Логосказки в работе учителя-логопеда | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (53) январь 2025 г.

Дата публикации: 01.01.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Груздева, Ю. В. Логосказки в работе учителя-логопеда / Ю. В. Груздева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 1 (53). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/278/9742/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье рассматривается использование логосказок в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для повышения мотивации обучающихся .

Ключевые слова: логосказки, сказки, сказка о предлогах, обучающиеся.

Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами. Сказки способствуют речевому развитию ребенка. В логопедической практике актуально использовать логосказки. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Для обучающихся начальных классов на логопедических занятиях можно ввести специальные игровые элементы, которые использовались в играх дошкольников. Но они будут иметь другие цели и задачи. Основная их роль повысить мотивацию учащегося к выполнению заданий и выработать навык самоконтроля, вызвать интерес к познавательной деятельности. Для оформления занятия можно использовать логосказки.

Основными видами логосказок являются артикуляционные, пальчиковые, фонетические сказки, сказки по развитию лексико-грамматического строя речи, сказки по развитию связной речи, сказки по обучению грамоте, сказки о правилах русского языка.

В состав артикуляционных сказок входят подготовительные и артикуляционные упражнения для развития правильной речи. Речь — сложный процесс, в нем задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика помогает достичь правильного звукопроизношения. Например, сказка о весёлом язычке Е. М. Косиновой.

Актуально использовать в работе учителя-логопеда пальчиковые логосказки. Уровень речевого развития детей зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Фонетические сказки Куциной Е. В.,Созоновой Н. Н.,Хрушковой Н. Г. и сказки Александровой Т. В. «Поющие звуки» используются в работе учителя-логопеда для развития и совершенствования фонетико- фонематической стороны речи. Сказки по развитию лексико-грамматического строя речи представлены в книгах многих авторов.

Для обучения грамоте учитель-логопед может использовать сказки Александровой Т. В. «Живые звуки» и сказку Токмаковой И. П. «Аля, Кляксич и буква «А»».

Замечательные сказки о правилах русского языка: «Сказка о приставке», «Сказка о суффиксе» Мазановой Е. В.

Необходимо помнить и про воспитательный аспект использования логосказок в работе учителя- логопеда. Кроме развития речи логосказки выполняют воспитательную функцию, учат воспитанию добрых чувств, нравственности. Это очень важно. Дети любят положительных героев сказок, и они становятся ребенку примером для подражания. Это актуально в условиях включения воспитательного компонента в образовательный процесс согласно ФГОС НОО.

Если специалист планирует использовать в работе сказку, созданную самостоятельно, то для этого существуют основные разделы работы. Этапами создания сказки являются выбор вида логосказки, определение сюжета, персонажей сказки и цели, которую герои должны будут достичь, оформление сказки.

Рассмотрим примеры самостоятельно созданных сказок.

Сказка о предлогах «Как белочка и зайчик облако искали». (Груздева Ю. В.)

Жила-была белочка. Она любила прыгать по деревьям с ветки на ветку,

Собирать шишки и играть со своим другом зайчиком. Но однажды утром случилось так, что пропали все облака, стало очень жарко. И в лесу все перепуталось. Все тут не так. Грибы росли над деревьями, шишки висели над ветками, птицы летали под деревьями, цветы росли над полянкой, ручеек тек по мостику. Обратились белочка и зайчик за советом к Мудрой Сове.

Мудрая Сова сказала, что это все перепутал лесовичок. Нужно найти побыстрее лесовичка и облачко. Друзья отправились в путь. Белка предложила идти под тропинкой. Неправильно. Потом они решили пойти через тропинку. Перешли через тропинку, и еще раз через тропинку и оказались на том же месте. А как же нужно? Отправились друзья в путь по тропинке. По дороге они помогли все вернуть на свои места. Грибы пересадили под деревья, шишки вернули на ветки, цветы на полянку. Ручеек направили под мостик, птицам подсказали, что нужно подняться в небо, чтобы лететь над деревьями. Встречая в лесу животных, друзья спрашивали у них. Не видели ли они облако. Впереди показался мостик. Чтобы перейти через ручей по мостику и продолжить путь друзьям нужно правильно расставить предлоги (маленькие слова).

Чтоб по мостику пройти

И не сбиться вам с пути,

Предложения прочтите

И предлоги разместите.

Помогли друзья расставить предлоги, перешли через мостик и продолжили путь.

И вдруг лес расступился, наши герои вышли на полянку, где стояла избушка, а перед ней на скамейке было облако. Из домика вышел лесовичок и сказал: «Вы меня извините, я перепутал все предлоги. Помогите всё исправить». Расставьте правильно предлоги: по, через, в, к, у.

Долго по лесу скакали

И, конечно, подустали.

По тропинке долго шли,

Через речку перешли,

В лес загадочный попали.

Вот к полянке подошли,

У избушки на скамейке

Чудо- облачко нашли.

Предлоги друзья расставили правильно. Все встало на свои места. Солнышко весело выглядывало из-за облака.

После прочтения сказки обучающимся можно предложить дополнительные вопросы и задания по данной теме.

Ещё один пример пальчиковой логосказки, созданной самостоятельно.

Пальчиковая гимнастика на уроках в начальной школе обеспечивает активный отдых обучающихся, переключает внимание с одного вида деятельности на другой, способствует повышению внимания и активности обучающихся на следующих этапах занятиях.

Пальчиковая сказка «Приключения зайчика».(Груздева Ю. В.)

В лесу под ёлкой на пригорке…

ПАЛЬЦЫ ЗАЯЦ 1.jpg

…жил зайчик.

ПАЛЬЦЫ ЗАЯЦ 1.jpg

Однажды он получил приглашение от друга петушка на День рождения.

ПАЛЬЦЫ ЗАЯЦ 1.jpg

Взял зайчик корзинку с подарками и отправился в путь.

ПАЛЬЦЫ ЗАЯЦ 1.jpg

Дорога была длинной, нужно было переправиться через речку. Сел зайка в лодку и поплыл.

ПАЛЬЦЫ ЗАЯЦ 2.jpg

Переправился через реку. Продолжил путь. До домика петушка осталось совсем немного пройти. Впереди показался мостик.

ПАЛЬЦЫ ЗАЯЦ 2.jpg

А на мостике козлик. Не хочет пропускать зайчика.

ПАЛЬЦЫ ЗАЯЦ 2.jpg

Но на помощь зайчику пришла собачка, которая тоже спешила на День рождения к петушку. Она прогнала козлика.

ПАЛЬЦЫ ЗАЯЦ 2.jpg

Продолжили путь вместе, встретили кошку. Она тоже торопилась к петушку на праздник.

ПАЛЬЦЫ ЗАЯЦ 2.jpg

Вот показался домик петушка. Друзья все вместе весело отпраздновали День рождения друга.

Таким образом, использование логосказок в логопедической практике является эффективным средством для речевого развития ребенка, помогает разнообразить и сделать увлекательными занятия, при этом решить все поставленные задачи логопедического воздействия.

Литература:

  1. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Груздева Ю. В. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2023/11/03/skazka-kak-belochka-i-zaychik-oblako-iskali.
  3. Забродина, Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детой дошкольного и младшего школьного возраста. —М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига,2006.
  4. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. — М.: ООО «Библиотека Ильи Резника», ООО «Эксмо», 2003.
  5. Куцина Е. В., Созонова Н. Н., Хрушкова Н. Г. — Екатеринбург: Издательство: Литур, 2021.
  6. Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. —М.: Издательство Гном и Д, 2008.
  7. Токмакова И. П. Аля, Кляксич и буква «А«.—М.: Издательство АСТ, 2022.
  8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.— СПб., «Лань», 1998.

Ключевые слова

обучающиеся, сказки, логосказки, сказка о предлогах
Задать вопрос