Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 09.10.2017

Статья просмотрена: 3015 раз

Библиографическое описание:

Сорокожердева, И. Н. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи / И. Н. Сорокожердева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45822/ (дата обращения: 15.11.2024).



Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда.

В группе я, как воспитатель, осуществляю коррекционные задачи: закрепляю речевые навыки по заданию логопеда; максимально пополняю, уточняю и активизирую словарный запас детей в процессе режимных моментов; осуществляю систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей на занятиях и в свободной деятельности; на своих занятиях включаю задания на развитие внимания и памяти, стимуляцию словесно-логического мышления детей; развиваю произвольную пальцевую моторику детей. Индивидуальные занятия по заданию логопеда я провожу во второй половине дня. В группе ведётся тетрадь по взаимосвязи, где фиксируют детей, с которыми необходимо заниматься. Для того, чтобы остальные ребята были заняты тихими играми, не отвлекали занимающихся детей, предлагаю и м настольные игры, учитывающие особенности детей, способствующие их развитию и обучению.

Для развития мелкой, произвольной моторики пальцев рук в группе в достаточном количестве различные шнуровки, мозаика, нанизывание бус, рисование по трафарету, разрезные картинки, игры — пазлы, специальные кубики. Для индивидуальных игр в группе оборудован речевой уголок, где содержаться материалы для закрепления всех компонентов устной речи. Чтобы не пропал интерес к содержанию этого уголка, он периодически пополняется, обновляется. Важным атрибутом здесь является зеркало. В результате, такие индивидуальные занятия способствуют устранению грамматических и фонетических ошибок, допускаемых детьми-логопатами.

Моя работа с такими детьми начинается с адаптации ребёнка к новым, непривычным для него условиям пребывания, к новым помещениям групповых комнат, спальни, музыкальным залом и другими помещениями детского сада. В начальном этапе к детям не предъявляю больших требований к их невнятной речи. На данном этапе применяю такие формы работы: чтение художественной литературы; разучивание стихотворений; просмотр диафильмов, видеофильмов, проведение экскурсий; проведение бесед по картине. По мере исправления дефектов речи, появляется возможность требовать от детей более полных ответов, рассказов. Когда многие дети начинают овладевать навыками правильного звукопроизношения, тогда усложняю требования, разворачиваю работу по развитию речи: развиваю навыки диалогической речи, работаю над развитием структуры фразы, формирую и активизирую навыки связной речи.

В этой связи использую рассказывание по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине, по памяти, учу составлять описательные, сравнительные рассказы. В соответствии с планом работы логопедической группы все, без исключения, занятия содержат и реализуют основные коррекционные задачи, все виды детской деятельности оречевлены. Активно применяю так называемый «речевой режим». Например, утренняя гимнастика. При выполнении некоторых упражнений, дети чётко произносят слово: «Ух!», «Хлоп!», «Топ!», при приседании: «Тук-тук-тук!», или: «Кап, кап, кап!» Обращаю внимание детей, что эти слова дети должны говорить на выдохе. Вначале года даётся 1–2 слова, затем, по методике детского сада, с учётом речевых возможностей детей. Перед утренней гимнастикой, а также перед каждым занятием ежедневно провожу артикуляционную гимнастику из 2–3 упражнений, хорошо усвоенных детьми и не требующих особого зрительного контроля. Например, такие общие артикуляционные упражнения как «Часики», «Качели», «Барабанщик». Занятия — основной вид деятельности в обучении и развитии ребёнка. Так, например, закрепляя знания детей об осени, уточняю их представления об осенних явлениях вопросами, побуждающими мыслить и повторять про себя: — Как мы узнали, что это осень? Дети поставлены перед необходимостью анализировать, выделять отдельные признаки осени: стало холоднее; листья желтеют, опадают; птицы улетают на юг и т. п. В разных играх у детей формируются и закрепляются понятия о птицах, овощах, фруктах и так далее по содержанию календарно-тематического планирования работы в группе. Например, предлагаю детям назвать овощи со звуком «С» (свёкла, редис, капуста), птиц со звуком «Р» (грач, ворона, сорока). На занятиях по рисованию, лепке, аппликации учу детей не только техническим навыкам: владеть кистью, карандашом, уметь ровно закрашивать, лепить из одного куска, но и решает общеобразовательные задачи, расширяю и обогащаю словарь, работаю над грамматически правильной речью. Например, дети лепят огурец и помидор, сравнивают их по форме, цвету, загадывают загадки. При объяснении точно употребляю нужные слова, чётко проговариваю их, задаю конкретные вопросы. В итоге занятия, при анализе работ, обращаю внимание на самостоятельные ответы детей, как они ориентируются на образцы речи воспитателя, как грамматически правильно оформляют свои высказывания. Работая не один год с такими детьми, убедилась в том, что необходимо задействовать различные анализаторы, развивая зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения детей, чередовать различные виды деятельности, соблюдая «охранительный режим» на занятиях. Развитие речи рассматриваю в непрерывной связи с деятельностью детей. Слово закрепляет каждый действенный навык, усвоенный ребёнком. Проявление речи наиболее ярко выступает в игре и через игру. Текст подвижных игр лучше разучивать на физкультурном занятии, в утреннее или в вечернее время. Это способствует развитию интереса к действиям в игре, поднимает эмоциональный тонус детей, дети приобретают уверенность в себе, в своих достижениях. Большое место в моей работе с детьми ОНР отвожу хороводным играм. При планировании прогулок важны конкретные наблюдения, продуманные вопросы, которые заставляют ребёнка думать, использовать художественное слово. Мои воспитанники очень любят работать в уголке природы, который мы создали совместно с родителями. Здесь широкое поле деятельности по развитию речи, активизации словаря, в правильном произношении слов сложного состава и по развитию фонематического слуха. (Определить позицию того или иного звука в составе слова). Работа с детьми в уголке природы развивает умственные способности ребёнка. Почему поблёк цветок, завяли его листочки? — Плохо поливали. Правильное ведение календаря природы развивает и обогащает речь ребёнка, даёт многообразный речевой материал: погода дождливая, небо пасмурное, серое; день солнечный, ясный и т. п. И конечно, разговаривая с детьми я активизирую их речь: «Какое у тебя красивое платье. Кто тебе его покупал?» Во время еды сообщаю детям, что сегодня на завтрак, обед. Дети узнают названия блюд и приучаются пользоваться вежливыми словами. Перед занятием дежурные сообщают день, месяц, число. С отдельными, особенно трудными в речевом общении детьми во время подготовки ко сну закрепляю обобщающие понятия «одежда», «постель», загадать загадку, например, про подушку, уточнить названия предметов его личной одежды.

В результате, мои воспитанники читают стихи на утренниках, выступают на «Весёлых нотках», чувствуют себя полноценными детьми, которых все понимают и общаются с ними. Дети могут, в итоге, выполнять указания и инструкции логопеда, воспитателя, контролировать себя и товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию.

Литература:

  1. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи. Методическое пособие. — Детство-Пресс. О. А. Степанова.
  2. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М. «Творческий центр» Преодоление ОНР у дошкольников/под ред. Т. В. Волосовец. — М. «В.Секачёв»
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, игра, развитие речи, группа, детский сад, задание логопеда, моя работа, уголок природы, утренняя гимнастика.


Похожие статьи

Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Авторская сказка учителя-логопеда в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Коррекционная работа по формированию операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Игровая технология автоматизации звуков: ее значимость в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование здоровьесберегающего потенциала биоадекватной методики в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Формирование готовности к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития

Похожие статьи

Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Авторская сказка учителя-логопеда в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Коррекционная работа по формированию операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Игровая технология автоматизации звуков: ее значимость в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование здоровьесберегающего потенциала биоадекватной методики в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Формирование готовности к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития

Задать вопрос