Система работы над словарными словами на уроках русского языка как средство обогащения лексического запаса и повышения грамотности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 10.03.2019

Статья просмотрена: 1393 раза

Библиографическое описание:

Шаламова, М. И. Система работы над словарными словами на уроках русского языка как средство обогащения лексического запаса и повышения грамотности младших школьников / М. И. Шаламова, Н. В. Гамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57042/ (дата обращения: 16.11.2024).



На словарную работу программа не отводит специального времени, поэтому учителя начальных классов вынуждены находить разнообразные формы, методы и приемы работы с непроверяемыми орфограммами, чтобы заинтересовать младших школьников и через слово, как призывает К. Д. Ушинский, «вести дитя в область духовной жизни народа».

Чтобы слово стало прочным достоянием учащегося, оно должно в его сознании «вступить в тесную связь с целым рядом других понятий или представлений», — писал В. А. Добромыслов (Русский язык в школе, 1940г. № 5.)

Практика показывает, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная на использование только этого средства памяти, мало эффективна. Запоминание графического облика слова должно быть осмысленным. А осмысленность может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нём трудности, установления связей данного слова с ранее изученными.

Условия, обеспечивающие эффективность этого процесса при любом виде работы со словарём, основываются на

– активизации умственной деятельности учащихся всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной;

– обучающем характере учебной деятельности и осознании своих приобретений на каждом уроке;

– регулярности в работе над словами с непроверяемыми орфограммами.

Созданию таких условий способствует занковский «принцип открытых перспектив», позволяющий школьнику работать над темой (в нашем случае словом) столько, сколько ему необходимо для обретения знаний и удовлетворения (учителю столько раз оценивать знания ученика по тому или иному материалу, сколько ученик просит).

Принимая детей в первый класс, всегда нужно помнить, что русский язык считается одним из самых трудных предметов. С одной стороны, знания родного языка даются ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому с первых уроков необходимо воспитать интерес к познанию русского языка.

Первым шагом в работе является введение нового слова.

Предъявление слова может быть проведено через

а) чтение загадки (по определению В. Волиной [9, стр. 8], «это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдений за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность (приложение № 2);

б) рассматривание предметной картинки из набора «Картинный словарь»;

в) знакомство с лексическим значением слова и употреблением его в речи. Использую материал из книги В. Канакиной [2] «Работа над трудными словами в начальных классах».

Следующий шаг (этап) — отработка в запоминании данного слова или группы слов.

На этом этапе работа со словарём проводится ежедневно, приходится придумывать свои занимательные формы и различные задания для того, чтобы запоминание словарных слов не было однообразным. Это и картинные диктанты, и цепочки словарных слов на последнюю букву, и кроссворды, и ребусы, и составление предложений, и сочинения-миниатюры.

Отработка навыков правописания слов с непроверяемыми орфограммами при изучении различных тем отличается не только разнообразием, но и дифференциацией.

При изучении приставок можно использовать следующие задания:

а) замену описательных оборотов словами синонимами. При использовании этого приёма предлагаю вместо описательного оборота подобрать соответствующие ему по значению слова с приставкой:

– Как называется гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик), под осиной? (подосиновик)

– Как называется вьюга, во время которой ветер дует по земле? (позёмка)

– Как называется весенний цветок, появляющийся из-под снега? (подснежник)

– Как называются лёгкие утренние морозы поздней осенью или ранней весной? (заморозки)

б) Предлагается группа слов для сильных учащихся, данная в различной последовательности и с пропуском орфограмм, а для учащихся с низкой учебной мотивацией слова даются в парах:

(под) рисовал (под) рисунком

под) осиной (под) осиновик

(за) облачный (за) облаками

(по)дороженьке (по)дорожник

(за) морозами (за) морозки

Распределить слова в два столбика: с приставками и предлогами (задание учащиеся определяют самостоятельно).

При изучении частей речи необходимо записывать словарные слова в наиболее трудных формах:

– имена существительные — в родительном и дательном падежах единственного и множественного числа;

– имена прилагательное — в родительном и творительном падежах мужского и среднего рода;

– глаголы — в формах единственного числа третьего лица и множественного числа третьего лица.

Можно использовать различные варианты работы при образовании одной части речи от другой: от имён существительных — глаголы; от имён прилагательных — наречия и т. д.

Заключительный этап: контрольно-проверочный и работа над ошибками.

  1. Запись слова с обязательным подбором однокоренных слов в столбик или «лесенкой», чтобы ярче выделялась та часть, которая пишется одинаково:

например: огород

огородный

огородник

  1. Составление словосочетаний в различных падежах (существительное, прилагательное), в другом времени (глагол).
  2. Составление предложений.

Кроме этого, ежедневно проводится игра «Орфографический футбол», в которую можно играть с одним учеником, всем классом, в парах. Одному ученику «бросают» слово в орфоэпическом оформлении (по цепочке несколько учащихся), он возвращает слово так, как оно пишется.

«Сквозная» система позволяет провести работу над словарем практически через все этапы урока. Прежде всего это способствует эмоциональному настрою детей. «Составьте словосочетания со словами нарцисс, сирень, фиалка, черёмуха, яблоня, которые позволяют весне на мгновенье заглянуть в наш класс, чтобы мы прониклись её ароматами, ощутили её свежесть и новизну»- говорит учитель.(душистая черёмуха, белоснежная яблоня, благоухающая сирень, нежная фиалка, хрупкий нарцисс и др.).

Работа над словарными словами является связующим звеном между каллиграфическим письмом и темой урока.

Так, во 2 классе, прописав букву й, в словарной работе можно дать задание:

— Выпишите из учебника (словаря) слова, в которых встречается эта буква.

Ученики выписывают слова: воробей, дежурный, рабочий, русский, иней.

— Какие слова нельзя перенести?

После этого сообщается тема урока: «Перенос слов с буквой й»

В 3 классе, в работе над чистописанием с этой же буквой, предлагается другое задание:

1группа. Выпишите из словаря слова с буквой й в конце слова (иней, черный, желтый, урожай, хоккей, герой, соловей)

2 группа. Придумайте слова, начинающиеся с буквы й. Что в них общего? (мужской род, на -й, 2 скл)

Соответственно, тема урока: Склонение имён существительных 2 скл, на — й.

При изучении темы «Сложные слова» проводится работа со словами иностранного происхождения, многие из которых являются словарными.

При лексическом объяснении смысловых составляющих слова у учащихся процесс запоминания происходит произвольно. Например:

автомобиль — от греч. «аутос» — сам и лат. мобилис — подвижный, сам двигается, легко двигающийся.

Заключительный этап урока — рефлексию — можно проводить, используя словарные слова. Учащиеся возвращаются к началу урока и вспоминают слово, которое определили для своего эмоционального состояния, добавляют к нему приставку пре-, обозначающую усиление

этого состояния или приставку не-, которая покажет неудовлетворенность ученика уроком.

Тщательная систематическая работа над словарными словами значительно обогащает речь учащихся, пополняет их активный словарь, в результате чего повышается общая грамотность обучающегося.

Литература:

  1. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.
  2. В. П. Канакина Работа над трудными словами в начальных классах, М., Просвещение, 1991.
  3. Павлова О. А., Чупурная А. Н., Кирилова И. Ю. Поиск, творчество, мастерство Вып.2. Белгород, 2005.
  4. Ю. А. Поташкина Обучение русскому языку в школе. (Авторская программа для начальной и средней школы) Воронеж, 2003.
  5. М. М. Разумовская Методика обучения орфографии в школе.
  6. П. А. Грушников. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах — В кн Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. М. Просвещение, 1973.
  7. К. Д. Ушинский. Избранные произведения. Вып I. Родной язык в начальной школе М., 1946.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, работа, русский язык, буква, группа слов, задание, класс, словарная работа, составление предложений, урок.


Похожие статьи

Система работы с лингвистическими терминами как условие эффективной языковой подготовки учащихся

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Процесс формирования лексического навыка на уроках иностранного языка в современной практике методики преподавания иностранного языка

Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее условие становления рефлексивной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

Развитие словарного запаса как условие подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Система работы с лингвистическими терминами как условие эффективной языковой подготовки учащихся

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Процесс формирования лексического навыка на уроках иностранного языка в современной практике методики преподавания иностранного языка

Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее условие становления рефлексивной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

Развитие словарного запаса как условие подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос