Формирование синтаксической структуры в онтогенезе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 19.06.2022

Статья просмотрена: 1570 раз

Библиографическое описание:

Трошкина, Е. В. Формирование синтаксической структуры в онтогенезе / Е. В. Трошкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 391-392. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93300/ (дата обращения: 17.12.2024).



Онтогенез — это индивидуальное развитие человека от рождения до смерти. Онтогенез является одной из форм развития.

Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

«Развитие есть самообуславливаемый процесс, где синтезированы влияния среды и наследственности». Всякий новый этап в развитии ребенка нужно представлять как вытекающий с логической необходимостью из предшествующего этапа.

Овладение речью как средством общения и познания окружающего мира является важнейшим условием социального и познавательного развития ребенка [1, c 49].

Онтогенез — это процесс формирования речи на протяжении всех этапов возрастного развития человека — от рождения до совершенного состояния, когда речь становится полноценным средством общения (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. В. Захарова, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконин и др.).

Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина Т. Н., А. М. Шахнаровича, Ушаковой, и др. Формирование грамматического строя речи (синтаксической структуры предложения, словоизменения), осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка.

Закономерности усвоения синтаксической структуры в онтогенезе рассматривает А. Н. Гвоздев, который выделил этапы развития грамматической стороны речи у детей.

Первый этап — это конец первого года жизни. В этот период в речи детей появляются слова-корни, слова, которые используются в качестве предложения. Для уточнения значения данных слов ребенок широко использует жесты, жесты. В качестве предложений (слов) используются в основном существительные, которые обозначают названия предметов, лиц. С помощью звукоподражаний и лепетных слов также говорятся корни(слова).

На втором году жизни происходит второй этап — это появление в речи детей предложений, которые состоят из нескольких слов-корней. Грамматические связи между словами могут отсутствовать, соединение слов происходит за счет интонации. В речи детей присутствуют слова-предложения, который означают действие и предмет или лицо, совершающее действие, например, «дай, папа, на». Слова дополняются невербальными средствами общения и в совокупности с вербальными составляют целую законченную фразу или простое предложение.

Синтаксисразвивается от однословного предложения через соединение двух компонентов к многокомпонентному целому. Этот процесс определяет с одной стороны, практическая деятельность, а с другой — умение планировать свои речевые действия [3, c 157].

А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович указывают, что овладение родным языком протекает в виде усвоения ребенком различных по своей структуре предложений .

По мере развития, обогащения словарного запаса слова синтезируются в словарные цели и образуют предложения. Как отмечает И. А. Смирнова, переход к предложению у детей раннего возраста становится возможным, если в словаре ребенка присутствует 40–60 слов.

В раннем возрасте (второй-третий год жизни) происходит освоение грамматической структуры предложения. Для выражения синтаксической связи слов в предложении, ребенок усваивает флексийную систему, использует в речи предлоги, различные грамматические формы слова.

Сначала ребенок осваивает форму числа имени существительного (много — один), далее учится применять в речи имена существительные в родительном и винительном падеже, имена прилагательные, глаголы повелительного наклонения второго лица единственного числа.

Постепенно структура предложений расширяется, в них включаются различные второстепенные члены предложения, появляются первые сложные предложения. Сначала это бессоюзные предложения, затем сложносочиненные предложения. Научившись изменять значимую часть слова, дети вводят в предложения различные предлоги, что позволяет им выражать грамматическое значение слов.

Сложные предложения впервые появляются в речи детей в конце второго года жизни. Это, как правило, бессоюзные предложения. Употребление союзов наблюдается в возрасте 2–3 лет. Сложные предложения включают два простых, которые соединяются союзами (подчинительными и сочинительными).

Первоначальное их развитие происходит комплексно: объединяя слова в единое целое, этом ребенок овладевает, прежде всего, умением соотносить содержание высказывания с действительностью, формируется умение подбирать наиболее точные слова для обозначения действий и предметов, что указывает на активное усвоение и применение ими речевого механизма — отбора слов. Примерно в период от 2 лет до 2 лет 6 месяцев дети начинают говорить высказываниямиболее чем из двух слов, предложения начинают приобретать структуру .

Появление сложных предложений в речи детей раннего возраста свидетельствует о том, что происходит процесс освоения различных связей (временных, пространственных), обогащения представлений об окружающем мире, пополнении словарного запаса, что создает основу для дальнейшего развития грамматического строя речи в дошкольном возрасте.

На нормальное речевое развитие указывает то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения суффиксов, аффиксов и окончаний — флексий. Предлоги в детской речи в начале речевого развития отсутствуют предлоги (на стуле — туле).

Этот период короток. Научившись использовать окончания и суффиксы, ребенок вводит в свою речь предлог, выражая лексико-грамматическое значение с помощью предлога и флексии.

На этом этапе дети обычно правильно употребляют простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы.

Продолжается усвоение более частных правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных (усвоение окончаний множественного числа: -ов, -ами, -ах, падежных окончаний именительного падежа множественного числа: -а, -иа (рога, стулья). На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. В речи детей на этом этапе происходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова [1, c 64].

В младшем дошкольном возрасте дети пополняют словарный запас, осваивают морфологическую и синтаксическую систему, различные типы предложений, грамматические формы слов. Дети осваивают спряжение глаголов, склонение имен существительных.

В среднем дошкольном возрасте активно развиваются навыки словоизменения и словообразования (словотворчество), что позволяет им грамматически правильно выражать свои мысли. Дети без речевых нарушений уже имеют грамматически правильно оформленную речь.

В старшем дошкольном возрасте у детей в норме уже сформированы навыки согласования слов, словообразования, изменения слов в числе и падеже в структуре предложения. Н. С. Жукова отмечает, что успешное овладение грамматическими формами слов дает возможность для развития связной речи, для формирования коммуникативных навыков [2, c 103].

В старшем дошкольном возрасте структура предложений усложняется, дополняется второстепенными членами предложениями. В структуре сложных предложений используются придаточные предложения времени, причины, места. Синтаксические ошибки обычно наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении.

Таким образом, обобщив этапы формирования синтаксической структуры в онтогенезе, описанные А. Н. Гвоздевым, можно сделать следующие выводы:

– период слов-корней («голофразы») (конец первого года жизни): формирование предложений, которые состоят из одного или нескольких слов -корней;

– период усвоения грамматической структуры предложения (второй год жизни): формирование первых грамматических форм, флексий, служебных слов;

– период появление простых распространенных предложений, сложных бессоюзных предложений, сложных союзных предложений (третий год жизни, младший дошкольный возраст);

– период дальнейшего развития и совершенствования синтактической структуры, придаточных предложений времени, причины, места (средний и старший дошкольный возраст).

В онтогенезе идет процесс последовательного освоения синтактической структуры предложения (слов-корней, простых предложений, сложных предложений).

Литература:

  1. Выготский Л. С., Мышление и речь. — М.: Хранитель, 2008. — 668с.
  2. Гуженкова Н. В., Павлова И. А. К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 111–113.
  3. Лалаева Р. И., Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе, с.5–10 // Логопедия № 1(7), 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): предложение, ребенок, речь детей, слово, дальнейшее развитие, ранний возраст, старший дошкольный возраст, структура предложений, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст.


Задать вопрос