Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 21.05.2020

Статья просмотрена: 2488 раз

Библиографическое описание:

Горностаева, Н. В. Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Горностаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5276/ (дата обращения: 16.12.2024).



Формирование грамматического строя — важное условие полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формирование социальных связей. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем, который у детей с общим недоразвитием речи формируется с большими трудностями.

«По данным А. Н. Гвоздева, к 3–3,5 годам в словаре детей представлены все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебные слова, предлоги, союзы, частицы и междометия). В это же время в языке ребенка появляются грамматические формы, отражающие не только изолированные предметы, действия и качества, но и сложные отношения между ними, которые выражаются при помощи специальных средств — системы флексий, отдельных служебных слов и т. п. К 5 годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения». [2]

Служебные слова (предлоги) появляются позже всех знаменательных частей речи. Так, на начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги (на столе — толе). На этапе усвоения служебных слов ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. А. Н. Гвоздев установил следующую последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др.

Аграмматизмы чаще наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи различного генеза. Практика показывает, что дети с различными нарушениями речи (ОНР, ФФНР), особенно если дефект включает дизартрический компонент, часто испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и, следовательно, трудности формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

a) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Из-за трудностей понимания грамматических значений предлогов, дети смешивают такие предлоги как: НА и НАД, ПО и ПОД, НА и В («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). Сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД часто отсутствуют в детской речи.

b) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

c) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

d) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Чтобы выявить нарушения речи у ребёнка и определить наиболее эффективные пути коррекции, логопед проводит специальное обследование. В соответствии с онтогенетическим принципом сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее — предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.

При проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога. Так, сначала нужно уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения (где?), а затем — тот же предлог, но со значением направления действия (куда?).

В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях.

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в сумке, кладет (куда?) в сумку. Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в комнату (в-в), выходит из комнаты (вы-из), подходит к магазину (под-к), отходит от дерева (от-от).

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы.

С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания:

  1. Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (кубик в коробке, кубик на коробке, кубик под коробкой), а также вопросы к ним: «Где кубик в коробке? Где кубик на коробке? Где кубик под коробкой?» Ребенок должен показать соответствующую картинку.
  2. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда. Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой ситуацией, например: «Положи яблоко в корзину, под корзину, около корзины», т.д.
  3. Упражнение на дифференциацию предлогов (В — НА, ПОД — ИЗ-ПОД, ИЗ — ОТ, ОКОЛО — ЗА). На стол кладут два одинаковых пенала, в один из которых кладут карандаш; такой же карандаш кладут под пенал. По просьбе логопеда ребенок подает тот карандаш, который просит взрослый: «Возьми, карандаш, который лежит в пенале (на пенале, около, под)».
  4. Игра «Правильно подними карточку».

Логопед называет словосочетания с предлогами (например, с предлогами НА, В, ПОД, НАД и др.) Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога. Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются различные игры и упражнения:

Упражнения № 1

Цели: учить ребенка правильно употреблять форму Т. п. существительных в ед. числе с предлогом С.

Содержание: Предложить ребенку посмотреть на картинку и сказать:

— С чем ведро? (ведро с водой, с молоком, со снегом, с мусором, с бумагой и т. д.)

— С чем кастрюля? (кастрюля с супом, с картошкой, с кашей и т. д.)

— С чем банка? (банка с капустой, с повидлом, со сметаной и т. д.)

— С чем чашка? (чашка с чаем, с кефиром, с молоком, с соком и т. д.)

Упражнение № 2

Цели: учить ребенка правильно употреблять форму П. п. существительных в ед. числе с предлогом О.

Содержание: Предлагаем ребенку рассмотреть картинку фермерского хозяйства, перечислить предметы и животных и рассказать, о ком (о чём) заботятся люди на ферме. Показывая на каждый объект, вначале просим назвать его (И. падеж сущ.), а затем сказать, о ком заботятся люди (П. падеж).

Упражнение № 3

Цели: учить ребенка правильно употреблять форму Т. п. существительных в ед. числе с предлогом ЗА.

Содержание: Показываем ребёнку картинку и рассказываем, что в одном детском саду есть прекрасный живой уголок. Затем просим ребёнка перечислить животных, которые там живут. Напоминаем, что за всеми животными надо ухаживать, а затем спрашиваем у ребёнка:

— За кем ухаживали дети в живом уголке?

Ребенок составляет предложение о каждом животном в отдельности, четко выделяя окончание существительного в творительном падеже, а также предлог ЗА.

Упражнение № 4

Цели: уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом НА; учить выделять предлог НА в предложении; развивать внимание и речевую память.

Содержание: Выставляем перед ребёнком 5–6 предметов, затем внятно, четко, выделяя голосом предлог НА, произносит примерно такие инструкции: Положи карандаш на стол, а ручку на диван. Поставь сумку на стул, а кружку на стол.

Если ребенок с лёгкостью справляется с 2-ступенчатыми инструкциями, можно усложнить задание, сделав инструкцию 3-ступенчатой. После выполнения задания, взрослый, а за ним и ребенок проговаривает предложения с предлогом НА, выделяя его голосом (наглядным материалом служат предметы, расставленные малышом во время игры).

Упражнение № 5.

Цели: учить ребенка выделять в предложении предлоги В, НА, ПОД.

Содержание: Объясняем ребенку, что сейчас будем говорить предложения с «маленькими словами В, НА, ПОД». Затем просим ребёнка посмотреть на схемы предлогов и вспомнить, какое «маленькое слово» обозначается каждой схемой.

После уточнения пространственных отношений, выраженных каждым предлогом, взрослый просит ребенка смотреть на схемы, внимательно слушать предложения и искать в них «маленькие слова». Например: Дети идут в школу. Ворона сидит на заборе. И т. д. Когда все предлоги будут правильно названы, можно предложить ребёнку повторить те предложения, которые он запомнил.

Упражнение № 6

Цели: учить ребенка определять пропущенные предлоги В, НА, ПОД, в предложении.

Содержание: Показываем малышу схемы предлогов, просим внимательно слушать предложения и догадаться, какое из трех «маленьких слов» пропустил Незнайка: В, НА или ПОД. Например: Дети отправились … лес. Коровы пасутся … лугу. Марина идет … зонтом. И т. д.

Упражнение № 7

Цель: учить употреблять предлоги НА, В, ПОД.

Содержание: Взрослый говорит: «Смотри, вот птичка. Она летает над гнездом. Она сидит в гнезде. Потом она летает под гнездом». Взрослый должен чётко произносить предлоги, слегка выделяя их голосом.

Посмотри на картинки и скажи, кто где находится.

Где птичка? (Птичка над гнездом. Птичка в гнезде. Птичка под гнездом.)

Где шарик? (Шарик на столе. Шарик над столом. Шарик под столом.)

Где бабочка? (Бабочка под цветком. Бабочка на цветке. Бабочка над цветком.)

Над чем висит лампа? (Лампа висит над столом.)

Над чем летит самолёт? (Самолёт летит над лесом.)

Что девочка держит над головой? (Девочка держит над головой зонтик.)

Упражнение № 8

Цель: учить употреблять простые предлоги ИЗ, ЗА и сложный предлог ИЗ-ЗА.

Содержание: Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает.

Рассмотри схемы, сравни и запомни, в каких случаях употребляется предлог «из», в каких «за» и в каких «из-за».

Мальчик выходит… (из дома). Мальчика заходит… (в дом). Мальчик выглядывает… (из-за угла дома).

Собака выбегает… (из будки). Собака прячется… (за будкой). Собака выглядывает… (из-за будки).

Змея выползает… (из травы). Змея заползает… (за камень). Змея выползает… (из-за камня).

Упражнение № 9

Цель: учить употреблять простые предлоги ИЗ, ПОД и сложный предлог ИЗ-ПОД.

Содержание: Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает. Рассмотри схемы, сравни и запомни в каких случаях употребляется предлог из, в каких под, а в каких из-под.

Зайчонок выбежал... (из норки). Зайчонок сидит… (под кустом). Зайчонок выбежал… (из-под куста).

Котёнок вылез… (из коробки). Котёнок залез… (под стул). Котёнок выглядывает… (из-под стула).

Упражнение № 10

Цель: учить правильно употреблять предлоги ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ, МЕЖДУ.

Содержание: Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает. Рассмотри схемы. Сравни и запомни, в каких случаях употребляется предлог через, в каких сквозь, а в каких между.

Мяч перелетел… (через забор). Птица перелетела… (через реку). Мальчик перепрыгнул… (через лужу). Девочка прыгает… (через скакалку).

Гриб вырос… (между деревом и пнём). Солнце выглянуло… (между туч). Ваня стоит… (между мамой и папой). Сетка натянута… (между столбами).

Вершины гор виднелись… (сквозь туман). Самолёт пролетел… (сквозь облака).

Формирование навыка использования предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи очень трудоемкий и длительный процесс, который должен быть правильно организован специалистами. Необходимо придерживаться определённой последовательности, в начале, важно дать понятие о предлоге, объяснить значение каждого предлога, далее научить ребёнка дифференцировать предлоги, сочетать с нужными флексиями и, наконец, использовать в собственной речи. Работа над предложно-падежными конструкциями является важной составляющей в формировании грамматического строя речи.

Литература:

  1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. — СПб, 2015.
  2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб, 2001.
  3. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4–6 лет — СПб.: КОРОНА, 2004.
  4. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6–8 лет — СПб.: КОРОНА, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): предлог, Ребенок, упражнение, Взрослый, неправильное употребление, общее недоразвитие речи, ПОД, предложение, содержание, стол.

Похожие статьи

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование лексико-грамматического компонента речи детей с ОНР в процессе организации игровой деятельности

Похожие статьи

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование лексико-грамматического компонента речи детей с ОНР в процессе организации игровой деятельности

Задать вопрос