Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Садовская, А. Р. Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / А. Р. Садовская, Е. В. Черниговских, Н. В. Муляр, И. А. Цуканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80586/ (дата обращения: 18.11.2024).



Возраст, когда ребенок готовится пойти в школу — самый подходящий период, чтобы развивать и формировать культуру вербального общения. Грамотная речь — одно из главных условий гармоничного развития ребенка. Если она насыщенная и правильная, дошкольник сможет более легко и ясно формулировать то, о чем думает и описывать, что видит вокруг себя.

Игра очень важна в тот период, когда детская речь развивается активно. Эта деятельность необходима для личностного и интеллектуального роста детей. Во время игровых занятий дошкольники могут получить всю информацию и впечатления.

На занятии у старших дошкольников основной деятельностью является пересказ историй и повествование в письменных беседах: они не просто говорят, а рассказывают свою собственную историю, а воспитатель при этом записывает. Эта технология может снизить скорость речи говорящего, чтобы он мог продумывать заранее и исправлять замечания. Развивающие игры разрабатываются взрослыми с целью обучения детей. Учебная программа дошкольных образовательных учреждений включает специальные обучающие игры с грамматическим содержанием, поскольку они могут улучшить грамматические знания, навыки и способности. Благодаря динамичности, эмоциям и интересу детей, такие игровые процессы позволяют обучать детей повторять нужные словоформы несколько раз.

Каждая дидактическая игра содержит следующие компоненты:

– задачи;

– содержание;

– правила;

– игровые действия.

Основной компонент — это дидактическая задача. Она связана с планом учебной программы. Остальные компоненты подчиняются ей и дают возможность для ее выполнения.

Состав игры вовлекает детсадовцев в окружающую действительность (повседневная жизнь, природа, люди, межличностные отношения).

Важная составляющая в таких играх — это игровые действия, они являются проявлением игровой деятельности детей. Благодаря наличию этого компонента, используемого на уроках, делает обучение как интересным, так и эмоциональным.

Грамматическая структура речи формируется на разных ступенях развития, в основном в общении, обучающих играх, путешествиях, прогулках и т. д.

Дидактические игры могут улучшить сенсорные и речевые способности детей. Эти типы игр влияют на увеличение словарного запаса ребенка и активизируют его, устанавливают правильное звуковое произношение и выражают способность мыслить.

Речевые игры играют важную роль в речевом развитии детей. В таких играх дошкольники учатся размышлять о вещах, которые они не воспринимают напрямую и не действуют в данный момент. Игра учит решать проблемы, основываясь на мыслях о ранее воспринимаемых объектах.

Для того чтобы установить правильную грамматическую структуру языка дошкольников, необходимо учитывать возрастные особенности и проводить занятия и игры, соответствующие конкретной возрастной группе.

Из-за большого количества подражания дети заимствовали у взрослых ошибочные словоформы, речевые приемы и общие способы общения. В этом случае важны примеры грамотных воспитателей. Если он может грамотно говорить, обращать внимание на речь других людей и хорошо понимать особенности ошибок детей, тогда они также овладеют правильной речью.

Есть два способа сформировать грамматически правильное произношение: разговоры в течение занятия и ежедневная тренировка грамматических навыков.

Дидактические игры развивают сенсорные способности, речевые навыки детей: наполняют и активизируют словарный запас, формируют правильное произношение и навыки по выражению своих мыслей.

Таким образом, дидактическая игра — это эффективный инструмент. Он способствует установлению вербальной и грамматической структуры у старших дошкольников. Ее использование возможно в любое время на занятиях во всевозможных видах деятельности. Если игры будут проводиться на постоянной основе и регулярно — уровень развития детской речи улучшится.

Овладение грамматической фонетической структурой важно для детей. Собеседник ребенка может понять фонетическое оформление речи только с позиции морфологии и синтаксиса и может быть использовано как средство общения со сверстниками и со взрослыми.

Речь ребенка — одно из главных условий гармоничного и всестороннего развития дошкольника. Чем богаче лексика, тем проще ребенку описать свои мысли и чувства, чем комфортнее ему познавать окружающую его действительность и активнее будет осуществляться его психическое развитие.

Процесс общения ребенка с окружающим его миром формируется постепенно и состоит из понимания речи и ее активным использованием

с учётом правильного грамматического оформления. Главная цель речевого воспитания заключается в освоении ребенком правил и норм родного языка, умении в нужно время и в нужном месте использовать их и овладевать главными коммуникативными способностями.

В период до поступления в школу детям остро необходимо приобретение информации, поэтому важно создать поток общения, что позвонит приобрести ему коммуникативные и речевые умения и навыки.

Речевые умения — хорошая вербальная память, логические способности и рассказать увиденное и услышанное, умение откликаться на произносимое собеседником. Развитие речевых и коммуникативных способностей — важная составляющая развивающего образования и культурного воспитания личности.

Так, в 3 года ребенок должен уметь рассказать услышанный от взрослого рассказ, который был составлен по предмету, рисунку, серии картинок). Малыш должен без труда составлять предложения с однородными членами, правильно использовать слова, в нужном роде, числе, падеже. Через год, в 4 года — ребенку необходимо уметь без помощи воспитателей придумывать и транслировать легкие тексты, осознанно используя в них слова с обобщающим значением.

В 5 лет — совершенствуются все стороны речи: увеличивается количество слов в речи, улучшается грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа. Ребенок без затруднений использует во время рассказа простые и сложные предложения и правильно грамматически строить их, вводить в разговор элементы диалогов и косвенную речь, описывать картинку, явление или игрушку по предложенному плану, а также придумывать его самостоятельно.

Сейчас у многих детей наблюдаются сложности при оформлении своей речи. Чаще всего они выявляются в ситуации. когда ребенок пытается дать развернутый ответ на сложный вопрос. В результате рассказ выстроен непоследовательно, неграмотно и нелогично. Поэтому проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых первостепенных.

Развитие грамматического строя речи важно вести по трем направлениям: увеличивать количество слов в личном словаре, учить формировать законченные фразы и внедрять их в речевой поток.

Остановимся подробнее на этих составляющих:

– Формирование фразы и включение её в связную речь.

Словарная работа строится на постепенном увеличение, углубление и обобщение кругозора детей об находящихся вокруг них предметах. В результате дети формируют внутри себя большой объем знаний и определенный словарь. Которые открывает возможность разговаривать не только со сверстниками, но и со взрослыми. А также понимать, о чем идет речь в литературных произведениях и о чем транслируется на ТВ и радио. Словарь характеризуется многогранностью тем, в нем представлены части речи русского языка, что к моменту поступления ребенка в школу превратит бессвязную речь в содержательную, точную и выразительную.

Чтобы ребенок научился складывать из слов фразы — важно рассказать ему о том, как слова образуются. Делать это необходимо постепенно — от простого к сложному — и начинать с существительных. На первых порах дошкольники преобразуют существительные, присоединяя к ним уменьшительно-ласкательные суффиксы, затем суффикс — ниц — со значением вместилища, называют существительные -названия детей животных и птиц; профессии. Затем даются задания на образование форм прилагательных и глаголов.

Занятия по формированию словоизменения начинается с тренировки по различению, сопоставлению форм слов. Юные ученики прислушиваются к окончаниям существительных, глаголов, в изменения падежных окончаний слова.

Навыки словоизменения закрепляются с постепенным усложнением: сначала в словосочетаниях; затем в предложениях и в самом конце — в связанной речи.

Работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения.

Все слова, которые использует в речи ребенок — должны быть ему понятны, тогда они смогут их использовать и употреблять в повседневной жизни. Необходимо следить, в каком порядке ребенок ставит слова в предложении и при необходимости терпеливо и аккуратно поправлять, используя наводящие вопросы. Чаще всего затруднения вызывают правильное употребление формы глагола и его согласование с существительным в правильном лице и числе.

Для развития речи детям важно практиковаться, взаимодействуя с игрушками, предметами и наблюдая за всем. Что их окружает. Когда дошкольники описывают то, что видят на предложенной им картинке, они практикуются в составлении описания увиденного.

Эффективным средством формирования грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах. Еще одно важное занятие для развития словаря и речи дошкольника — сюжетно-ролевая игра. Эти действия вынуждают ребенка применять умения, договариваясь с товарищами по игре, подготавливать ее условия, следить за соблюдением правил и согласовывать свои действия с другими участниками.

Воспитатель стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность становится главным показателем успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

Значительную помощь воспитателю в развитии и формировании грамматического строя речи детей должны оказывать родители. Совместная деятельность — неотъемлемая часть комплексного процесса развития речи. Чтобы повысить компетентность родителей, специалистами проводятся открытые занятия, беседы и консультации. Помощь родителей намного сокращает время работы над качественным улучшением речи детей и дает положительные результаты.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Литература:

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет. — М.:Академия, 2009. — 240 с.
  2. Арушанова А. Г. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 256 с.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 198 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, занятие, грамматический строй речи, детская речь, дидактическая игра, повседневная жизнь, правильное произношение, родной язык, учебная программа.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос