Методика формирования морфологической стороны речи дошкольников
Авторы: Ряскина Ирина Александровна, Бокалина Наталия Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.01.2020
Статья просмотрена: 4329 раз
Библиографическое описание:
Ряскина, И. А. Методика формирования морфологической стороны речи дошкольников / И. А. Ряскина, Н. А. Бокалина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15572/ (дата обращения: 21.11.2024).
Несмотря на то, что в детских садах проводится колоссальная работа по развитию речи дошкольников, при встречах с педагогами начальной школы нередко слышишь о том, что дети приходят в школу с недостаточно развитой речью. А ведь в детских садах согласно ФГОС речевое развитие выделяется в отдельную образовательную область. Основные направления, по которым ведётся работа по развитию речи детей в детских садах:
«1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование
4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь. Монологическая речь (рассказывание)
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову». [План-программа, с. 24]
Нам, как педагогам-практикам в своей работе хотелось бы уделить внимание формированию морфологической стороны речи- грамматическим свойствам слов и их форме. Ведь «Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, логика языка». У детей, усваивающих грамматику, вместе с речью развивается и мышление, и воображение, и память.
Ребёнок трёх лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, употребляет простые и сложные предложения. Казалось бы, предоставь ребёнку превосходный образец для подражания, и он начнёт идеально говорить, но нет. То, что ребёнок не сразу начинает овладевать грамматическим строем речи, объясняется и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической, и возрастными особенностями ребёнка.
В русском языке много исключений из правил, которые нужно запомнить. Например, ребёнок усвоил функцию предмета, обозначаемую окончанием –ом, — ем: мячиком, камнем (творит. падеж). По этому типу малыш образует и другие слова — палочком, иглом, не зная, что есть другие склонения, имеющие иные окончания. Число грамматических ошибок возрастает на пятом году жизни, т. к. увеличивается словарный запас детей, растёт круг общения, и дошкольники начинают употреблять распространённые предложения.
В ходе практической деятельности выявлено, что наибольшие затруднения у детей вызывают следующие грамматические формы:
– образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных: поросята, козлята, жеребята и т. д.; склонение существительных, обозначающих животных: тигров, медведей, волков и т. д.
– употребление несклоняемых имён существительных: пальто, пианино, кино, кофе, какао, и др.
– род существительных, особенно средний-яблоко, колесо, мясо, мороженое и др.
– окончание существительных множественного числа в родительном падеже:(матрёшков, ботинков, ведров, карандашов и др.)
– образование сравнительной степени прилагательных при помощи суффиксов –ее, -ей: выше, длиннее, дороже, жиже, звонче, слаще.
– образование сравнительной степени прилагательных при помощи других корней: плохой- хуже, хороший- лучше.
– образование глагольных форм: хотеть (хочут), бежать(бежут).
– спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных формах: есть, дать (едишь булку, дадишь мне)
– образование страдательных причастий (нарисоватая, оборватая и др.)
– склонение некоторых местоимений, числительных (двое ведров, два утёнки, мене дали и др.)
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Конечно, на любом занятии, в любое время во время режимных моментов воспитатель должен исправлять ошибки в речи детей. Но особое значение имеет специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи и целенаправленно исправляется уже появившаяся грамматическая ошибка.
Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьёвой. Основные её положения:
«-Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
—Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребёнка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
— Не повторять за ребёнком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно. Нужно сразу дать ребёнку образец правильной речи и предложить повторить его.
—Ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно.
— С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребёнок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». — «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек».
– Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их.
– В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей.
– При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивым, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и тактичным». [О. И. Соловьёва, Методика развития речи, с.65.]
Обучение грамматически правильной речи идёт при помощи упражнений и дидактических игр с наглядным материалом и без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить предметы, игрушки, картинки. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Игра и упражнениям отводится как правило,5–10 минут, таким образом они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить непринуждённо, живо. Воспитателю не следует употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно использовать игровые персонажи (Незнайка, Буратино, Хрюша и т, д.) Для того, чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.
В младших группах для усвоения употребления предлогов и падежей используется игра в прятки. (Спрятался под столом, около шкафа, за ширмой ит. д.) Для правильного произнесения существительных среднего рода используется игра «Чудесный мешочек», в который можно положить и игрушки, и картинки, при чём картинки должны быть не только среднего, но и женского и мужского рода. Дети должны назвать картинку и описать её (мяч круглый, яблоко красное, кошка пушистая). Для закрепления форм глаголов используются игры-драматизации типа «В гостях у куклы», «Что делает кукла?» Для малышей трудные грамматические формы образует воспитатель. Для образования окончания существительных множественного числа используется игра «Один- много». Игра «Чего не стало?» проводится для правильного употребления существительных во множественном числе в родительном падеже.
Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения морфологической ошибки в речи детей. Работа над какими-то 2–3 формами может быть программным содержанием занятий в течении месяца, занятия по различным частям речи чередуются. На занятиях главную роль играет образец речи воспитателя. В работе над правильной речью используется эффективный приём сравнения (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и т, д.)
Дети среднего возраста часто сами спрашивают: «Я правильно сказал?», «Как нужно говорить?». Методика организации занятий в средних группах усложняется. Здесь уже главное место отводится не образцу, воспроизводимому воспитателем, а самостоятельному образованию слов. Это связано с тем, что начинает активно проводится обучение детей рассказыванию. Также активно продолжает использоваться наглядность (картинки, игрушки и т. д.), но здесь уже в одной дидактической игре берётся большее количество игрушек и картинок, что связано с более высоким уровнем развития мышления (по сравнению с младшим возрастом) и большим объёмом памяти.
Для согласования прилагательных с существительными используется игры «Какой, какая, какие?», «Чудесный мешочек» (отгадай на ощупь и опиши).
Для закрепления окончания существительных в винительном падеже используется серия игр с куклами, мишками «В гостях у куклы», «День рождения мишки» и т. д.
Для правильного употребления несклоняемых имён существительных хорошо использовать альбом О. И. Соловьёвой «Говори правильно». Да сейчас появилось очень много и других методических разработок в помощь педагогам. При отборе пособий нужно всегда ориентироваться на задачи, которые необходимо достигнуть на занятии и на возраст детей.
В некоторых сказках даётся правильный образец употребления глаголов по лицам, временам и числам. И если детям читать эти сказки, пересказывать их, то они начнут правильно употреблять глаголы в своей речи[U1].
Для закрепления формы множественного числа глагола «хотеть» в младших и средних группах можно проводить игры с куклами «Катя и Саша, вы хотите раздеться? Вы хотите послушать песню? Вы хотите снами поиграть и т. д. Для более старших детей используется дидактическая игра «Раз, два, три, четыре, пять мы хотим сейчас играть».
В старшем дошкольном возрасте речь детей становится всё более совершеннее и сложнее, ошибок уже меньше, но всё равно работы хватает.
По-прежнему трудности у дошкольников вызывает спряжение глаголов хотеть, бежать; настоящее, прошедшее время, повелительное наклонение глаголов с чередующимися звуками: вытереть, жечь, ехать, лежать, махать и т. д. В старшем дошкольном возрасте можно проводить словесные игры, не опираясь на наглядность. Для этого возраста ещё характерно то, что дети используют слова, не зная их лексического значения. Здесь взрослому тоже необходимо объяснять, вносить поправки.
Для закрепления названий детёнышей животных используется игра «Один- много». Особенно часто дети неправильно называют детёныша свиньи и овцы (свинёнок и овцонок). Для согласования существительных и прилагательных в роде и падеже используются дидактические игры «Опиши картинку», «Какой, какая. Какое?». Для правильного спряжения глаголов «хотеть», «бежать», «стрелять» и т. д. используется дидактическая игра «раз. два, три, четыре. Пять мы хотим сейчас играть», «Слушай команду».
Для образования сравнительной степени прилагательных используется игра «Закончи предложение». Например, «Мой цветок красивый, а твой ещё красивее», «Ты ныряешь глубоко, а папа глубже».
Для усвоения разных типов окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже проводится игра «Угадай, где я была?» Например, я видела коров и овец в деревне. Главное в этой игре не отгадывание загадки, а в том, чтобы дети загадывали животных во множественном числе.
Для правильного употребления глаголов используется дидактическая игра «Где что можно делать?». Для того, чтобы дети начали использовать причастия, можно предложить им описать картинку. (Птичка поёт- поющая птичка. Девочка плачет- плачущая девочка и т. д.)
Конечно же, развитие речи идет не только на занятиях по развитию речи, но и на других занятиях, во всех режимных моментах, в повседневной жизни.
Работа вне занятий заключается в основном в исправлении ошибок. При этом педагог делает это тактично, доброжелательно. Внимание детей заостряется на правильной форме. Исправление делается громко, чтобы слышали все дети. В старших группах иногда бывает достаточно замечания «Ты снова сказала неправильно» или укоризненного взгляда.
Отдельное слово хочется сказать о родителях. Иногда в целях закрепления какой-либо грамматической формы, просишь родителей дома поупражнять ребёнка или проговорить скороговорку. Некоторые добросовестно выполняют задание, но очень много бывает отговорок «забыл», «устал», «в школу пойдёт- там научится». А так порой хочется, чтобы родители принимали участие в воспитании и обучении детей.
Литература:
- Алексеева М. М. Яшина В. И. Методика развития речи и обучения языку дошкольников, М., «Академия», 1997 г.
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет. Книга для воспитателей детского сада, М., Мозаика-Синтез, 1999 г.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., «Просвещение», 1981 г.
- Соловьёва О.И, Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду, М., «Просвещение»,1980г.
- Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников, М., «Академия», 2008.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста, М., ВЛАДОС, 2003 г.
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. Издательство Института Психотерапии, 2001 г.
[U1]