Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 23.12.2019

Статья просмотрена: 805 раз

Библиографическое описание:

Долбикова, М. В. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / М. В. Долбикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65572/ (дата обращения: 16.12.2024).



Рифмование— один из важных этапов овладения речью

Рисуя или играя, дети часто рифмуют отдельные слова: играю-улетаю, стреляем-попадаем, свет-рассвет, зеленый-соленый, палочка-ударялочка. И не обязательно всегда эти пары слов имеют смысл. Прислушиваясь к речи детей, воспитатель часто слышит рифмы вроде кубики-рубики, гошка-картошка, курочка-покурочка.

Важно отметить, что дети часто повторяют рифмы из любимых литературных произведений или стихотворений, которые разучиваются в данный момент, например, солнышко — колоколнышко, лисичка-сестричка, кисонька-мурысонька, терем- теремок, он не низок не высок.

Воспитателю необходимо поощрять повторение рифмируемых слов из литературных произведений. Это воспитывает вкус к слову у ребенка, позволяет составлять свои пары слов по аналогии.

Стоит отметить, что если ребенку нравится рифмовать слова, напевать рифмованные фразы, он обязательно придумает и свои двустишия. И здесь особенно важна роль воспитателя, умеющего поддерживать игру ребенка, его увлечение, развить его способности в рифмовании слов.

Очень часто первые двустишия появляются из первой строки, которую произносит ребенок, а воспитатель, произнося вторую строку двустишия не спешит ее заканчивать, давая возможность юному поэту срифмовать строки.

  1. 1. Гоша, я налил уже воды,

Приходи ко мне…и ты.

  1. Белый, серый, голубой-

Это цвет любимый мой (и твой, и мой, для нас с тобой)

Иногда рифмы получаются у ребят в момент спора. Дети как бы передразнивают друг друга:

  1. Саша, воду наливай

Саша, воду выливай.

  1. Слава, стульчик подай.

Это будет наш трамвай.

Появляются небольшие двустишия в момент какого-то открытия, удивления, пока ребенок играет:

  1. Строил домик я коту,

получился дом слону.

  1. Полетел на самолете,

Оказался в вертолете.

Каким бы ни был творческий процесс создания рифмованных строк: самостоятельным или осуществленным при поддержке воспитателя- он требует всякого поощрения.

Распространенные ошибки вречи детей (из наблюдений воспитателя)

Речь детей во время занятий, в момент общения друг с другом, во время игр, бесед с воспитателем, в момент рассуждений, споров часто обращает на себя внимание воспитателя неправильной постановкой ударения в слове, неверным употреблением слова в форме множественного числа, нарушением чередования согласных в корне слова.

Эти нарушения нельзя оставлять без внимания. Воспитатель, исправляя речь ребенка предполагает и дальнейшую работу со словами: в которых дети часто допускают ошибки. Так, например, работая со словами «вода» и «красивее», воспитатель стремится как можно чаще произносить их вслух: «нальем воду, выльем воду, не разлей воду». Обсуждая детские работы по лепке или аппликации, воспитатель просит, чтобы дети сказали чья работа красивее, таким образом, слово неоднократно звучит, произнесенное взрослым и повторенное детьми, что позволяет лучше запомнить его правильную форму.

Распространенной ошибкой в речи детей является неправильное употребление существительных в форме множественного числа: «нет карандашов», «много семенов».

Что касается существительного «карандаши», то его основа оканчивается на шипящий звук. Оокончания таких существительных специфичны: они безударны. Тогда у ребенка в слове «карандашов» окончание «ов» оказывается ударным, но форма употребленного слова неверна.

Следует составить целую цепочку подобных слов, т. е. существительных мужского рода множественного числа, стоящих в родительном падеже, чтобы закрепить правильное произношение.

– У меня много карандашей.

– Прилетело много грачей.

– На сцене нет скрипачей.

– В группе нет малышей

Сслово «семена» относится к разносклоняемым существительным, которых в русском языке немного. На занятия по ознакомлению с природой формы этого слова звучат довольно часто. Ребенок быстро перестает делать ошибки, так что приводить цепочку слов из других несклоняемых существительных (знамен, племен, стремян) для запоминания нет необходимости.

Довольно часто в речи детей встречаются ошибки на чередование согласных в корне слов:

«чистее» вместо «чище» (т/щ)

«пахает» вместо «пашет» (х/ш)

«прятает» вместо «прячет» (т/ч)

Пока речь ребенка развивается, ему проще произнести новое слово так, чтобы оно было похоже на знакомое, часто произносимое: чистый, пахать, прятать. Знакомые согласные ребенок переносит в слово, форму которого он изменил. И лишь под наблюдением воспитателя ошибок в речи ребенка станет меньше.

Услышав от детей «я не наспался», «не до касайся до меня», воспитатель понимает, что эти новообразования появились за счет приставки «на» — обладают лексическим значением законченного действия. И лишь отрицательная частица придет слову значение не вполне законченного процесса.

Используя в своем слове «наспался» приставку «на», ребенок употребляет ее по аналогии с другими словами, так как именно она помогает передать смысл фразы.

Выражение «не докасайся до меня» становится ошибочным за счет предлога «до». Как часто ребенок слышит фразы, где приставка и предлог совпадают: — добеги до стены, допиши до конца, донеси до меня.

Свою фразу ребенок строит в соответствии со знакомымиему выражениями, не зная еще, что глагол «касаться» чаще всего используют с приставкой «при».

Ребенок строит предложение, произносит фразу или слово, уподобляя их знакомым по строению предложениям и фразам. Понимая это, воспитатель приходит к выводу, что именно его речь должна быть как можно разнообразнее, выразительнее, оригинальнее, интереснее. Поддержка родителей только ускорит процесс овладения ребенком литературных норм русского языка.

Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольников (из наблюдений воспитателя)

Формирование грамматических навыков у старших дошкольников происходит в процессе бытового общения, во время свободной игры, на прогулках. Продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Слушая речь своих воспитанников, обращают внимание на то, как описывают они предметы и явления. Дошкольники стремятся быть понятными, стараются передать свое эмоциональное отношение к описываемому.

Связная речь совершенствуется, усложняется за счет простых распространенных предложений, за счет сложных предложений разных видов. Иногда в сложные предложения дети включают причастие, деепричастные обороты.

В процессе совместных игр ребенок осваивает монологическую речь. Он старается говорить точно и правильно, чтобы донести до товарищей правила придуманной игры. Осваивает диалог, умение описывать предмет, картинку составлять, придумывать историю, сказку.

Старшие дошкольники с большим удовольствием инсценируют русские народные сказки. Образные выражения и обороты речи используется ими в игре. Такие игры — инсценировки совершенствуют синтаксическую сторону речи детей.

Воспитатель, чтобы обогатить речь детей сложными предложениями, предлагает записать рассказ, который ребенок как бы диктует. Ситуация письменной речи очень нравится детям, а педагогу помогает закрепить в активной речи детей сложный предложения разных видов.

Надо отметить, что синтаксические ошибки у старших дошкольников начинает преобладать над другими видами ошибок в речи. И воспитателю важно отвести главную роль в обучении связной речи и ее грамматическими формами — игре.

Дидактические игры иупражнения сграмматическим содержанием необходимое условие грамматической правильности речи

В возрасте 6–7 лет очень важно приобщить детей к обучающим (дидактическим) играм с правилами, которые организуются по инициативе воспитания. Дети любят играть, легко запоминают правила игры и порядок проведения. Педагог разъясняет правила, обеспечивает игровым материалом. По наблюдению воспитания, такие игры ценны. Они дают возможность закрепить знания детей о труде взрослых, о конкретных явлениях, о взаимоотношения людей, а детям расширить кругозор, познать родную речь, играя словами и их формами.

Обращает на себя внимание то, что именно в процессе игры дети стремятся говорить точно и правильно. Воспитатель, наблюдая за речью детей отличает критическое отношение к речи, стремление говорить грамотно особенность старшего дошкольного возраста.

Педагог приходит к выводу, что стремление к правильности появляется во всех сферах грамматики. В морфологии точнее усваиваются формы Родительного падежа множественного числа (носков, ключей). В словообразовании новые слова образованные с помощью суффиксов (хлебница, супница, солонка). В синтаксисе использование разных типов предложений.

Дидактические игры, упражнения с грамматическим содержанием, необходимое условие развития грамматически правильный речи. Экспериментируя со словами, выбирая правильную форму, ребенок учится вслушиваться в звучание речи, произвольно менять слово, выводить правила формообразования и словообразования.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, речь детей, воспитатель, множественное число, игра, речь ребенка, правильная форма, Родительный падеж, связная речь.


Похожие статьи

Формирование грамматического строя речи дошкольников

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета

Формирование грамматического строя речи у детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр и лексических упражнений

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Формирование лексико-грамматического компонента речи детей с ОНР в процессе организации игровой деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Формирование грамматического строя речи дошкольников

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета

Формирование грамматического строя речи у детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр и лексических упражнений

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Формирование лексико-грамматического компонента речи детей с ОНР в процессе организации игровой деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Задать вопрос