Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мирошниченко, Н. В. Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок / Н. В. Мирошниченко, Н. Г. Сикиркина, Ю. М. Руденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 190-194. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74042/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема формирования грамматического строя речи, в том числе словообразования у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, является одной из актуальных в логопедии, так как словообразованию отводиться важная роль в развитии речи, в частности в обогащении лексикона.

У детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у последних этот процесс наиболее затруднен. Часто в речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний в частности, формирование связей согласования, управления и примыкания в словосочетании протекает в затрудненной форме. У дошкольников с общим недоразвитием речи, навыки словообразования развиваются с задержкой и в речи таких детей выделяют специфические нарушения. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность навыков словообразования, что ведет к отставанию в накоплении экспрессивного словаря и недостаточному развития коммуникативной функции речи.

На современном этапе отечественного образования в теории и практике специального образования детей с нарушением речевого развития, ведется поиск эффективных методов, приемов, средств и технологий организации коррекционно-педагогической деятельности, в том числе организации работы по формированию навыков словообразования, отвечающим требованиям ФГОС в дошкольном образовании. Среди прочих одним из эффективных признается логопедическая сказка, применения которой позволяет решать разнообразные коррекционные задачи, но и способствует развитию интереса и мотивации ребенка к деятельности, стимулирует познавательную активность, уверенность в себе, моделирует жизненные ситуации.

Экспериментальная практика по изучению навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволила нам выявить недостаточный уровень сформированности навыков словообразования. В основном у детей с общим недоразвитием речи преобладал низкий уровень (70 %). Наибольшие трудности вызвали у детей задания на образование приставочных глаголов, 90 % детей продемонстрировали низкий уровень.

Работа по формированию словообразовательных навыков с использованием логопедических сказок проводилась поэтапно.

На подготовительном этапе предполагалось создание педагогических условий для усвоения детьми грамматических категорий, разработка логопедом сюжета логопедической сказки, отбор и изготовление дидактического, наглядного материала.

Подготовительный этап

Задачи:

—создание педагогических условий;

—разработка логопедом сюжета логопедической сказки;

—отбор речевого материала;

—изготовление наглядного, дидактического материала;

—формирование первоначального представления образования приставочных глаголов

Вид деятельности:

—организованная образовательная деятельность детей воспитателем;

—непосредственная деятельность (прогулка, игра) детей;

— продуктивные виды деятельности

Основной этап предполагал непосредственное рассказывание сказки педагогом, с последующим привлечением детей к рассказыванию сказки. При рассказывании сказки предусматривались некоторые особенности — это выделение голосом глаголов, над которыми предполагалась работать; обязательное толкование глаголов, в доступной для детей форме. Сначала дети помогают рассказывать конец сказки, затем подключаются к совместному придумыванию и рассказыванию. Логопед, рассказывая сказку, по ходу производит толкование слов, задает детям вопросы, тем самым закрепляет грамматические категории.

Основной этап

Задачи:

—формирование навыка образования приставочных глаголов на основе морфологического обобщения.

Вид деятельности:

—организованная коррекционно-педагогическая деятельность логопедом;

—рассказывание логопедической сказки логопедом;

—толкование приставочных глаголов логопедом;

—ответы на вопросы логопеда детьми;

—рассказывание услышанной сказки детьми;

—совместное придумывание и рассказывание.

Закрепительный этап предусматривает работу всех участников коррекционного процесса: ребенка, логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей.

Закрепительный этап

Задачи:

—введение в активную речь приставочных глаголов.

Вид деятельности:

—организованная образовательная деятельность воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию;

—выполнение совместных творческих работ (дети-дети; дети — педагог; дети — родители)

С целью совершенствования коррекционно-педагогической работы по формированию навыков образования приставочных глаголов, нами были подобраны и разработаны логопедические сказки по лексическим темам.

Банк логопедических сказок по формированию словообразовательных навыков приставочных глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на основе тематического принципа)

Период

Цель

Отрабатываемая лексика

Логопедическая сказка

Формы работы

Ноябрь

3 неделя

Формирование навыка образования

приставочных глаголов

Лексическая тема: «Перелетные птицы».

Лететь, улететь, прилететь,

отлететь, залететь, слететь,

облететь, долететь

налететь, перелететь.

Дальний путь.

Приложение № 1

Лексическая тема: «Одежда».

Ноябрь

4 неделя

Шить, зашить, нашить,

Надшить, обшить, сшить,

Ушить, перешить

Нюша — модница.

Приложение № 2

Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания».

Декабрь

1 неделя

Формирование навыка образования

приставочных глаголов

Варит, сварить, заварить,

переварить, доварить,

отварить, наварить

День рождения Кроша.

Приложение № 3

Лексическая тема: «Зима. Природа. Погода».

Декабрь

2неделя

Формирование навыка образования

приставочных глаголов

Лепить, влепить, залепить,

Налепить, облепить, слепить,

прилепить.

Зимний друг.

Приложение № 4

Лексическая тема: «Домашние животные».

Декабрь

3 неделя

Цеплять (цепляться), вцепиться, зацепиться, нацепить, отцепить, подцепить, прицепить,

Расцепить, сцепить.

Сказка о невоспитанной кошке.

Приложение № 5

Лексическая тема: «Дикие животные».

Декабрь

4неделя

Формирование навыка образования

приставочных глаголов

Лезть, влезть, вылезть,

Залезть, перелезть,

Залезть, пролезть.

Сказка о любопытном волчонке.

Приложение № 6

Лексическая тема Новый год

Январь

3 неделя

Катиться, укатиться, покатиться, подкатиться,

прокатиться, докатиться,

накатиться, закатиться

Как колобок на праздник добирался.

Приложение № 7

Лексическая тема: «Зимующие птицы».

Январь

4 неделя

Формирование навыка образования

приставочных глаголов

Сыпать, насыпать,

Пересыпать, подсыпать,

досыпать, отсыпать,

засыпать

Заботливый Мишка.

Приложение № 8

Лексическая тема: «Транспорт».

Февраль

1 неделя

Формирование навыка образования

приставочных глаголов

Ехать, уехать, приехать,

Отъехать, заехать, съехать, объехать, доехать, наехать,

Путешествие автомобильчиков.

Приложение № 9

Лексическая тема: «Профессии. Стройка».

Февраль

2 неделя

Строить, построить,

встроить, достроить, надстроить, застроить,

отстроить, перестроить,

пристроить, расстроить.

Новый теремок

Приложение № 10

Февраль

3 неделя

Лексическая тема: «Комнатные растения. Огород на окошке».

Формирование навыка образования

приставочных глаголов

Расти, подрасти, отрасти, вырасти, перерасти, прирасти, дорасти;.

Приключения горошинки.

Приложение № 11

Лексическая тема: «Защитники отечества».

Февраль

4 неделя

Нести, донести, занести,

принести, отнести, перенести

унести.

Сказка о настоящем человеке

Приложение № 12

Лексическая тема: «Весна. Труд людей весной».

Март 1 неделя

Формирование навыка образования

приставочных глаголов

Копать, Прикопать;

Откопать;

Закопать;

Перекопать;

Обкопать;

Докапать;

Накопать;

Сказка Маша и медведь

Приложение № 13

Приведем пример организации работы со сказкой по лексической теме «Весна. Труд людей весной».

1.Рассказывание сказки «Маша и медведь»

Солнышко выглянуло из-за туч и ласково улыбнулось Маше.

— Ну вот и весна, подумала девочка и ловко выпрыгнула из постели.

— Что-то давно я к Мишке в гости не ходила, да какие сейчас гости, помогать надо косолапому, весна на дворе, работы видимо, не видимо.

Прибежала Маша к избушке.

— Мишка, выходи, давай помогать тебе буду, лето же скоро, надо в огороде работать.

Но мишки дома не оказалось, и никто Машу не встретил.

Маша не стала время даром терять, решила сама Мишке помогать. Нашла лопату и давай копать.

Вскопала грядку для морковки, грядку для свеклы . Прокопала полоску под огурчики. Выкопала несколько кустиков смородины и прикопала их около забора. Обкопала деревья. Перекопала почти весь огород. Прокопалась Маша целый день. Устала девочка, села на крылечке и уснула под теплым, весенним солнышком.

Вернулся Мишка домой и видит: грядки вскопаны, деревья обкопаны.

Весь огород перекопан, красота!

Смородина выкопана со своего места, а возле забора прикопана, непорядок!

Эх, Маша, Маша! Улыбнулся Мишка, взял на руки свою помощницу и отнес на кровать, пусть отдыхает.

2. Толкование слов:

копать — разрыхлять (лопатой) землю; делать углубление (Копать ямку); доставать, извлекать (Копать картофель);

вскопать — копая взрыхлить (Вскопать грядку);

прокопать — сделать что-нибудь, копая в длину, глубину (Прокопать полоску земли); провести какое-нибудь время копая, (Прокопаться весь день);

выкопать — отваливая землю достать, извлечь (Выкопала кустик смородины);

обкопать вскопать землю вокруг чего-нибудь (Обкопала деревья)

3. Вопросы и задания:

 Почему Маша решила помочь Мишке?

 Что делала Маша, пока Мишки не было дома?

 Назовите все употребляемые слова –действия, которые произошли от слова «копать» (копала, обкопала, выкопала, вскопала и другие).

 Чем эти слова отличаются по значению?

 Образуйте другие слова действия от слова «копать».

 Расскажите, как вы помогали родителям, бабушке с дедушкой на даче.

 Расскажите сказку самостоятельно.

 Дома с родителями нарисуйте иллюстрации к этой сказке.

При реализации системы коррекционно-педагогической деятельности мы руководствовались принципами: систематичности и последовательности; доступности; наглядности; координации деятельности педагогов, специалистов и родителей. Логопедическое занятие стало основной формой организации коррекционно-педагогической деятельности по формированию навыков словообразования средствами логопедических сказок.

Сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего эксперимента позволяет увидеть положительную динамику в формировании навыков словообразования приставочных глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Даже если старшие дошкольники с общим недоразвитием речи демонстрировали средний или даже низкий уровень, по результатам контрольного эксперимента, то наблюдая за ними во время контрольного обследования было заметно, что на выполнения заданий затрачивалось меньше времени, дети допускали меньше ошибок, тем самым набирали большее количество баллов.

Предлагаем вашему несколько сказок из тематического плана.

Тема «Одежда»

Нюша — модница.

Нюша открыла шкаф и достала самое лучшее свое платье. Стала его примерять и вдруг обнаружила, что оно ей маленькое. Как быть? Скоро день рождения Кроша, а у нее нет наряда. В этот раз она не стала плакать, а принялась за дело.

— Нечего ныть, слезами горю не поможешь, надо с шить новое платье, — приговаривала Нюша и доставала из коробочки пуговицы, бантики, кружева, ножницы и нитки.

Работа закипела. Наша модница шила и перешивала , ушивала и расшивала , надшивала и обшивала, сшивала и зашивала. Все, готово! Стоит перед зеркалом Нюша, просто красавица, и вымолвить ничего не может. Вдруг открывается дверь и к ней заходит Ежик. Он даже не успел поздороваться, как наша Нюша стала тараторить:

— Ежик, смотри, красиво получилось? Вот здесь с боков я немного расшила, а вот здесь снизу подшила , а вот здесь перешила пуговицу, а вот здесь зашила кармашек, правда здорово!?

Ежик только открыл рот, чтобы похвалить Нюшу, ну она не дождалась и продолжила рассказывать:

— Вот здесь я пришила бахрому, вот здесь обшила тесемочкой, пришила бантик, бусинку и цветочек. Все, я на праздник готова! Ежик, хочешь, тебе что-нибудь перешью, — наконец–то обратила внимание на Ежика Нюша.

А Ежика уже не было на месте, он давно ушел к себе домой.

Авторская сказка.

Толкование слов:

шить – изготовлять, скрепляя нитью края выкроенной ткани, мягкого материала;

перешивать — переделать (сшитую вещь), сшить, сшить, пришить по-другому;

ушивать – укоротить, сузить, зашивая;

зашивать – соединить швом концы чего-нибудь, починить разорванное;

пришить сшивая прикрепить;

обшить - пришить по краю или поверхности;

подшить — пришить что-нибудь или чего-нибудь с изнанки, снизу.

Вопросы и задания:

 Почему сказка называется «Нюша-модница»?

 Почему Нюша решила сшить себе новое платье?

 Чем модница украшала новое платье?

 Почему Ежик ушел от Нюши?

 Назовите все употребляемые в сказке слова-действия, которые произошли от слова «шить».

 Образуйте другие слова-действия от слова «шить».

 Объясните значения выделенных слов.

 Нарисуйте новый наряд Нюши-модницы.

Тема: «Дикие животные».

Сказка о любопытном волчонке.

В уютной избушке, в самой чаще леса, мама Волчица рассказывала своим волчатам сказку о том, как очень недобрый волк обманул козу и козлят и что с ним потом случилось. Волчата выслушали маму, пообещали быть добрыми, послушными и сладко заснули на теплой печке. А один, самый любопытный Волчонок слез с печки, вылез из окна и побежал на окраину леса, посмотреть, где живет коза с козлятами.

Не знал Волчонок куда бежать. Залез на самую высокую елку, увидел огонек на краю села и побежал что было духу через лес. Ему пришлось пролезать сквозь заросли, подлезать под поваленные деревья и перелезать через бревна.

Наконец он долез до окна заветного дома, но никакой козы с козлятами там не увидел, выскочил из дома огромный пес и погнал волчонка прочь.

Пришлось бедолаге, убегая, пролезать в щелку в заборе, перелезать через бревно, подлезать под деревья, пролезать сквозь заросли, вылезать из лужи и бежать, бежать, бежать…

И только дома, на теплой печке, среди своих братьев волчонок перевел дух. Понял Волчонок, что одному в лес, да еще и ночью, ходить опасно.

Авторская сказка.

Толкование слов:

лезть — карабкаться, взбираться, подниматься, проникать куда-нибудь;

слезть — сойти, спуститься;

вылезть — выйти наружу, цепляясь рукам и ногами;

залезть — подняться, взобраться;

пролезть – влезая, продвигаясь, с трудом проникая куда-нибудь;

подлезать — залезть подо что-нибудь;

перелезать — переместиться, карабкаясь через что-нибудь, взбираясь ползком.

Вопросы и задания:

 Почему Волчонка назвали «любопытным»?

 Назовите все употребляемые в сказке слова — действия, которые произошли от слова «лезть».

 Образуйте другие слова — действия от слова лезть.

 Объясните значение выделенных слов.

 Придумайте продолжение приключений Волчонка с использованием выделенных слов.

 Дома, с родителями составь книжку-малютку с новой сказкой про Волчонка.

Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, формирование навыка образования, сказка, глагол, логопедическая сказка, неделя, приложение, ребенок, слово, толкование слов.


Похожие статьи

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения

Похожие статьи

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения

Задать вопрос