Содержание логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с билингвизмом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 03.03.2022

Статья просмотрена: 413 раз

Библиографическое описание:

Олейник, Т. А. Содержание логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с билингвизмом / Т. А. Олейник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 173-177. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89203/ (дата обращения: 26.12.2024).



Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук. Он изучается в лингвистике, психолингвистике, социальной психологии, социологии.

Для логопедии билингвизм интересен тем, что он нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок в русском языке, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушением речевого развития не доминирующего языка, нередко двух языков. Фактор билингвизма для детей дошкольного возраста является отягощающим, что не может не сказаться на развитии речевой, познавательной, а, следовательно, и учебной деятельности.

Ключевые слова: коррекционно-логопедическая работа, лексико-грамматический строй речи, билингвизм, коррекция речевых ошибок.

Грамматические категории представляют особую сложность для усвоения детьми в силу их обобщенно-отвлеченного характера и несовпадения в разных языках: есть категории универсальные общие для всех или многих языков, и есть специфические, характерные только для данного языка или группы языков [4].

Для выражения грамматических значений в языках используются разные грамматические средства, например, для выражения универсальной грамматической категории числа в русском языке используются окончания, окончания с переносом ударения; агглютинативный аффикс, что усложняет овладение лексико-грамматическими категориями детьми с билингвизмом.

Особую сложность для использования в речи представляет категорию рода и падежа русского существительного, прилагательного, глагола, местоимения, что в языковом сознании детей-билингвов отражается на правильности высказываний.

Грамматические проблемы у дошкольника с билингвизмом вызваны трудностями анализа грамматических средств обоих языков и механическим переносом грамматической модели одного языка в другой.

Целью экспериментального исследования являлось выявление уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с билингвизмом и проведение коррекционно-логопедической работы по устранению выявленных нарушений [6].

На констатирующем этапе исследования были обследованы 20 дошкольников с билингвизмом, в результате полученных данных дети были разделены на две группы, контрольную группу (10 дошкольников) и экспериментальную группу (10 дошкольников). В контрольной группе система работы, направленная на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с билингвизмом, проводилась по традиционной методике. В экспериментальной группе система работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с билингвизмом проводилась по экспериментальной программе.

Данная программа построена на общих принципах с «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» и «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», с учетом современных тенденций в системе дошкольного образования.

Для выявления уровня развития лексико-грамматического строя речи детей с билингвизмом на первом этапе исследования была использована методика Г. А. Волковой [1].

В результате проведенной диагностики на констатирующем этапе исследования были выявлены следующие результаты уровня сформированности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с билингвизмом: 2 детей показали средний уровень развития грамматического строя речи (20 %), низкий уровень развития грамматического строя речи выявлен у 8 детей (80 %).

На следующем этапе диагностики была использована диагностика развития речи В. М. Акименко [5]. Целью данной методики являлась диагностика лексики, связной речи и грамматического строя речи детей дошкольного возраста с билингвизмом. Данная методика диагностики позволила определить степень речевого развития детей и своевременно выявить различные дефекты или нарушения, а также помогла исследовать различные отклонения или нарушения в развитии психоэмоциональных функций: мышления, памяти, внимания, воображения и восприятия.

Исследование проводилось в игровой и предметной деятельности с предъявлением картинок и объектов окружающей среды. По итогам диагностического исследования выявлены следующие результаты: у 3 дошкольников с билингвизмом был выявлен средний уровень (30 %), у 7 дошкольников с билингвизмом был выявлен низкий уровень развития (70 %).

На следующем этапе исследования проводилось изучение развития фразовой речи по заданиям методики В. П. Глухова [2]. По результатам проведенного на констатирующем этапе исследования были получены результаты, представленные на рисунке 1.

Уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с билингвизмом на констатирующем этапе исследования

Рис. 1. Уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с билингвизмом на констатирующем этапе исследования

Целью коррекционно-логопедической работы являлось развитие лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с билингвизмом.

В коррекционно-логопедической работе была применена специальная авторская программа для детей дошкольного возраста с билингвизмом Н. А. Румега [5]. Были поставлены следующие коррекционные задачи:

  1. Формировать навыки словообразования и словоизменения.
  2. Обучать правильному согласованию различных частей речи.
  3. Учить правильному грамматическому оформлению предложений.

На формирующем этапе исследования были использованы приемы: ролевое моделирование ситуаций; беседы; игры-лото; карточки для чтения; перевоплощение детей в различных героев в зависимости от темы занятия. Формирование грамматического строя речи включало в себя ряд этапов.

Таблица 1

Этапы работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с билингвизмом

Этап

Направление работы

Примеры

Первый этап

Работа над пониманием обращенной речи

«Я буду давать тебе задания, а ты внимательно слушай и выполняй. Покажи картинку, на которой нарисовано: «Девочка читает», «Паровоз едет по рельсам», «Мальчик сидит на стуле»

Второй этап

Работа над пониманием предлогов

«На этой картинке прячутся игрушки. Куда спряталась кошка (под стол), мишка (на шкаф), кукла (за стул), собачка (в ящик)?»). Это задание можно давать в разных вариантах. Ребенок находит игрушки не только на картинках, но и настоящие игрушки в кабинете учителя-логопеда

Третий этап

Работа над словоизменением.

Освоение категории рода

Учитель-логопед читает стихотворение: «Мама на земле одна, И одна у нас страна. Дом один и нос один, И один у мамы сын». Учитель-логопед поясняет, что количество названных предметов в стихотворении одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, страна — одна, дом, нос, сын — один. Учитель-логопед называет разные существительные, а ребенок должен подобрать к нему числительное (один, одна, одно)

Четвертый этап

Работа над словообразованием

Учитель-логопед демонстрирует два действия — наливает и выливает воду.

Спрашивает у детей: одинаковые ли действия выполнены? Передает интонационно различное звучание приставок «на» и «вы» в словах наливает — выливает, которые обозначают противоположные действия. Далее учитель-логопед спрашивает: что можно наливать, выливать? Дети составляют предложения типа: Таня наливает молоко. Мама выливает воду. Учитель-логопед вызывает одного помощника, предлагает ему выполнить ряд действий (завязать бант мишке, развязать узел, повязать косынку). Дети составляют предложения по демонстрируемому действию

Пятый этап

Работа над предложением

Задания на реконструкцию предложений, детей учили распространять или сокращать предложения. Для эффективного усвоения детьми-билингвами учебного материала в ходе каждого занятия делали произносительный акцент на изучаемой грамматической форме, выделяли голосом предлог, окончания существительных, прилагательных мужского и женского рода. (Например: игра «Что перепутал Незнайка?». Логопед зачитывает предложения и просит исправить ошибки: «Ваза разбила девочку», «Гусеница склевала воробья», «Курица утащила лису», «Заяц догоняет волка»).

Основной формой коррекционно-развивающейработой с детьми являлись занятия, проводимые логопедом 2 раза в неделю в первой половине дня. В первом периоде обучения проводились индивидуальные занятия; во втором периоде — подгрупповые из 3–5 человек. В третьем периоде обучение проводились групповые занятия совместно с русскоязычными детьми (до 12 человек).

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста с билингвизмом на логопедических занятиях являлась игра.

Игры на развитие лексико-грамматических категорий:

Тема «Мир вокруг нас»: «Лесные жители», «Домашние животные», «Кто, где живёт?», «Мир, в котором мы живём», «Самый-самый», «Чья голова?».

Настольные игры для коррекции лексико-грамматического строя речи: «Ласковое слово», «Вкусное варенье», «Где находится фрукт?», Игра «Расскажи о фрукте», «Фрукты».

Игры с детьми дома: «Сказка — ложь, да в ней намёк», «Загадки — отгадки», «Весенняя сказка», «Маленькие сказочники», «Если бы я был волшебником», «А вдруг, ты завтра попадёшь на остров в океане?».

Создание для родителей тематической папки для ознакомления дома: «Игры и упражнения для развития грамматического строя речи у детей», «Что у Марьюшке в лукошке?», «Прятки», «Определи на ощупь», «Угадай на вкус», «Маша и медведь», «Аннушка и Марьюшка».

Изготовление совместно с родителями «Чудо-овоща» из бросового материала с составлением описательного рассказа о нём, придумывание волшебного названия овощу. Оформление фотовыставки «Чудо-лукошко».

Грамматическая сказка , как словесное средство передачи новой информации, содействовало развитию речевых способностей дошкольника с билингвизмом. Использование грамматических сказок в коррекционно-логопедической работе создавал благоприятный эмоциональный настрой при проведении логопедического занятия у детей дошкольного возраста с билингвизмом.

Каждое лексико-грамматическое занятие по своей структуре включало в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этап. В середине основного этапа проводилась динамическая пауза, для которой подбирались упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. Учебный материал предъявлялся поэтапно: сначала проводились задания на аудирование, затем репродуктивные упражнения. Наличие для каждого этапа занятий индивидуального наглядного материала (предметных и сюжетных картинок, лото, игрушек, муляжей, фишек, разнообразных схем, карточек, условных обозначений) было обязательным. Это позволило создать условия обучения, способствующие формированию внутренней и внешней активности детей; обеспечить полный контроль за усвоением знаний и навыков логопедической работы, направленной на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с билингвизмом.

Результаты, полученные на контрольном этапе исследования, показали, что у дошкольников с билингвизмом заметно повысилась речевая активность, дошкольники стали более открыты для общения; был установлен эмоциональный контакт с детьми, снято напряжение, развились предпосылки позитивного общения, произошла корректировка восприятия, внимания, памяти средствами игровых приемов; улучшилось эмоциональное состояние. Также появилось желание и потребность общения с педагогом, родителями и детьми. По результатам проведенного исследования были получены результаты, представленные на рисунке 2.

Уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с билингвизмом на контрольном этапе исследования

Рис. 2. Уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с билингвизмом на контрольном этапе исследования

Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о специфических искажениях процесса формирования у детей дошкольного возраста с билингвизмом как лексико-грамматического строя речи, так и навыков речевого общения. Это связано с особенностями личностного развития дошкольников, так как дети с билингвизмом имеют сложности в приспособлении к коллективу в игровом или учебном процессах из-за наличия языкового барьера. Самостоятельные высказывания детей дошкольного возраста с билингвизмом характеризуются направленностью на удовлетворение познавательных потребностей и интересов, а наиболее доступным является выражение самых простых высказываний посредством коротких слов и фраз. Для развития лексико-грамматического строя дошкольников с билингвизмом важным условием является наличие мотивирующих факторов: располагающего к себе учителя-логопеда, предметной среды, способной заинтересовать дошкольника с билингвизмом, а также наглядного материала, доступного для понимания и анализа дошкольников с билингвизмом.

Литература:

  1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. — Санкт-Петербург: Детство, 2014. — 130 с.
  2. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. — Москва: АРКТИ, 2014. — 168 с.
  3. Насибуллина, А. Д. Особенности психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников-билингвов с общим недоразвитием речи / А. Д. Насибуллина, Д. М. Хасанова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 64–2. — С. 114–118.
  4. Кедрова, Е. В. Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом / Е. В. Кедрова, Е. В. Каретина / Теория и практика научных исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под редакцией А. И. Вострецова. — 2018. — С. 101–105.
  5. Поливарова, З. В. Психолингвистические аспекты коррекции речевых дисфункций у детей-билингвов / З. В. Поливара, И. С. Карабулатова // Специальное образование. — 2012. — № 3. — С. 93–101.
  6. Протасова, Е. Ю. Проблемы двуязычия и многоязычия / Е. Ю. Протасова. — Москва: Наука, 2016. — 359 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, билингвизм, лексико-грамматический строй речи, ребенок, грамматический строй речи, коррекционно-логопедическая работа, уровень развития, констатирующий этап, развитие, логопедическая работа.


Похожие статьи

Коррекционная работа по формированию навыка использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье осуществлен анализ исследований по проблеме формирования навыка использования предложно-падежных конструкций. Рассмотрены некоторые аспекты коррекционной работы с использованием игровых упражнений, наглядных пособий и повседневной практики д...

Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени

Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Коррекция на...

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Особенности лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития

В данной статье охарактеризованы особенности становления лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития, представлены и проанализированы результаты обследования активного словарного запаса и грамматического ...

Изучение сформированности фразы 7-й модели по В. И. Балаевой у учащихся первого класса с системной речевой патологией после коррекционной работы

В статье исследуется вопрос сформированности фразы 7-й модели у первоклассников с системной патологией речи по Валерии Ивановне Балаевой, которая предложила модельную систему обучению фразе. 7-я модель отличается от предыдущих тем, что впервые предъя...

Влияние родного языка на изучение иностранного языка

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей использования родного языка в процессе обучения иностранному языку. Процесс обучения иноязычной речи неразрывно связан с проблемой взаимодействия двух языковых систем в сознании говорящего. Все мыслит...

Развитие коммуникативных умений у детей 5–7 лет с нарушением речи

В статье рассматриваются исторические особенности развития письменной речи и нарушение коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована отечественная и западная литература.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью

Статья посвящена актуальной для дошкольного образования проблеме: подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования письменной речи у детей ...

Особенности коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы изучения коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрывается содержание понятия «коммуникативная компетенция» в работах казахстанских и заруб...

Похожие статьи

Коррекционная работа по формированию навыка использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье осуществлен анализ исследований по проблеме формирования навыка использования предложно-падежных конструкций. Рассмотрены некоторые аспекты коррекционной работы с использованием игровых упражнений, наглядных пособий и повседневной практики д...

Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени

Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Коррекция на...

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Особенности лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития

В данной статье охарактеризованы особенности становления лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития, представлены и проанализированы результаты обследования активного словарного запаса и грамматического ...

Изучение сформированности фразы 7-й модели по В. И. Балаевой у учащихся первого класса с системной речевой патологией после коррекционной работы

В статье исследуется вопрос сформированности фразы 7-й модели у первоклассников с системной патологией речи по Валерии Ивановне Балаевой, которая предложила модельную систему обучению фразе. 7-я модель отличается от предыдущих тем, что впервые предъя...

Влияние родного языка на изучение иностранного языка

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей использования родного языка в процессе обучения иностранному языку. Процесс обучения иноязычной речи неразрывно связан с проблемой взаимодействия двух языковых систем в сознании говорящего. Все мыслит...

Развитие коммуникативных умений у детей 5–7 лет с нарушением речи

В статье рассматриваются исторические особенности развития письменной речи и нарушение коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована отечественная и западная литература.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью

Статья посвящена актуальной для дошкольного образования проблеме: подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования письменной речи у детей ...

Особенности коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы изучения коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрывается содержание понятия «коммуникативная компетенция» в работах казахстанских и заруб...

Задать вопрос