Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Солдатова, Т. Н. Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада / Т. Н. Солдатова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5954/ (дата обращения: 16.12.2024).

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов.

Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи малыша.

В основе развития механизма связного устного высказывания находится система скоординированных внутренних действий ряда анализаторов, способность прогнозировать высказывание и обеспеченность этого высказывания словарём. При наличии этих факторов у ребёнка возникает мотивация к высказыванию, без которой речь невозможна.

Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на психическое развитие ребёнка, что является залогом успешной адаптации и социализации в современном российском обществе.

ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.

Речь является показателем общей культуры ребёнка, его умственного, нравственного и эстетического развития.

Коммуникабельность единодушно признаётся российскими и зарубежными исследователями как одно из базовых качеств личности.

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к развитию детей.

Сегодня все педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение взрослых с ребенком. В связи с этим речь детей, как эффективное средство коммуникации — не выполняет своей функции.

Федеральные Государственные Требования ставят перед образованием задачу — развитие детей через ведущий вид деятельности — игру. Как научить ребёнка играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребёнка? Как с помощью игры активизировать речь детей?

Этому поможет театр!

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Это самый распространённый вид детского творчества. Он близок и понятен ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение, потому что связан с игрой.

Но всякое ли развитие способно заглянуть в будущее, помочь ребёнку ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах? Традиционный — информационный метод обучения детей не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей, не мотивирует способность прогнозировать высказывание.

Поэтому в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, необходимо использовать сочетания различных способов развития с привлечением дополнительных источников положительной мотивации.

К ним можно отнести: внешние стимулы (новизна); сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив (почему так?) ситуация выбора, биологические и социальные потребности (например потребность в общении, поощрении), утилитарный мотив (мне это нужно).

Сочетание различных мотивов в работе с дошкольниками возможно только в игре, которая является основным видом деятельности дошкольника.

Наиболее оптимальным средством, воздействующим на развитие ребёнка, является такой вид деятельности как творческая игра — игра-театрализация.

Театральная деятельность помогает детям эмоционально раскрепощаться, развивать выразительность речи, а исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Совместная театрализованная деятельность ребят и взрослых оказывает воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребёнка, повышает речевую активность. Формирует осознанные умения и навыки генерирования связных высказываний, помогает усвоить правила смысловой, содержательной организации высказывания.

У ребёнка улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Усваиваемые элементы языковой системы дают возможность использовать художественные образы и двигательную активность в непосредственном общении, служат в качестве средства компенсации при недостаточности развития языковых способностей, развивают природные речевые возможности и способности.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны речи.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, что особенно важно на этапе автоматизации нарушенного звука.

С социально педагогической точки зрения театрализация многофункциональна, т. е. она выполняет функцию социализации (приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту), креативную функцию (способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление), а так же лексико-образную.

Перечисленные функции способствуют быстрейшей социализации детей, а лексикобразная функция дополнительно активизирует и развивает слухоречевую память ребёнка.

Вышеназванные направления лучше всего реализовывать через инсценировки, проигрывания речевых и пластических этюдов, при работе над упражнениями пальчиковой и психогимнастики, при работе с произведениями малых художественных форм (беседы по прочитанному, просмотры видиороликов и видеопрезентаций, инсценировки песен др. форм литературного творчества, придумывание историй, решение проблемных ситуаций, игры с движением, ролевые диалоги, пантомимы, упражнения на воображение, игры «Изобрази героя», подбор и характеристика музыки к частям сюжета или к образам героев, тематические досуги, костюмированные праздники и многое другое.)

При этом происходит индивидуализация интерпретация вербально-знаковых форм произведения, а при воспроизведении ребёнком (пересказе, повторе, драматизации и т. д.) осуществляется развитие способностей к индивидуальной интерпретации произведения, развитие речевой культуры воспитанника, активной мотивации устного высказывания.

При этом у ребёнка функционируют и развиваются обе языковые функции — экспрессивная и коммуникативная. Дети с удовольствием превращаются в сказочных персонажей и рассуждают от имени их. Это доставляет им удовольствие, следовательно, активизирует речь детей.

При работе над коррекцией звукопроизношения, развитием связной речи, используя театрализованную деятельность как вид работы с детьми, нами было замечено, что большое влияние на поведение ребёнка оказывает игровой образ. Создавая тот или иной образ, ребёнок искренне верит тому, что изображает. Он ярко показывает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремится передать их так, чтобы окружающие ему поверили. Разыгрывая роль ребёнок не только подражает действиям того или иного персонажа, но и передаёт его отношение к людям, к обязанностям, его чувства, переживания. Речь ребёнка становится более выразительной, содержательной, образно и эмоционально окрашенной. Всё это является опорной базой для развития монологической и диалогической речи, глубоких переживаний ребёнка, способствует приобщению его к духовным ценностям, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

И как следствие, у ребёнка развиваются симпатии и антипатии к определённому образу или действиям, совершаемым каким-либо героем. Благодаря театрализованной деятельности происходит познание ребёнком мира не только умом, но и сердцем. Всё это находит отображение в речевом эквиваленте.

Формирование у логопатов осознанных умений и навыков генерирования связных высказываний предполагает обязательное знакомство их с правилами, по которым строятся высказывания, и практическое усвоение правил смысловой, содержательной и лексико-синтаксической языковой организации текста (устного высказывания).

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка совершенствуется в развитии смысловая, регулирующая функция речи, которая тесно связана с развитием внутренней (монологической) речи, с целенаправленной возможностью программированной интеллектуальной деятельностью. На основе внутренней мыслительной деятельности строится и внешнее речевое высказывание или связная речь.

Таким образом, можно сделать вывод: все вышесказанное даёт основание утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к активизации речевого высказывания детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие, речь детей, связная речь, театрализованная деятельность, диалогическая речь, дошкольный возраст, игра, навык генерирования связных высказываний, развитие детей, ребенок, способность, устное высказывание.

Похожие статьи

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Современные технологии познавательного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ТМНР в условиях центра социальной поддержки и реабилитации

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Похожие статьи

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Современные технологии познавательного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ТМНР в условиях центра социальной поддержки и реабилитации

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ