Авторская сказка учителя-логопеда в работе с детьми с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мирошниченко, Н. В. Авторская сказка учителя-логопеда в работе с детьми с общим недоразвитием речи / Н. В. Мирошниченко, М. В. Денежко, Е. В. Молчанова, И. Л. Буланцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 313-316. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51518/ (дата обращения: 19.12.2024).



Художественная сказка, как игра, — естественная эстетическая воспитательница ребенка.

Л. С. Выготский

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников с общим недоразвитие речи, учителя — логопеды, опираясь на ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, предпочтение отдают таким формам и приемам коррекционно-педагогической работы, которые бы создавали для детей атмосферу успешности, уверенности в своих возможностях, где ребенок не боялся бы ошибиться, где он был бы творцом определенного действия, и при этом получал необходимые знания, навыки, умения, а так же учился применять их в определенных жизненных ситуациях.

Поиски новых, более эффективных методов работы с детьми, имеющими нарушение речи, часто приводят практикующих педагогов к использованию сказки. Ведь сказка, по своей сути, очень близка к игре.

Сказка воспитывает ребенка, дает знания о законах морали, помогает детям лучше узнать окружающую жизнь и познать самого себя, а также проявить творчество и смекалку. Через сказку ребенок учится находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Как педагогическое средство, сказка, обладающая воспитательными и обучающими свойствами, применялась с давних времен. Пропуская через себя содержание сказки, проживая вместе с героями их небольшую историю, ребенок всматривается в мир собственных чувств и переживаний. Используя сказки в воспитании системы человеческих ценностей, нельзя не отметить ее обучающую составляющую. Сказка применяется в различных видах деятельности в дошкольных учреждениях, в том числе коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В России, в Санкт-Петербурге, действует институт сказкотерапии, под руководством Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонение в развитии.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что сказка очень близка детям по мироощущению, так как у них эмоционально-чувственное восприятие мира. Ребенку не всегда доступна логика суждений взрослых, а сказка не учит напрямую, в ней есть только необычайные, волшебные образы, с которыми ребенок проживает сюжет сказки, определяя свои симпатии и антипатии.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает следующую типологию сказок:

‒ художественные сказки: народные — основанные на истории, мудрости народа и авторские истории — мифы, притчи;

‒ психотерапевтические сказки, раскрывающие глубокий смысл происходящих событий, такие сказки не всегда однозначны, часто имеют не счастливый конец, но всегда проникновенны;

‒ психокоррекционные сказки, создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, для «замещения» неблагоприятного стиля поведения на более эффективный;

‒ медитативные сказки, создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения;

‒ дидактические сказки, создаются педагогами для «упаковки» учебного материала, при этом абстрактные образы (буквы, звуки и др.) одушествляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут.

Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. Логопедические сказки относятся к дидактическим, обучающим.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, определяет логопедическую сказку, как целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.

Как отмечают исследователи, включение логопедических сказок в коррекционно-педагогическую деятельность способствует решению разнообразных задач:

‒ коррекционно-воспитательные (воспитание доброты, гуманности, выдержки, ответственности, самопожертвования, патриотизма);

‒ коррекционно-развивающие (развитие познавательных процессов, просодической стороны речи, умение передавать образ через мимику, жест, движения)

‒ коррекционно-образовательные (развитие фонематического слуха, работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в спонтанную речь, совершенствовать умение пересказывать и рассказывать сказки, продумывать продолжение к сказкам, сочинять новые сказки (5).

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева рассматривает логопедическую сказку как интерактивную сказку, так как она требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования. Учитывая форму речевых нарушений, и этап коррекционной работы автор предлагает использовать следующие виды логопедических сказок:

‒ артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);

‒ пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);

‒ фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

‒ лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

‒ сказки, способствующие формированию связной речи;

‒ сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Сказочная атмосфера дает возможность раскрепоститься, дети становятся более открытыми к восприятию материала, проявляют большую заинтересованность в выполнении предлагаемых заданий.

Логопедическая сказка по формированию навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Пояснительная записка.

Как известно, формирование навыков правильной речи, у детей с общим недоразвитием речи, в частности, навыков словообразования требует продолжительного времени. Приходиться неоднократно повторять одни и те же упражнения. Для успешного осуществления коррекционных задач учителю-логопеду приходиться искать новые формы работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Одной из таких форм является логопедическая сказка.

Уникальная возможность жанра сказки, так любимого всеми детьми, помогают осуществлению реализации коррекционно-образовательной программы в формам, специфических для детей с общим недоразвитием речи данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, как ведущего вида деятельности дошкольника, познавательной активности, что способствует творческому воображению и развитию детской речи.

Детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в силу своих психофизиологических особенностей, предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям, им требуется больше времени на закрепление полученных навыков. Сказка всегда удивительна и загадочна, дети могут по несколько раз слушать ее, не теряя интерес к происходящему, переживать и даже участвовать в приключениях героев.

Сказка «Приключения домовенка Кузи», используется после того, как дети получат первоначальные представления о способах словообразования.

Сказка «Приключения домовенка Кузи»

Весенняя история

Где-то далеко, а может быть, совсем близко, а может быть, вон в том домике у речки жил был Кузя — маленький домовеночек. Помните такого?

А вот и он, собственной персоной!

Жил Кузя в лучшем доме на свете, в самом красивом и теплом!

У Кузи был Волшебный сундучок. А в том сундучке радость хранилась и другие волшебные штучки!

А еще у Кузи был дружок сердечный — Лешик.Часто друзья гуляли по лесу, играли и веселились. Поглядел Кузя в окошко и говорит:

— А и правда, чего это я дома сижу? Что-то скучно так сидеть, в разны стороны глядеть. Не пора ли прогуляться, да немножко поразмяться!

Сказал так домовенок, прихватил с собой радости из сундучка волшебного и выскочил на крыльцо. А на улице Весна — красна силу набирает: солнышко яркое светит, травка зеленая пробивается, цветочки первые расцветают.

Бежит Кузя по дороге, радость кругом излучает. Прибежал на полянку, кличет друга своего Лешика. Вдруг, из под куста выскочил Лешик,иговорит шепотом:

— Чего ты раскричался, сейчас в лесу время чудес, а ты шумишь.

Читать

— Каких таких чудес? — встрепенулся Кузя, — рассказывай. Ну давай Лешик, не томи! — не унимался домовенок!

—Да что рассказывать! Пойдем, лучше покажу! — ответил Лешик и потянул Кузю за собой в лес!

А в лесу красота несказанная! Птички поют, пчелки жужжат, почки трескаются.

—Смотри, смотри, — шепчет Кузя, — лиса своих детенышей на солнышко вывела погреться!

— Ой красивые “лисинятки”!- захлебываясь от восторга говорит Лешик.

—Какие тебе “лисинятки”, “лисёнки”! Совсем ничего не знаешь, что ли? –насупился Кузя!

Ну вот, сейчас поссорятся. Помоги Кузе и Лешику правильно назвать детеныша лисы.

Ты слышал, Кузя, кто это сказал: ЛИСЁНОК? Ветер наверно шумит, а ведь правильно шумит. Давай посчитаем сколько у лисы лисят. — тараторит Лешик.

— Раз лисёнок, два лисёнок, три лесёнок. У лисы три лесёнка! Целых три лисёнка, — наперебой шумят друзья, бегут по тропинке, весело размахивая руками.

На пути у друзей встретилась высокая елка. На ее зеленых ветках сидит белка и чистит свой пушистый хвост. Увидел её Кузя и говорит:

—Белка, Белочка скажи, да всю правду доложи, где твои детишки, где твои “белишки”?

Белка с недоумением посмотрела на Кузю, даже хвостик перестала чистить.

Видимо, Кузя опять что-то напутал, или может быть все правильно сказал? Как ты думаешь?

Она, наверное, глухая, — сказал Кузя Лешику.

— С чего ты так решил? — удивился Лешик.

— А вот смотри я у нее спрашиваю: Белка, где твои детишки, где твои “белишки”? А она молчит, видимо глухая.

— Ну, все хватит, не могу я больше слушать эту глупость, “белишки”, “белишки”! Если сам не знаешь, то хотя бы друзей своих послушай! — возмущенно проговорила Белка.

—Каких таких друзей, Лешик о чем это она?- с недоумением спрашивает Кузя.

—Повернись, Кузя, да посмотри. Сказку то нашу вон, ребята слушают, они нам видимо и помогают, а мы, думали ветер шумит, — ответил другу Лешик.

— Ой ну да, и правда ребята., бывает же такое, прямо сказка… Да какие хорошенькие, да умненькие, да красивенькие! А вы, правда, наши друзья? И не поколотите нас с Лешиком, не шваркните чем-нибудь? — не унимался Кузя, увлекшись новым знакомством.

—Кузя! Кузенька! — перебила его Белка. — посмотри сюда, вот мои детишки. На ветке елки сидели два замечательных бельчонка.

— Лешик, посмотри какие они хорошенькие, да пушистенькие, да малюсенькие, какие миленькие “бельчишки”! — таял от восторга Кузя.

— Да не “бельчишки”, а бельчата. Ребята, научите Кузю правильно называть детенышей животных, а то с ним в лес стыдно выйти! — взмолился Лешик.

Ну что, поможем Кузе?

У медведя детеныш –

— У волка –

— У зайца –

— У ежа –

— У оленя –

— У лося –

— Ну, все, я понял и запомнил, пора домой бежать, а то время к вечеру, да и зябко на улице стало, — заторопился Кузя, — еще увидимся!

Кузя немного засмущался: новые друзья, а он так опростоволосился. Бежал домовенок домой и все шептал: «лисенок, зайчонок, бельчонок, медвежонок, олененок, лосенок…». Ну вот теперь — то уж точно не забудет.

Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]: кн. для логопеда / Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2015. — 320 с.
  2. Кузькина, Л. Е. Авторская сказка как средство развития грамматического строя речи старших дошкольников [Текст]: Л. Е. Кузькина // Логопед. — 2012. — № 4. — C/8–11
  3. Александрова, Г. В. Приключения домовёнка Кузьки [Текст]: Г. В. Александрова.- Издательство: Стрекоза, 2010.-94с. –ISBN 978–5-9951–0627–2
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, логопедическая сказка, общее недоразвитие речи, друг, Белок, дифференциация звуков, домовенка, коррекционная работа, нарушение речи.


Похожие статьи

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи

Авторские развивающие игры для детей с общим недоразвитием речи

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Современные технологии познавательного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Игровая технология автоматизации звуков: ее значимость в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Применение коврографа В. В. Воскобовича в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи

Авторские развивающие игры для детей с общим недоразвитием речи

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Современные технологии познавательного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Игровая технология автоматизации звуков: ее значимость в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Применение коврографа В. В. Воскобовича в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

Задать вопрос