Коррекционно-воспитательная работа как комплексная система работы специалистов
Авторы: Кудрина Наталья Михайловна, Кудрина Людмила Вячеславна, Шатунова Елена Александровна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 27.08.2019
Статья просмотрена: 140 раз
Библиографическое описание:
Кудрина, Н. М. Коррекционно-воспитательная работа как комплексная система работы специалистов / Н. М. Кудрина, Л. В. Кудрина, Е. А. Шатунова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4398/ (дата обращения: 24.11.2024).
Одним из условий нормального развития ребёнка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Между тем, в последние годы число дошкольников, имеющих речевую патологию, возросло. В нашем детском саду пять групп компенсирующей направленности, в которых ведётся работа по коррекции отклонений в развитии детей. Чтобы эта работа была успешной, необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса учителей-логопедов, воспитателей, родителей и детей. Учителя-логопеды считают, что коррекционно-воспитательная работа должна выстраиваться как комплексная система работы специалистов, с использованием разнообразных средств и методов, которые обеспечат интеллектуальное, физическое, психическое развитие, воспитание нравственных черт личности. Логопедическую работу лучше начать с анализа организации учебно-воспитательного процесса жизни и деятельности воспитанников. Особое внимание уделяем речевому поведению воспитывающих взрослых. Так как воспитатели испытывают затруднения в организации работы по речевому развитию детей, учителям-логопедам следует сопровождать их работу. Всем нам важно чувствовать поддержку коллег. Поэтому нами были выработаны такие правила:
1. Проводить работу на основе данных логопедического обследования и индивидуальных особенностях развития ребёнка.
2. Содействовать развитию понимания речи, используя познавательные рассказы и беседы с детьми.
3. Расширять объём «живого общения» взрослых и детей.
4. Обеспечивать естественность речи, интонации, тона.
5. Избегать многословия.
6. Стимулировать воспитанников к различным высказываниям.
7. Обращаться к детям с вопросом, а не с готовым ответом.
8. Внимательно выслушивать ответы и высказывания детей.
9. Стараться использовать советы, пожелания без слов «не, нет, нельзя».
10. Помнить, что не только поведение, но и речь педагога — пример для детей.
11. Заниматься самообразованием, повышать уровень речевой культуры. Проявлять интерес к пословицам, поговоркам, словосочетаниям, красивым фразам и детской художественной литературе.
На практике педагогами используются разные виды планирования. Еженедельно планируем содержание и формы коррекционной работы по лексической теме. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы даёт большие возможности для развития детей и коррекционной работы. В своей работе успешно использовали идею Л. В. Свирской «Паутинки». Она позволяет обеспечить тесное взаимодействие специалистов и наглядно представить план-паутинку, с темой недели, задачами коррекционной работы, основными видами деятельности детей, потребностями детей, запросами родителей. Определяя места пересечения, отмечаем: какими материалами необходимо дополнить игровые уголки, какие виды карточек для коррекционной работы необходимо подготовить, как поддержать инициативу детей, какая информация для родителей будет актуальной. Обсуждая план совместно с воспитателями, вносим коррективы в свою работу. В соответствии с лексической темой недели продумываем изменения в развивающей предметно-пространственной среде. Заменяем часть материала, дополняем новым, чтобы в каждом центре развития появились интересные, привлекательные пособия, игры. Сначала оформляем выставку иллюстративного материала. В книжном уголке размещаем подборку детских книг, познавательной литературы, альбомов, посвящённых изучаемой теме. Разные виды театров обеспечат самостоятельную и свободную творческую деятельность воспитанников. Они находятся в доступном для детей месте. Помогаем воспитателям внести изменения в содержание речевого уголка. Обеспечиваем сменяемость дидактических, настольно-печатных игр, игр-тренажёров. Используем картотеки пословиц, словесных игр, физкультминуток с речевым сопровождением, чистоговорок. Для более быстрого запоминания стихов и чистоговорок нами используются карточки с простыми рисунками (мнемодорожки). Ребёнку достаточно посмотреть на карточку, чтобы он вспомнил текст чистоговорки. Уголок изобразительной деятельности дополняем материалами и пособиями: трафаретами, раскрасками, карточками с развивающими заданиями, которые помогают закрепить знания по изучаемой теме. Немаловажную роль в развивающей речевой среде группы играют материалы на развитие мелкой моторики. Все игровые материалы, пособия многофункциональны. В своей работе мы часто используем игру «Золушка», с набором разнообразного природного материала, дети любят разбирать разные виды фруктовых косточек. Применяем и авторские игры, так нами разработана серия игр с камешками Марблс: «Звуковые дорожки», «Пиратский сундучок», «Мастерская», «Игры для Снегурочки». То есть, создаём условия для речевого развития воспитанников в разных видах деятельности.
Для индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы учителя–логопеды подготавливают специальные карточки. Они содержат разные задания, которые обеспечивают возможность воспитанникам самостоятельно выполнить многовариантную работу: познакомиться с изучаемым звуком или буквой, соединить картинки с буквой, найти место звука в слове, раскрасить, заштриховать, обвести по точкам, сосчитать, отгадать ребусы, пройти лабиринты и т. д.
Для планирования работы также привлекаются и дети. В свободном общении они рассказывают о том, чем они занимались дома, что их волнует, интересует. Детям предоставляется возможность самим предложить тему недели. Воспитатели выясняют, что хотят узнать дети, чем будут заниматься, что для этого нужно и для чего пригодится. «Во что хочешь поиграть? Что для игры необходимо? С кем хочешь поиграть?». Планируют и отмечают свои пожелания на доске выбора. Для работы над темой применяется модель трёх вопросов: «Что мы знаем? Что хотим узнать? Что можно сделать?». Благодаря ответам на эти вопросы, мы получаем представления о начальных знаниях по теме и кругозоре детей.
Коррекционная работа проходит не только во время непосредственно-образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах в разных видах детской деятельности: коммуникативной, восприятии художественной литературы, двигательной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, познавательно-исследовательской. Наблюдения педагогов и результат модели трёх вопросов: помогает распределить тему по видам деятельности и спланировать индивидуальную и подгрупповую деятельность с детьми. Включая словесные игры и упражнения по развитию речи во все режимные моменты мы пополняем и активизируем словарь детей, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь и умение правильно выражать свои мысли. В первую половину дня задачи по развитию речи воспитатель решает в таких формах работы как беседа. Главное в беседе доверительность, эмоциональный контакт, а тема беседы может и не зависеть от темы недели.
Широко применяем игры с речевым сопровождением, которые позволяют объединить воспитанников. Примером таких игр можно считать малоподвижные игры: «Здравствуй и прощай», «Мяч лови, слово назови», «Птички на жердочке», «Один, два, пять, девять», «Эхо», «Услышь меня».
В трудовых поручениях и дежурстве, в игровой, самостоятельной деятельности, при организации культурно-гигиенических процедур применяем стихи, фольклор. Учителя–логопеды в утренний период организуют разные виды гимнастик: пальчиковую, дыхательную, игровой самомассаж.
Для закрепления культурно-гигиенических навыков в группах размещены алгоритмы: умывания, дежурства по столовой, по уходу за растениями, раздевания, одевания. В старшей группе дети имеют представления о работе дежурных по столовой. Закреплению приемов правильной сервировки способствует алгоритм дежурства, который размещён в уголке дежурных. Дети проговаривают последовательность, правила раскладывания столовых приборов и посуды, соотнося свои действия со схемой. Во время дежурства и приема пищи воспитатели проводят работу по закреплению лексико-грамматического строя речи. Обязательно проговаривают название овощей и фруктов и название блюд, в соответствии с меню.
При подготовке к прогулке закрепляем навыки одевания и раздевания, умение обращаться с просьбой, благодарить. Обогатить словарный запас детей также помогают алгоритмы раздевания, одевания, составленные с гендерным учётом и учётом сезона. Структура прогулки позволяет уделить внимание не только оздоровительной работе, но и развитию речи детей. Организованное наблюдение на прогулке способствуют развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воля) и развитию словаря. Совместные действия, исследование объектов природы позволяют закрепить слова–признаки, слова-действия. Активное вовлечение воспитанников в труд и игры дарит им положительные эмоции, удовлетворяет потребность в движении, способствует развитию детей.
Во второй половине дня, в специально отведенное в режиме время, воспитатель проводит индивидуальную работу по заданию учителя-логопеда. Учитель-логопед и воспитатели заранее обговаривают предстоящую индивидуальную работу с детьми. Учитель-логопед подготавливает карточки с заданиями, подбирает необходимые пособия, игры. В тетради взаимодействия специалистов делается запись о проведении индивидуальной работе с детьми. Воспитатель указывает, как прошло занятие, какие трудности возникали у воспитанников. На следующий день обсуждаем и анализируем что удалось, чего не получилось достичь, ищем пути преодоления затруднений.
Для повышения качества коррекционной работы и положительного результата можно добиться, сделав родителей своими союзниками. Мы стараемся вызвать у них интерес к коррекции речи детей. Осуществляем разнообразную работу по взаимодействию с семьями воспитанников: родительские собрания, консультации, беседы, практикумы, выставки, открытые мероприятия, мастер-классы. Один раз в неделю в ДОУ организуем консультационный день. Родители могут прийти, когда им удобно, в течение отведённого времени. Консультации готовятся разными специалистами, используются практикумы, тренинги. В уголках для родителей еженедельно подготавливается информация о теме недели. Конкретно указываем, какие события планируем, какие комплексы упражнений выполним, какие слова пополнят словарь детей, какие игры организуем и т. д. Но самое запоминающееся и интересное для наших родителей — участие в речевых досугах. После таких мероприятий возрастает доверие к работе педагогов. Для информации родителей о ходе образовательного процесса воспитатели ежедневно составляют мини-отчёт о том, чем сегодня занимались дети. В приёмных учителя-логопеды разместили плакаты со стилизованными изображениями «Звукограда», и «Звукового леса», на которых вместе с детьми размещаем сообщения о том какой звук изучали на этой неделе.
Работа специалистов в тесном контакте с родителями и детьми позволяет добиться положительных успехов в коррекционной работе.