В современном мире возрастает количество детей с разными нарушениями речи, среди которых можно выделить общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня.
ОНР III уровня — это негрубые нарушения в формировании компонентов речевой системы, связанные с её смысловой и звуковой стороной, при сохранном слухе и интеллекте [1].
Речь таких детей аграмматична. Отмечается неправильное произношение звуков, их дифференциация. Фонематические процессы отклоняются от нормы. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. Это может выражаться по-разному, например, произнесение отдельных звуковых комплексов (ма-ма, би-би) вместо полноценных слов, невозможность строить фразы из слов, то есть отсутствие развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. В связи с этим нарушаются все компоненты языковой системы: и фонетика, и лексика, и грамматика. Таким образом, появляется само название дефекта — Общее недоразвитие речи. Его можно обнаружить у дошкольников в возрасте 4–5 лет [3].
Изучением детей с ОНР III уровня занимались: Левина Р. Е., Хватцева М. Е., Каше Г. А., Ястребова А. В., Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. [2].
Также работой над ОНР занималась Роза Евгеньевна Левина. Она выделила три уровня ОНР.
Первый уровень представляет собой отсутствие общей речи;
Второй уровень включает в себя появление зачатков общей речи;
И наконец при третьем уровне отмечается развернутая фразовая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
То есть первые два уровня характеризуют глубокую степень речевых нарушений, а на третьем, являющимся более высоким уровнем, у детей есть небольшие пропуски в таких компонентах речевой систем, как звуковая сторона речи, грамматический строй и непосредственно лексика [1].
Татьяна Борисовна Филичева выделяет четвертый уровень недоразвития речи. Здесь Филичева отмечает следующие признаки: вялость артикуляционного аппарата, отсутствие разборчивости из-за нечёткой дикции, невыразительность, свидетельствуют о расплывчатой речи детей. Также нарушена слоговая структура слов, а именно их звуковое наполнение. Подобные нарушения всех компонентов языка можно выделить только при тщательном обследовании с использованием правильно подобранного дидактического и наглядного материала [3].
В отечественной логопедии при ОНР III уровня у детей присутствуют развернутые фразы в сочетании с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими ошибками. ОНР III уровня отличается от ОНР I и II уровня сформированностью языковых средств не в полном объёме.
Выявление уровня речевого развития детей определяется с помощью логопедической диагностики. Коррекционная работа по недоразвитию речевых функций указывает на необходимость продолжения логопедической работы над связной речью, овладением лексико-грамматическими категориями, совершенствованием фонетической стороны языка.
У детей с ОНР III уровня возникают трудности при назывании, запоминании частей каких-либо предметов, объектов (стол, сиденье, кабина), приставочных глаголов (вошёл, зашёл, пришёл), глаголов с уточнением действий (глаголы: надкусывает, отламывает, жуёт — будут иметь одно название «ест»), использовании антонимов (весёлый-грустный, маленький-большой, высокий-низкий) и относительных прилагательных (книжный, вчерашний, шерстяной).
Также отмечаются ошибки в грамматическом строе: в использовании простых и сложных предлогов — в, к, с, за, из-за, из-под, над, между, около (Собака шла дому); согласовании частей речи (моя стул, красная мишка); а также построении предложений (Шишки собирать шла Лена).
Вышеперечисленные нарушения вызывают затруднения при усвоении знаний сначала в детском саду общего типа, а затем и в общеобразовательной школе.
В речи детей с таким недоразвитием наблюдается неполное фонетическое оформление, нарушение фонематического восприятия, а именно анализа и синтеза [4].
В работах Лалаевой Раисы Ивановны и Серебряковой Наринэ Витальевны отмечалось, что у детей с ОНР прослеживается недоразвитие фонематических процессов. Из-за смазанности и непонятности речи страдает формирование четкого слухового восприятия. В связи с неразличением своего неправильного произношения и произношения окружающих, нарушается фонематический анализ структуры слова, а затем сам процесс фонематического восприятия речи в целом [4].
Роза Евгеньевна впервые описала особенности фонематических процессов у детей с ОНР. Автор считает, что детям III уровня речевого недоразвития характерно недифференцированное произнесение звуков, например, свистящих, шипящих, сонорных, то есть при замене одного звука на два, схожей фонетической группы (звук «сь» заменяет звуки «с«, «ш«, «ц«, «ч«, «щ«). То есть фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков.
Таким образом, Левина в ходе психологического изучения речи детей сделала вывод, что фонематический анализ имеет важное значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Также автор говорит, что дефект фонематического восприятия может иметь вторичный характер, «такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи» [5].
Татьяна Александровна Ткаченко выделяет следующие особенности при нарушении фонематической стороны речи у детей с ОНР:
– затруднения в анализе звуков, нарушенных в произношении;
– нарушения звукового анализа в целом из-за отсутствия дифференциации большого количества звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам с их сформированной артикуляции уже в устной речи;
– неспособность выделить звук в слове и определить его последовательность (тяжелая степень недоразвития) [3].
Указанные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, к их неразличению. Последние — более грубые, так как затрудняют понимание высказывания [4].
В ходе исследований Спировой Людмилы Федоровны установлено, что низкий уровень фонематического восприятия у детей с ОНР проявляется в нечётком различении фонем на слух в речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат); неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза, а также затруднение при анализе звукового состава речи [3].
Таким образом, в ходе изучения теоретических основ развития фонематического восприятия, можно сделать вывод, что преодоление фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития [4].
Литература:
- Желудева Д. Н. Особенности составления рассказов старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / Д. Н. Желудева, О. С. Кузьмина // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей — Чебоксары: ИД «Среда», 2019. — [С. 96–98.]
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Изд-во APT ЛТД, 1999. [320 с.]
- Карлова М. А. Особенности звукопроизношения у детей с ОНР / М. А. Карлова, В. А. Дегальцева // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей — Чебоксары: ИД «Среда», 2019 [С. 214–217. — ISBN 978–5–6041988–3–4.]
- Коренева Г. А. Оценка особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня / Г. А. Коренева, Е. А. Ларина // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей — Чебоксары: ИД «Среда», 2018. — [С. 122–128.]
- Локтионова В. В. Особенности формирования личностной готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению в школе / В. В. Локтионова, Ю. М. Васина // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Тула, 1 апр. 2021 г.) / редкол.: С. Н. Башинова [и др.] — Чебоксары: ИД «Среда», 2021. — [С. 93–94.]