В статье авторами отражены результаты исследования диалогической речи по средствам театрализованной деятельности. В статье авторами показана актуальность использования театрализованной деятельности в процессе формирования диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: диалогическая речь, театрализованная деятельность, дошкольники с общим недоразвитие речи.
Практические и теоретические аспекты развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, изучались и рассматривались
С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, Н. Х. Швачкиным, Д. Б. Элькониным, Ф. А. Сохиным и другими психологами и лингвистами. В работах О. Н. Артеменко [2], О. Бизиковой [4], Н. Н. Важениной [5], В. В. Коноваленко [8].
Л.И., Лалаева, Л.С., Волкова, Т.Б., Филичева, высказывались, о том что, сформированность диалогического общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, очень существенно и актуально, так как несформированность речевой системы и использование грамотно сформированных высказываний на практическом уровне ограничены у данной категории дошкольников.
В онтогенезе развитие диалогической речи представляет сложный многоступенчатый процесс появления и развития диалогических умений, речевого этикета, который является идущим в основе овладения грамматическим и морфологическим строем речи.
Диалогическая речь изучается многими науками: психологией, лингвистикой, психолингвистикой и т д. исследованием данного вопроса занимались такие ученые: Винокур Т. Г., Арушанова А. И., Капитовская А. О., Плахотнюк М. Г., Бахтин М. М., Поливанов Е. Д., и др.
Многие ученые, которые работали в данной области исследования, высказывались о том, что диалогическая речь является первичной, нежели монологическая речь. В связи с этим утверждением считается, что способности диалогического общения, являются основной опорой овладения монологом. Помогает в этом конечно же, связность диалогического общения: потому как в диалогическом общение существует очередность в репликах, а также связь отдельных выражений и высказываний, и в связи с тем, что в диалогическом общение существует логический смысл. Формирование диалогического общения зарождается уже в раннем возрасте, предшествуя формированию монологического общения. Далее эти формы общения формируются параллельно друг другу.
Нами была изучена и проанализирована научная литература по данному исследованию. Таким образом, проанализировав и изучив литературу, мы сделали вывод о том, что и диалог, и диалогическое общение — это один из видов речи, который характеризуется ситуативностью от обстановки собеседников, либо каким то высказыванием незапланированного характера.
Так как на протяжении всего времени данный вопрос изучается, и не стоит на месте, в лингвистических словарях появляются различные определения диалога и диалогического общения. По мнению Лисиной М. И., «Диалог — это своего рода особая форма общения с возможностью совершенствования процессов совместного познания, координации действий среди коллективов и достижения подлинных социальных изменений».
Так как нарушение диалогической речи чаще всего рассматриваются в рамках изучения связной речи. Поскольку основное внимание исследователей сосредоточено на изучении особенностей лексических, грамматических и фонетических средств языка, что затрудняет построение методики формирования диалогической речи. Мы решили формировать диалогическое общение, через театрализованную деятельность в своей работе.
Так как, благодаря театрализованной деятельности ребенок дошкольного возраста знакомится с окружающим его миром, через образы, краски, звуки. А логически правильно и доступно для ребенка сформулированный вопрос побуждает его к активной деятельности (то есть ребенок начинает анализировать, думать, размышлять, делать выводы, обобщения и т. д.).
Исследование мы проводили на базе дошкольного учреждения. Основной целью исследования является — формирование диалогической речи детей посредством театрализованной деятельности.
За основу мы взяли методики Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б. Воробьевой В. К.
По итоговым результатам обследования, мы разработали приемы для формирования диалогической речи. Группу детей, имеющих заключение об ОНР, мы разделили на группы экспериментальную и контрольную, каждая группа состояла из 10 человек.
Далее рабoта, по формированию диалогического общения сoстояла из трех этапoв.
I этап подготовительный. Особое внимание мы уделяли диалогическому общению действующих лиц. Дети учились разыгрывать сказки по ролям, передавая характерные черты выбранного персонажа.
На II основном этапе дети пробовали составлять литературную композицию по мотивам знакомых сказок, выразительно исполнять роль. На данном этапе также в словарь дошкольников были активизированы такие понятия как «режиссер», «актеры», «сцена», «декорации».
Благодаря проведенным спектаклям по сценарию, составленному совместно со взрослыми, помогли детям расширить и углубить работу по общеречевому развитию.
На III этапе особое внимание уделялось умению использовать усвоенные навыки без подсказок и помощи взрослого передавать художественный образ выбранного персонажа.
По итогам, проведенного исследования нам удалось выявить улучшения в результатах показаний, достигнутых на данном этапе экспериментирования.
По результатам исследования дошкольников, которые принимали участие в экспериментальном исследовании, мы условно распределили на 3 группы в зависимости от уровня овладения диалогической речью (высокий, средний, низкий уровни).
15 % детей мы отнесли к высокому уровню сформированности диалогической речи. Данная группа детей владеет речевыми умениями, дошкольники проявили самостоятельность и инициативу в придумывании сказок, рассказов. Не повторялись в своих высказываниях. Используют выразительность в обыгрывании. Речевое общение активно.
60 % детей имеют средний уровень сформированности диалогической речи. Во время пересказа детьми допускались пропуски, логические ошибки, которые исправляли самостоятельно при помощи педагога. Следовательно, у данной категории детей речевая активность очень средняя, хотя интерес к речевому общению проявляется.
25 % дошкольников мы отнесли к низкому уровню сформированности диалогической речи. В этой группе дошкольниками допускались смысловые и содержательные ошибки во время пересказа, часто прибегали к помощи со стороны педагога. Также отмечались пропуски структурного компонента повествовательного рассказа. При творческом рассказывании самостоятельности не проявляют, чаще повторяют при рассказывании за сверстниками.
Целью контрольного этапа — стало выявление сформированности диалогической речи, по средствам театрализованной деятельности используя в экспериментальном исследовании театрализованные постановки. Исследование на контрольном этапе нами проводилось по той же методике, что и на констатирующем этапе.
На данном этапе экспериментирования дошкольникам довались более сложные задания.
Проведя сравнительный анализ, мы сделали вывод, что рассказ для дошкольников является самым трудным жанром, так как дошкольникам необходимо было, называть отличительные особенности рассказа. Хотя высказывания некоторых дошкольников были грамматически правильно оформленными. Излагая текст, правильно использовали темп, силу голоса и выразительность.
В результате обогащения театрализованным компонентом содержания всех видов активности детей по специально разработанной методике.
Можно отметить, что театрализованная деятельность искусство, которое действительно влияет на формирование — целостной, всесторонней и гармонично развитой личности ребенка, развитие диалогической речи, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Официальный сайт. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/31.05.2020- ФГОС-ДО.pdf
- Артеменко О. Н. Формирование диалогической речи у детей с ОНР // Международный журнал экспериментального образования. — 2016. -№ 8. — С.34–36.
- Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения. — М.: Мозайка-синтез, 2015. — 126 с.
- Бизикова О. Развитие речи дошкольников в игре. — М: Скрипторий, 2016. — 136с.
- Важенина Н. Н. Развитие диалогической речи у детей // Актуальные задачи педагогики: материалы IV международной научной конференции. — Чита: Молодой ученый. — 2014. — № 4 (1). — С. 93–95.
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/5/0005/5 0005–1.shtml.(29.05.2020)
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 2014. — 389 с.
- Коноваленко В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: методическое пособие. — М.: Гном и Д, 2014. — 356с.
- Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР// Психолингвистика и современная логопедия. — 2017. — № 10(1). — С. 34–38.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М.: Гном и Д, 2015. — 238 с.