Дафна Дю Морье в одном из своих романов писала, что нынешние дети другие, и если наш мир был миром воображения, то их мир — мир реальности, они всё видят в истинном свете, для современного ребёнка кресло — всегда кресло, а не корабль на необитаемом острове.
Эффективность обучения, как всем известно, находится в прямой зависимости от активности учащегося. На сегодняшний день, довольно сложно вызвать интерес к содержанию обучения у младших школьников. Приходящие после детского сада дети не способны быстро включиться в процесс обучения, для них это новая ступень, и чтобы подняться на нее нужно время. К сожалению, учебный план не предполагает длительного времени для адаптации. Работая долгие годы с маленькими детьми, приходит осознание того, что в системе образования нужно многое менять: учебную литературу, количество учащихся в одном классе (чтобы не страдало качество обучения), способы подачи информации (внедрять новые технологии, усовершенствовать способы обучения). Необходимо идти в ногу со временем. Появились новые технологии, которые нужно использовать в учебном процессе. С появлением интерактивной доски, школьный урок принципиально не изменился, но у детей появился интерес к происходящему на занятиях, соответственно им стало проще воспринимать и усваивать информацию.
Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет) — это тот период, когда происходит возрастание подвижности нервных процессов. Дети становятся импульсивными, эмоциональными и быстро реагируют на внешние раздражители, но и также быстро приходит утомление, незаинтересованность и усталость. Интерактивная доска и музыкальное сопровождение — это инструменты педагога, которые способствуют включению детей в учебную деятельность. Посредством некоторой игры и под руководством педагога, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры. До появления компьютерных технологий, маленьким детям было сложно воспринимать поступающую от педагога информацию, слова, неподкрепленные картинками, понимались с большим трудом.
Зрительное и слуховое восприятие составляют неотъемлемую часть любой деятельности человека. На интерактивной доске можно отразить значительно больше нужной информации, уроки можно «оживить» с помощью анимаций и учебных видеороликов, тем самым показать наглядно те вещи, которые раньше детям были не совсем ясны. Презентации помогают детям понять и запомнить учебный материал, потому что они узнают об окружающих предметах визуально. На основе зрительных образов строится и представление, а в дальнейшем и мышление, запоминание, воображение. Нормальное умственное развитие невозможно без зрительного восприятия. Зрительное восприятия должно быть полноценным и качественным: здесь нам и помогает интерактивная доска со всеми ее свойствами. Только увиденное может быть познано и понято. Но зрительное восприятие должно быть рационально направлено, а не стихийно. Педагог должен правильно строить урок и расставлять акценты, включать в презентацию, которая отражена на интерактивное доске, только самое важное, на что нужно обратить внимание, отработать и запомнить в течение урока. Наглядное, живое, яркое, красочное, подвижное — все, что является внешними раздражителями, способно откладываться в памяти и впоследствии усваиваться учеником. У детей должно складываться правильное восприятие величины, формы, цвета для успешного представления о предметах и его свойствах. При понимании данных явлений могут появиться и самостоятельные процессы, как память, мышление, воображение.
Не менее важно и слуховое восприятие. Музыка, пение, помогают развитию речи и коммуникативных навыков. На уроках русского языка(родной речи) хорошим помощником учителя может стать синтезатор. При прохождении большого количества тем, ученикам он может очень помочь. Пропевая звуки и проговаривая буквы под музыкальное сопровождение, значительно усиливается развитие слуховых и речевых навыков, которые нужны при фонетическом разборе слова. Ребенок становится усидчивее, так как одновременно приходится слушать ноты, проговаривать звуки, понимать происходящее и записывать характеристику звука. Музыка способна развитию левого полушария мозга, а также пространственному воображению, которое четко визуализирует различные ситуации и предметы. Развитие пространственного воображения помогает на уроках математики(геометрии). Музыка-это внешний раздражитель, способный развивать творческое мышление, которое помогает на уроках литературы(чтения).
Визуально-слуховые инструменты при правильном применении помогают педагогам объяснять учебный материал, а детям быстрее понимать его. Школам необходимо оборудовать классы интерактивными досками и музыкальными инструментами, а также обучать учителей рациональному использованию всего этого.
Мультимедийные программы, обучающие презентации, учебные фильмы должны разрабатываться с учетом возраста детей, развивать определенные навыки и умения, быть направлены на определенный результат. Подобные программы должны сопровождаться методическими указаниями.
Помимо интерактивной доски сегодня применяются и мини-ноутбуки, которые покупаются для каждого ученика, находящегося в классе. Для мини- ноутбуков есть специальные программы: шаблоны для тестирования, для контрольных и самостоятельных работ. Учитель самостоятельно может разрабатывать тесты и указывать правильные ответы, после чего посредством Wi-Fi передавать всем ученикам. После того, как кто-то из тестируемых заканчивает работу, он пересылает ее на проверку учителю. Программа фиксирует время и количество выполненных заданий, указывается личный рейтинг каждого ученика.
Нужно отметить, что начальная школа закладывает фундамент общего умственного развития ребенка, при внедрении нового способа обучения детей можно достичь невероятных результатов и улучшить качество школьного образования в целом.
Пример урока по русскому языку для второго класса с использованием мини-ноутбуков.
Тема: «Образование слов при помощи суффиксов».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: совершенствовать навыки словообразования с помощью суффиксов.
Задачи урока:
Обучающая — формировать умения образовывать слова с помощью суффиксов.
Развивающая — развивать навыки словообразования.
Воспитательная — воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
ноутбук учителя, комплект мини-ноутбуков учащихся,
беспроводная сеть (WIFI),
проектор, экран,
Русский язык. 2 класс., «Вентана — Граф», 2012.
доска, мел, указка.
Ход урока:
Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Суффикс», будем образовывать новые слова с помощью суффиксов.
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний и практических умений по теме:
«Суффикс».
Минутка чистописания.
— Внимательно прочитайте слова, записанные на доске.
Норка, дочка, книжка
— Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовёте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.
(все слова имеют суффикс -к-)
— Давайте запишем букву Кк в тетрадях.
— Вспомните, какие словарные слова начинаются с этой буквы?
(Картина, квартира, кино, капуста, карандаш)
— Давайте запишем их на доске и в рабочих тетрадях.
— Вспомните, что в русском языке называется суффиксом?
(дети дают определение)
— Что нужно сделать, чтобы в слове найти суффикс?
(выделить окончание и корень)
Задание № 1. С помощью программы E-Learning учитель передаёт файл на рабочий стол учащихся.
— Сейчас каждый из вас получил задание — тест. Найдите его на рабочем столе. Откройте файл, нажав ЛКМ 2 раза. Каждое задание содержит 5 слов, в которых вы должны найти часть слова, являющейся суффиксом. В ответ записываете сам суффикс.
Проверку правильности ответов посмотрите внизу, где у вас написано количество правильных ответов. Оцените себя на лестнице успеха.
Задание № 2. С помощью проектора на экране появляется кроссворд.
Посмотрите внимательно на экран. Какое слово встречается в каждой строке нашего кроссворда?
(КОТ)
Измените слово кот или подберите к нему родственные слова так, чтобы новые образованные вами слова состояли из 4,5,6,7 букв.
к |
о |
т |
|
|||
к |
о |
т |
Ы |
|
||
к |
о |
т |
И |
К |
|
|
к |
о |
т |
И |
Щ |
Е |
|
к |
о |
т |
Ё |
Н |
О |
К |
— Какое слово в этом кроссворде с точки зрения словообразования лишнее? И почему?
(КОТЫ, изменение формы слова)
— С помощью чего были образованы остальные слова?
(с помощью суффикса)
Введение новых знаний по теме: «Образование слов при помощи суффиксов».
— Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.
Задание № 3
— Откройте учебник на странице № 123, найдите упражнение № 2. Внимательно прочитайте данные слова:
Голос, серебро, дети, февраль, сад, берёза.
— От данных существительных образуйте прилагательные суффиксальным способом.
(Голосистый, серебристый, детский, февральский, садовый, берёзовый)
— Выделите в образованных прилагательных корни и суффиксы.
— Как называется этот способ словообразования?
(суффиксальный)
Физкультминутка: С использованием синтезатора.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с ним.
Задание № 4. Индивидуальная работа с учащимися с помощью мини — ноутбуков.
Учитель, используя программу E-Learning, передаёт учащимся файл с заданием через «Передачу файлов».
— Сейчас каждый из вас получил задание. Найдите его на рабочем столе. Откройте файл, нажав ЛКМ 2 раза. Каждое задание содержит 3 варианта. Выберите тот вариант, который вы сможете выполнить (если учащиеся не смогли сами выбрать вариант, им помогает выбрать учитель).
Учащимся предоставляется право выбора при выполнении заданий.
Вариант № 1. Впиши суффиксы.
Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.
Вариант № 2. От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса — ок -
Пирог — …
Петух — …
Друг — …
Луг — …
Вариант № 3. Измени сочетания слов по образцу. Выдели цветом часть слова, с помощью которой образовано это слово.
Образец: тропинка в лесу — лесная тропинка
Дорожка в саду — …
Воротник из меха — …
Варенье из вишни — …
— Проверяем задания. Оцениваем себя на лестнице успеха.
Обобщение и систематизация знаний.
— Что такое суффикс?
— Подскажите мне как можно в слове определить суффикс?
— Какой способ словообразования называется суффиксальным?
— Чему научились сегодня на уроке? Что повторили?
Подведение итогов и результатов урока.
Дети сами оценивают свои достижения на уроке. Выставление оценок в электронный журнал.
Задание на дом.
— Открыли дневники, записали домашнее задание: страница № 124, упражнение № 5.
— Молодцы! Спасибо, дети, за работу на уроке.
Подводя итог, можно отметить, что использование новых технологий на уроке позволяет учителю быстро оценивать результат работы каждого ребёнка.Дети с радостью работают на таких уроках, помогают своим товарищам, любят работать в парах, группах. Урок становится интересен ребятам, они быстро включаются в познавательный процесс обучения и, при подведении итогов, нет ни одного ребёнка, который находится на последней лестнице своего успеха, а ведь самое главное — воспитание успешной личности, которая необходима нашему обществу.
Литература:
http://www.ido.ru./ Егерев С. В. Компьютеры в образовании.
Русский язык. 2 класс. Иванов С. В., Евдакимова А. О.,.И: «Вентана-Граф»,2012.