Использование здоровьесберегающего потенциала биоадекватной методики в работе с детьми с общим недоразвитием речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Дата публикации: 30.12.2015

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Мельникова, З. И. Использование здоровьесберегающего потенциала биоадекватной методики в работе с детьми с общим недоразвитием речи / З. И. Мельникова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9464/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

В последние годы наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными. Одной из насущных проблем современной коррекционной педагогики является — сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи.

Роль учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, а рост и развитие детского организма требует бережного к нему отношения и щадящих нагрузок.

В своей работе мы используем биоадекватную методику преподавания. Преимущества биоадекватной методики очевидны. Благодаря естественной стимуляции ретикулярной формации через все каналы восприятия обеспечивается бодрствующее, деятельное состояние коры обоих полушарий головного мозга. Ретикулярная формация активизирует энергетическое обеспечение образовательной деятельности через задний гипоталамус. А далее генетически последовательно, физиологично нейронные ансамбли I, II, III структурно-функциональных блоков головного мозга включается в процесс восприятия информации.

Кроме того, релаксация обеспечивает реализацию коммуникативной функции эмоций, которая почти на 90 % происходит на неречевом уровне. Эмоциональное напряжение выходит на вегетативные функции организма человека, проявляясь сдвигами кожно-гальванического рефлекса, частоты сердечных сокращений, кровяного давления и т. п. В результате моделирования в процессе релаксации эмоционально-позитивной среды происходит нормализация работы вегетативных функций организма и получение дополнительного энергетического импульса для усвоения новой учебной информации и приобретения навыков познания. Так как влияние эмоций на поведение подчинено принципу максимизации положительных эмоций и минимизации отрицательных, то данный подход соответствует природному закону нормального развития психических функций у ребёнка.

Предохранительной мерой в решении педагогической задачи здоровьесбережения выступает структурирование учебной информации по базовому принципу золотых пропорций. Большая часть (65 %) учебного материала в биоадекватном преподавании является известной, данной уже из пройденного курса изучаемой дисциплины или других общедоступных источников. Доля незнакомой информации составляет 30 %. И только 5 % от общего учебного материала может содержать негативный смысл явно или в виде подтекста. Таким образом, и по энергетическим, и по информационным параметрам REAL — методика представляет универсальный естественный инструмент профилактики психосоматических заболеваний.

Биоадекватность метода не исчерпывается профилактическими функциями. Она не только сохраняет, но корректирует и развивает здоровье благодаря запуску механизма саморегуляции. Впервые его действие было научно обосновано Нобелевским лауреатом И. Н. Пригожиным в работе «Самоорганизация саморегуляции биологической системы», где одна из закономерностей современной термодинамики была распространена на биологические объекты. Эта закономерность состоит в следующем: при определенных условиях любая система, представленная сама себе, стремится к состоянию наименьшего возбуждения частей, составляющих эту систему; при этом растёт степень упорядоченности и происходит самоорганизация. Примерно это же происходит во время релаксации. Альфа-тета-состояние головного мозга способствует гармонизации элементарного гомеостаза, т. е. самоупорядочиванию организма и психики человека на всех уровнях: физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и т. д.

Учебная релаксация построена на виртуальном представлении образа, который непосредственно не воздействует на сенсорные каналы тела человека, но может быть им представлен и визуально, и тактильно, осязательно, т. е. может охватывать все аспекты чувствования. Этот принцип получил название биологической обратной связи (БОС). Проектная функция мозга обеспечивает равновесное функциональное состояние (фаза пассивного открытия), в котором соединяются одновременно протекающий внешний процесс объяснения учителем учебной информации (внешнее воздействие сигнальных импульсов) и внутренний психологический процесс ассоциирования. Такой подход инициирует учащегося к включению в процесс саморегуляции, к контролю за ситуацией и своим состоянием с опорой на первосигнальные или второсигнальные регулирующие образы.

При глубокой релаксации в деятельности мозга могут образовываться вспышки абсолютно упорядоченной активности всех центров мозга. Возникает уникальное явление когеренции (взаимосвязанность, согласованность) волновой активности всех центров мозга: передняя и задняя части мозга, правое и левое полушария, кора и подкорка начинают действовать абсолютно согласованно.

Специфика данной методики преподавания заключается в режиме чередования работы правого и левого полушарий головного мозга, т. е. релаксационной и активной форм восприятия и усвоения учебной информации. Отсюда и название методики — релаксационно-активная. Она состоит в разумном распределении учебного материала и создания целостной системы знаний по конкретной дисциплине.

Методика учитывает два аспекта единого процесса обучения и развития: пассивную — «я чувствую» и «активную — «я действую». Пассивная форма работы обеспечивает оптимальное самочувствие в наиболее ответственные моменты учебной деятельности.

Активная форма требуется для полноценного формирования учебных навыков, творческой активности, предупреждения апатии и безынициативности, лени или заторможенности детей.

Так создаются естественные условия, при которых активизируются обе половины головного мозга. В этом случае знания можно накапливать и извлекать с большой степенью надежности. Кроме того, взаимодействие левого и правого полушарий приводит к гармонии тела, мозга и души, снятию стресса и подключению разнообразных центров удовольствия. Спокойная атмосфера во время проведения НОД приводит к улучшению физического самочувствия воспитанников.

Биоадекватная методика позволяет разрабатывать интегрированные образовательные мероприятия. Мы стараемся при работе с детьми создать состояние комфорта, удовольствия, радости, единения с миром. В состоянии релаксации наши дети учатся погружаться в себя, каждый ребенок сам моделирует образы, обеспечивающие ему состояние покоя и познания. Учебная информация воспринимается легко — через мечту. В активном состоянии ребенок легко воспроизводит весь материал: он и отдохнул, и поработал.

Учебная релаксация — это самый приятный и самый здоровый этап образовательного процесса, ведь в этот момент дети «говорят на одном языке с природой».

Критериями эффективности методики являются прочность знаний, эмоциональный эффект, социальное время, необходимое на изучение одного и того же курса, снижение заболеваемости.

План-конспект НОД по обучению грамоте с использованием биоадекватной методики преподавания в подготовительной группе

Тема: Звук [О]. Буква О

Цели:

Коррекционно-образовательные: закрепить навык четкого произнесения звука [О], определения позиции звука в словах. Упражнять в образовании единственно числа имен существительных. Познакомить с буквой О.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, память, воображение, связную речь, мотивировать познавательный интерес, способствовать развитию целостного мышления.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать коммуникабельность, самостоятельность, интерес к русскому языку.

Оборудование: предметные картинки, мяч, буква О, цветные карандаши, листы бумаги.

Ход:

I. Оргмомент. Гармонизация пространства.

Приветствие.

— Добрый день! — тебе сказали.

— Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали теплоты и доброты! (Дети по цепочке дают друг другу руки и одновременно поднимают их вверх).

II. Сообщение темы. Актуализация знаний.

Представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились — О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о! (дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние).

Откуда мы с вами, только что вернулись? (с необитаемого острова). Какой первый звук слышится в слове остров? Сегодня у нас в гостях звук [О], мы с ним будем играть, совершим путешествие и узнаем, какой буквойобозначают звук [О] на письме.

III. Работа по теме

1. Актуализация знаний

                    Характеристика звука [О] по артикуляционным и акустическим признакам

В каком положении находятся губы, зубы, язык, когда произносим звук [О]? Работает ли горлышко?

Произнесите звук [О] протяжно, спойте его. Вы догадались, какой это звук? (гласный). Какой фишкой обозначим? Какие еще гласные звуки вы знаете?

                    Отгадайте, какой звук я хочу произнести (по беззвучной артикуляции дети отгадывают звуки — а, и, о, у и сами загадывают)

                    Выделение звука [О]. Игра «Хлопни — отвернись»

  • из ряда гласных звуков
  • из слогов
  • из слов

                    Работа с картинками. Отбор картинок, в названии которых есть звук [О] и определение позиции звука [О] в слове.

2. Введение нового материала

Релаксация

Вы хотите отправиться в необычное путешествие и узнать какой буквой обозначают звук [О] на письме? (включается спокойная музыка)

Устраивайтесь удобно на ковре, можно прилечь (обычно дети ложатся «солнышком»). Светит яркое солнышко. Оно, своими теплыми лучами касается вашего лица. Расслабьте его. Касается шеи, расслабьте ее. Расслабьте руки, живот, ноги. Вам тепло и хорошо. В вашем воображении мы оказались во дворе, где дети играли с воздушным шариком. (Читается сказка «Буква О» Т. М. Самороковой.) Поблагодарите, воздушный шарик и всех, с кем он встречался, за совершенное путешествие и новые знания. Почувствуйте прилив сил к ногам, рукам, животу, голове. Потянитесь, откройте глаза и улыбнитесь друг другу.

Воспроизведение материала. Беседа.

Скажите, кому удалось совершить путешествие с воздушным шариком? Расскажите, каким был ваш Шарик (цвет, форма, настроение). Что сделал ветер с Шариком? Какую он загадал загадку? С кем встречался Шарик? (с мыльными пузырями, футбольным мячом, с баранками, бубликами, колесом от машины, облачком). Кто помог Шарику? Какую песенку напевал Шарик? Какой буквой на письме обозначают звук [О]?

Физминутка

                    Вокруг себя обернись и в воздушный шарик превратись! Шарики летают и напевают:

О-О-О, как мне хорошо,

О — поется, О — поется,

гласною она зовется!

                    Вокруг себя обернись и в мальчика превратись! Какой буквой будем обозначать звук [О] на письме? (буквой О)

Покажите букву О, используя пальцы рук, руки. Изобразите букву О в парах, в четверках. Создайте одну большую букву О. Дети становятся в круг, взявшись за руки

Показ буквы О и как ее напечатать.

Создание образона. Самостоятельная работа детей. Рисование.

Нарисуйте, каждый свой Шарик и всех, с кем он встречался, кто ему помог, и напечатайте, букву О. Кто хочет, может напевать песенку про букву О.

По окончании работы дети демонстрируют свои рисунки и сравнивают их с образоном, представленным логопедом)

3. Закрепление

                    Назовите слова со звуком О в начале и середине слова.

                    Игра с мячом «Один — много». Я назову несколько одинаковых предметов, а вы один такой предмет: кольца — кольцо, стекла — стекло, седла — …, ведра — …, окна — …, крылья — …, перья, звенья, колеса. Какой одинаковый звук появился во всех словах? Где он находится? (в конце каждого слова).

IV. Итог

Какой звук был сегодня у нас в гостях? Какие игры вам понравились? Какой буквой обозначают звук [О] на письме? Понравилось ли вам путешествие с воздушным Шариком?

Воздушный Шарик передал для вас воздушные шарики, надувайте, играйте, радуйтесь, путешествуйте вместе с ним и находите предметы похожие на букву О

F:\БИОАДЕК ФОТОТ\DSC06199.JPGG:\!\2014г. БИО знатятия\Оо\DSC06438.JPG

 

Литература:

 

  1.      Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у старших дошкольников — Спб.: Детство-Пресс, 2004
  2.      Гончаренко М. С., Маслова Н.В, Куликова Н. Г. Ноосферное образование — ключ к здоровью. Издательский комбинат ВИНИТИ, г. Люберцы, 2002
  3.      Маслова Н. В. Ноосферное образование, М. 2002
  4.      Авторский коллектив: Н. В. Маслова, Н. В. Антоненко, М. В. Ульянов, Н. Г. Куликова, Л. В. Мазурина, Ж. М. Ванцян Биоадекватная методика преподавания — М.: Издательство «Лидер-М», 2009
  5.      Самородова Т. М. Сказки о буквах. Часть 1. Гласные. — Симферополь: Издательство, 2013
Основные термины (генерируются автоматически): буква О, воздушный Шарик, звук, учебная информация, III, головной мозг, какая буква, ребенок, методика преподавания, активная форма.

Похожие статьи

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Интеграция элементов краеведческого материала в речевые игры для детей с общим недоразвитием речи

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием

Результаты нейропсихологического изучения уровня сформированности неречевых предпосылок письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Интеграция элементов краеведческого материала в речевые игры для детей с общим недоразвитием речи

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием

Результаты нейропсихологического изучения уровня сформированности неречевых предпосылок письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи