Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 14.04.2018

Статья просмотрена: 3297 раз

Библиографическое описание:

Богатырева, А. В. Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3281/ (дата обращения: 16.12.2024).



Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы в комплексе: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя.

Логопедическое воздействие при устранении ОНР ставит своей целью научить ребенка связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни.

Коррекционная работа с детьми с ОНР включает различные направления, среди которых основополагающим направлением является формирование лексико-грамматической стороны речи (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.).

Формирование словаря идет по следующим направлениям:

‒ расширение объема словаря;

‒ уточнение значения слов;

‒ формирование семантической структуры слова;

‒ организация семантических полей, лексической системы родного языка;

‒ активизация словаря, совершенствование перевода из пассивного словаря в активный.

Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя. Если в норме ребенок учится изменять слова и правильно употреблять их в предложении в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексико-грамматическими категориями на основе подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где используются особые методические приемы.

Формирование грамматических представлений включает:

‒ упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

‒ упражнения на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы, относительные, притяжательные, качественные прилагательные, образование сложных слов);

‒ употребление предлогов;

‒ составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.

В своей работе по формированию лексико-грамматических компонентов мы применяем тематический принцип. Задания подбираются по темам, работа ведется в течении недели, игры и упражнения планируются на каждый день недели. Это способствует согласованной совместной работе учителя-логопеда и воспитателя, детальной проработке материала, закреплению словаря и грамматических категорий в процессе ежедневной практической деятельности. Приведем пример тематического планирования (тема одежда).

Тема «Одежда»

Понедельник

  1. Знать и называть различные виды одежды:

‒ верхняя (пальто, куртка, шуба, комбинезон, плащ);

‒ легкая (костюм, юбка, платье, блузка, сарафан, халат, брюки, пиджак, джинсы, шорты);

‒ вязаные вещи (свитер, джемпер, кофта, рейтузы, шарф);

‒ белье (майка, трусы, чулки, носки, пижама, купальник, плавки, колготы, гольфы).

  1. Различать одежду:

‒ по сезонам (с примерами)

для осени — осенняя

для зимы — зимняя

для весны — весенняя

для лета — летняя;

‒ по принадлежностям (с примерами)

для женщин — женская

для мужчин — мужская

для детей — детская;

‒ по назначению (с примерами)

для дома — домашняя

для работы — рабочая, форменная

для спорта — спортивная

для школы — школьная

на каждый день — повседневная

для праздника — праздничная.

  1. Уметь образовывать форму родительного падежа множественного числа.

Игра «Один— много»:

платье — (много) платьев

носки — носков

чулки — чулок

брюки — брюк

юбка — юбок

сарафан — сарафанов

Обратить внимание на слово «пальто». «Упрямые слова» — эти слова всегда одинаковые, никогда не меняются.

Игра «Закончи предложение» (со словом пальто):

Мама купила новое ….

В магазине продавалось много разных ….

Мама любуется своим новым ….

У меня нет ….

  1. Игра «Назови ласково»:

У Кати платье, а у куколки … (платьице)

юбка — юбочка

брюки — брючки

носки — носочки

шорты — шортики

сарафан — сарафанчик

и т. д.

Тема «Одежда»

Вторник

  1. Выбрать одежду, про которую можно сказать:

Мой Он

Моя Она

Моё Оно

Мои Они

  1. Знать детали одежды:

Пояс, петли, молния, штанина, хлястик, складки, подкладка, оборка, капюшон, спинка, лямки.

У рубашки есть — рукава, манжеты, воротник, карман, застёжка, пуговицы

Учим слово: воротничок.

  1. Уметь образовывать приставочные глаголы:

Мама платье (что делала?) — шила

Мама пуговицы (что делала?) — пришивала

Мама дырку (что делала?) — зашивала

Мама цветок (что делала?) — вышивала

Мама юбку (что делала?) — подшивала

Мама костюм (что делала?) — перешивала

  1. Игра «Чего не хватает?»:

Цель — закрепление частей одежды:

‒ формы существительного родительного падежа единственного числа;

‒ развитие у детей целостного восприятия предмета.

Детям раздаются картинки с изображением одежды. Необходимо дорисовать недостающие детали (воротник, рукав, манжета, брючина, карман, пуговица и т. д.)

Тема «Одежда»

Среда

  1. Знать, кто шьёт одежду, и где шьют одежду.

Портной, портниха, швея работают на швейной фабрике, в ателье.

Модельер — создаёт модели одежды.

  1. Знать, какими инструментами пользуется портной.
  2. Знать, какие действия выполняет портной:

мерить, отрезать, кроить, сшивать детали, снять мерку, примерять, подшить, пришить, перешить, вышить.

Жил портной один умелый,

Знал прекрасно свое дело,

Шил одежду на заказ,

Ткани выбирал для вас,

Креп, парчу, шерсть и атлас,

А потом снимал он мерку,

Делал выкройку с примеркой,

Белой ниткой ткань метал,

На машинке все сшивал,

Выходил наряд отменный,

Знал наш мастер свое дело.

  1. Игра «Ателье» («Сшейте сами»).

Цель: закрепление у детей целостного восприятия предмета, закрепление деталей одежды, закрепление приставочных глаголов, формирование простых распространенных предложений.

Каждый ребенок берет конверт с деталями одежды. Затем достает части одежды и «шьёт»: платье, юбку, рубашку, сарафан и т. д. В процессе работы дети рассказывают, что они делают («Я пришиваю рукав и воротник к платью»).

Тема «Одежда»

Четверг

  1. Рассмотреть различные материалы:

Ситец, байка, шерсть, шёлк, капрон, мех, кожа.

  1. Уметь образовывать относительные прилагательные:

платье из ситца — ситцевое,

рубашка из байки — байковая,

пальто из шерсти — шерстяное,

блузка из капрона — капроновая,

платье из шёлка — шёлковое,

шуба из меха — меховая,

куртка из кожи — кожаная.

  1. Правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе:

платье из шерсти — шерстяное,

шарф из шерсти — шерстяной,

кофта из шерсти — шерстяная,

брюки из шерсти — шерстяные,

  1. Уметь правильно подбирать существительные к прилагательному

Игра «Подбери слово».

шёлковый — шарф, халат;

шёлковая — юбка, блузка;

шёлковое — платье;

шёлковые — брюки, рубашки.

  1. Уметь соотносить материал и изделие.

Игра «Исправь ошибку».

Петрушка (Незнайка) сшил одежду, неправильно используя материалы:

Я сшил пальто из ситца — ситцевое пальто;

Я сшил брюки из меха — меховые брюки;

Я сшил куртку из шёлка — шёлковую куртку

И т. д.

Почему нельзя носить такую одежду?

  1. Уметь образовывать притяжательные прилагательные.

У мамы платье — это мамино платье;

У папы рубашка — это папина рубашка;

У Тани пальто — это Танино пальто;

У Коли брюки — это Колины брюки;

У бабушки фартук — это бабушкин фартук;

У дедушки куртка — это дедушкина куртка.

Тема «Одежда»

Пятница

  1. Расширение словаря прилагательных.

Учить подбирать признаки:

Брюки какие? — новые, старые, красные, черные, серые, теплые, легкие, шерстяные, зимние, летние, детские, модные.

Платье какое? — новое, нарядное, красивое, ситцевое, шерстяное, шёлковое, теплое, легкое, домашнее, детское.

  1. Учить подбирать слова-антонимы.

Игра «Скажи наоборот»:

теплая — … (холодная)

новая — … (старая)

большая — … (маленькая)

взрослая — … (детская)

чистая — … (грязная)

широкая — … (узкая)

длинная — … (короткая)

мягкая — … (жёсткая)

легкая — … (тяжелая)

  1. Составь рассказ-описание по плану:

— Что это?

— Какого цвета?

— Из какого материала?

— Из каких частей состоит?

— Когда носят (сезонность)?

— Для кого предназначена одежда (мужская, детская, женская)?

  1. Воспитывать бережное отношение к одежде. Объяснять, что значит беречь, ухаживать за одеждой.

Систематическая планомерная работа по формированию речи детей ведет к устранению общего недоразвития речи, что необходимо при поступлении детей в школу и для дальнейшего обучения.

Литература:

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». АЙРИС-ПРЕСС, М. 2004 Г.
  2. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. «Дети с общим недоразвитием речи». М., ГНОМ И Д, 2000 Г.
  3. Ткаченко Т. А. «Формирование лексико-грамматических представлений» М., ГНОМ И Д, 2003 Г.
  4. Туманова Т. В. «Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» М, 2002 г.
  5. Косинова Е. М. «Уроки логопеда» М., ЭКСМО, 2005 Г.
  6. Теремкова М. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР» М., ГНОМ, 2016 г.
  7. Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС 2003 г.
Основные термины (генерируются автоматически): брюки, одежда, платье, игра, мама, ребенок, грамматический строй, общее недоразвитие речи, родительный падеж, целостное восприятие предмета.

Похожие статьи

Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задать вопрос