Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи
Авторы: Богатырева Алла Вячеславовна, Косткина Мария Александровна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.
Дата публикации: 14.04.2018
Статья просмотрена: 3297 раз
Библиографическое описание:
Богатырева, А. В. Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3281/ (дата обращения: 16.12.2024).
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы в комплексе: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя.
Логопедическое воздействие при устранении ОНР ставит своей целью научить ребенка связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни.
Коррекционная работа с детьми с ОНР включает различные направления, среди которых основополагающим направлением является формирование лексико-грамматической стороны речи (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.).
Формирование словаря идет по следующим направлениям:
‒ расширение объема словаря;
‒ уточнение значения слов;
‒ формирование семантической структуры слова;
‒ организация семантических полей, лексической системы родного языка;
‒ активизация словаря, совершенствование перевода из пассивного словаря в активный.
Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя. Если в норме ребенок учится изменять слова и правильно употреблять их в предложении в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексико-грамматическими категориями на основе подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где используются особые методические приемы.
Формирование грамматических представлений включает:
‒ упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
‒ упражнения на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы, относительные, притяжательные, качественные прилагательные, образование сложных слов);
‒ употребление предлогов;
‒ составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.
В своей работе по формированию лексико-грамматических компонентов мы применяем тематический принцип. Задания подбираются по темам, работа ведется в течении недели, игры и упражнения планируются на каждый день недели. Это способствует согласованной совместной работе учителя-логопеда и воспитателя, детальной проработке материала, закреплению словаря и грамматических категорий в процессе ежедневной практической деятельности. Приведем пример тематического планирования (тема одежда).
Тема «Одежда»
Понедельник
- Знать и называть различные виды одежды:
‒ верхняя (пальто, куртка, шуба, комбинезон, плащ);
‒ легкая (костюм, юбка, платье, блузка, сарафан, халат, брюки, пиджак, джинсы, шорты);
‒ вязаные вещи (свитер, джемпер, кофта, рейтузы, шарф);
‒ белье (майка, трусы, чулки, носки, пижама, купальник, плавки, колготы, гольфы).
- Различать одежду:
‒ по сезонам (с примерами)
для осени — осенняя
для зимы — зимняя
для весны — весенняя
для лета — летняя;
‒ по принадлежностям (с примерами)
для женщин — женская
для мужчин — мужская
для детей — детская;
‒ по назначению (с примерами)
для дома — домашняя
для работы — рабочая, форменная
для спорта — спортивная
для школы — школьная
на каждый день — повседневная
для праздника — праздничная.
- Уметь образовывать форму родительного падежа множественного числа.
Игра «Один— много»:
платье — (много) платьев
носки — носков
чулки — чулок
брюки — брюк
юбка — юбок
сарафан — сарафанов
Обратить внимание на слово «пальто». «Упрямые слова» — эти слова всегда одинаковые, никогда не меняются.
Игра «Закончи предложение» (со словом пальто):
Мама купила новое ….
В магазине продавалось много разных ….
Мама любуется своим новым ….
У меня нет ….
- Игра «Назови ласково»:
У Кати платье, а у куколки … (платьице)
юбка — юбочка
брюки — брючки
носки — носочки
шорты — шортики
сарафан — сарафанчик
и т. д.
Тема «Одежда»
Вторник
- Выбрать одежду, про которую можно сказать:
Мой Он
Моя Она
Моё Оно
Мои Они
- Знать детали одежды:
Пояс, петли, молния, штанина, хлястик, складки, подкладка, оборка, капюшон, спинка, лямки.
У рубашки есть — рукава, манжеты, воротник, карман, застёжка, пуговицы
Учим слово: воротничок.
- Уметь образовывать приставочные глаголы:
Мама платье (что делала?) — шила
Мама пуговицы (что делала?) — пришивала
Мама дырку (что делала?) — зашивала
Мама цветок (что делала?) — вышивала
Мама юбку (что делала?) — подшивала
Мама костюм (что делала?) — перешивала
- Игра «Чего не хватает?»:
Цель — закрепление частей одежды:
‒ формы существительного родительного падежа единственного числа;
‒ развитие у детей целостного восприятия предмета.
Детям раздаются картинки с изображением одежды. Необходимо дорисовать недостающие детали (воротник, рукав, манжета, брючина, карман, пуговица и т. д.)
Тема «Одежда»
Среда
- Знать, кто шьёт одежду, и где шьют одежду.
Портной, портниха, швея работают на швейной фабрике, в ателье.
Модельер — создаёт модели одежды.
- Знать, какими инструментами пользуется портной.
- Знать, какие действия выполняет портной:
мерить, отрезать, кроить, сшивать детали, снять мерку, примерять, подшить, пришить, перешить, вышить.
Жил портной один умелый,
Знал прекрасно свое дело,
Шил одежду на заказ,
Ткани выбирал для вас,
Креп, парчу, шерсть и атлас,
А потом снимал он мерку,
Делал выкройку с примеркой,
Белой ниткой ткань метал,
На машинке все сшивал,
Выходил наряд отменный,
Знал наш мастер свое дело.
- Игра «Ателье» («Сшейте сами»).
Цель: закрепление у детей целостного восприятия предмета, закрепление деталей одежды, закрепление приставочных глаголов, формирование простых распространенных предложений.
Каждый ребенок берет конверт с деталями одежды. Затем достает части одежды и «шьёт»: платье, юбку, рубашку, сарафан и т. д. В процессе работы дети рассказывают, что они делают («Я пришиваю рукав и воротник к платью»).
Тема «Одежда»
Четверг
- Рассмотреть различные материалы:
Ситец, байка, шерсть, шёлк, капрон, мех, кожа.
- Уметь образовывать относительные прилагательные:
платье из ситца — ситцевое,
рубашка из байки — байковая,
пальто из шерсти — шерстяное,
блузка из капрона — капроновая,
платье из шёлка — шёлковое,
шуба из меха — меховая,
куртка из кожи — кожаная.
- Правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе:
платье из шерсти — шерстяное,
шарф из шерсти — шерстяной,
кофта из шерсти — шерстяная,
брюки из шерсти — шерстяные,
- Уметь правильно подбирать существительные к прилагательному
Игра «Подбери слово».
шёлковый — шарф, халат;
шёлковая — юбка, блузка;
шёлковое — платье;
шёлковые — брюки, рубашки.
- Уметь соотносить материал и изделие.
Игра «Исправь ошибку».
Петрушка (Незнайка) сшил одежду, неправильно используя материалы:
Я сшил пальто из ситца — ситцевое пальто;
Я сшил брюки из меха — меховые брюки;
Я сшил куртку из шёлка — шёлковую куртку
И т. д.
Почему нельзя носить такую одежду?
- Уметь образовывать притяжательные прилагательные.
У мамы платье — это мамино платье;
У папы рубашка — это папина рубашка;
У Тани пальто — это Танино пальто;
У Коли брюки — это Колины брюки;
У бабушки фартук — это бабушкин фартук;
У дедушки куртка — это дедушкина куртка.
Тема «Одежда»
Пятница
- Расширение словаря прилагательных.
Учить подбирать признаки:
Брюки какие? — новые, старые, красные, черные, серые, теплые, легкие, шерстяные, зимние, летние, детские, модные.
Платье какое? — новое, нарядное, красивое, ситцевое, шерстяное, шёлковое, теплое, легкое, домашнее, детское.
- Учить подбирать слова-антонимы.
Игра «Скажи наоборот»:
теплая — … (холодная)
новая — … (старая)
большая — … (маленькая)
взрослая — … (детская)
чистая — … (грязная)
широкая — … (узкая)
длинная — … (короткая)
мягкая — … (жёсткая)
легкая — … (тяжелая)
- Составь рассказ-описание по плану:
— Что это?
— Какого цвета?
— Из какого материала?
— Из каких частей состоит?
— Когда носят (сезонность)?
— Для кого предназначена одежда (мужская, детская, женская)?
- Воспитывать бережное отношение к одежде. Объяснять, что значит беречь, ухаживать за одеждой.
Систематическая планомерная работа по формированию речи детей ведет к устранению общего недоразвития речи, что необходимо при поступлении детей в школу и для дальнейшего обучения.
Литература:
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». АЙРИС-ПРЕСС, М. 2004 Г.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. «Дети с общим недоразвитием речи». М., ГНОМ И Д, 2000 Г.
- Ткаченко Т. А. «Формирование лексико-грамматических представлений» М., ГНОМ И Д, 2003 Г.
- Туманова Т. В. «Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» М, 2002 г.
- Косинова Е. М. «Уроки логопеда» М., ЭКСМО, 2005 Г.
- Теремкова М. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР» М., ГНОМ, 2016 г.
- Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС 2003 г.