Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Свиридова, Н. И. Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста / Н. И. Свиридова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9631/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Одной из основных задач дошкольного учреждения является формирование у детей правильной речи, т.е. проведение работы над дикцией.

Дикция — степень отчетливости произношения слов, слогов и звуков в разговоре, чтении и т. д. [1, с. 30]. Дикция имеет большую эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей культуры устной речи каждого человека.

Произношение, отвечающее требованиям разборчивости, внятности, отчетливости является важным условием эффективности процесса устного общения между людьми.

Весь дошкольный возраст-время энергичного развития речи, в частности овладения правильным звукопроизношением. В настоящее время показатели речевого развития детей ухудшаются. Одним из распространенных нарушений являются нарушения звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения выражаются в отсутствии звуков, искажениях звуков, заменах одного звука другим. При этом могут страдать отдельные звуки, группа звуков или несколько групп звуков. Взрослые не всегда улавливают на слух искаженное произношение звуков или не придают этому особого значения, надеясь, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся. К сожалению, практика показывает, что дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, преодолеваются с большим трудом. [4, с 3]. Таким образом, очевидно, что недостатки звукопроизношения могут стать причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, в дальнейшем привести к дисграфии и дислексии. Нарушения звукопроизношения ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, возможно формирование комплекса неполноценности, выражающегося в трудности общения, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы и личности ребенка в целом.

Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является проведение артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. [4, с 52].

Задачи артикуляционной гимнастики:

                   укрепление мышц артикуляционного аппарата;

                   развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;

                   объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;

                   развитие слухового и зрительного восприятия;

Метод воспитания звукопроизношения путем проведения артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева и др.) [4, с 52]. К решению проблемы развития артикуляционной моторики подходили такие авторы, как В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т.Гризик, Л.Тимощук и др. Работы перечисленных авторов содержат цели проведения, описание комплексов и отдельных артикуляционных упражнений.

Ежедневное выполнение артикуляционных упражнений утомляет детей, снижает интерес к гимнастике, а значит, эффективность упражнений уменьшается. [2, с 2].

Вот почему логопеду важно обеспечить на занятиях положительный эмоциональный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям. Для этого необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме, т.к как игра- основной вид деятельности дошкольников. К сожалению, этот факт не всегда учитывается взрослыми при проведении работы с детьми. На сегодняшний день игровые формы проведения артикуляционной гимнастики активно разрабатываются. Такие авторы, как Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук опираются на индивидуальные особенности детей (ориентация на слуховое восприятие или зрительный образ) и предлагают артикуляционные упражнения сопровождать рисунками и стихотворениями. В работах М. А. Поваляевой, Т. А. Куликовской, В. Н. Костыгиной раскрывается методика проведения артикуляционной гимнастики, объединенной единым сюжетом и изложенной в виде «Сказок о веселом язычке».

В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится с применением различных игровых приемов.

К каждому упражнению подобраны картинки-образы. Например, изображение часов при выполнении упражнения «Часики», рисунок чашки для упражнения «Чашечка» и т. д. Картинка служит образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям. Картинки могут быть размещены на грибе (игра «Гусеница-обжорка»), часах, гранях кубика, в вагончиках паровозика. Можно предложить пройти лабиринт или выполнить упражнения, предложенные клоуном Федей. Используя мелкие игрушки, как символы артикуляционных упражнений, разыгрываем сказки-приключения для главного героя — сшитой игрушки язычка. С помощью дидактической куклы лягушки можно показать некоторые артикуляционные упражнения- «Качели», «Чашечка», «Маляр» и др.

Одной из интересных форм проведения артикуляционной гимнастики является использование биоэнергопластики.

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. [2, с 2]. Движения рук при выполнении гимнастики имитируют движения губ, языка, нижней челюсти.

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы. Педагог подбирает комплекс артикуляционных упражнений и объединяет их сказочным сюжетом. Ребенок, слушая сказку, выполняет синхронно движения кистями рук и органами артикуляции.

Для проведения артикуляционной гимнастики создана развивающая среда: картинки-символы артикуляционных упражнений; картотека артикуляционных упражнений; картотека рисунков ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук и органов артикуляции (биоэнергопластика); картотека артикуляционных стихотворений и сказок; картотека биосказок; перчаточные куклы; дидактическая кукла «Лягушка»; дидактическая игрушка- «Язычок»; игры «Волшебный куб», «Веселый паровоз», «Лабиринт», «Клоун Федя» оснащены прозрачными окошками для размещения карточек-символов артикуляционных упражнений.

Игровые приемы делают занятия интересными, увлекательными, эмоциональными.

Результаты применения игровых методов проведения артикуляционной гимнастики:

                   повышение мотивации, работоспособности и интереса ребенка;

                   положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики,

                   обеспечение успешности ребенка;

Таким образом, применение игровых приемов проведения артикуляционной гимнастики способствует более успешной работе по подготовке органов речи к постановке звуков.

 

Литература:

 

  1.              Бондаренко А. А. работа над дикцией в начальных классах.//Начальная школа.-1987.- № 1.
  2.              Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство- Пресс, 2011.
  3.              О йога-данс или биоэнергопластике.- Режим доступа http://www.bioenergoplastika.ru//
  4.              Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом Язычке.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная гимнастика, нарушение звукопроизношения, упражнение, артикуляционный аппарат, группа звуков, нижняя челюсть, проведение работы, развитие силы, укрепление мышц.

Похожие статьи

Методологические условия организации занятий по оздоровительной аэробике со студентами высших учебных заведений

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Методика проведения совместной деятельности с детьми по сенсорному воспитанию

Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Особенности методики проведения занятий для детей дошкольного возраста в секции по художественной гимнастике

Похожие статьи

Методологические условия организации занятий по оздоровительной аэробике со студентами высших учебных заведений

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Методика проведения совместной деятельности с детьми по сенсорному воспитанию

Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Особенности методики проведения занятий для детей дошкольного возраста в секции по художественной гимнастике