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста состоит в том, что педагог планирует, организует, направляет, контролирует и корректирует эту деятельность. Руководство театрализованной деятельностью детей средней группы происходит успешно, если педагог использует прямые и косвенные методы, направленные на мотивацию, развитие интереса детей к этому виду деятельности и игровых умений детей.

Литература:

1. Акулова, О. А. Театрализованные игры детей среднего дошкольного возраста / О. А. Акулова // Дошкольник 4–5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — С. 145–173.

2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. — М.: Сфера, 2009. — 128 с.

3. Вакуленко, Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю. А. Вакуленко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 153 с.

4. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для СПО / Е. А. Дубровская [и др.]; под ред.

5. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 179 с.

6. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.

7. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет / А. В. Щеткин. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. — 144 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный