Профессиональная деятельность учителя в условиях работы в современной информационной образовательной среде
Автор: Бельских Мария Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 02.06.2016
Статья просмотрена: 2064 раза
Библиографическое описание:
Бельских, М. А. Профессиональная деятельность учителя в условиях работы в современной информационной образовательной среде / М. А. Бельских. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10628/ (дата обращения: 30.10.2024).
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникативных технологий, система современных педагогических технологий.
В традиционном обучении активная роль принадлежала учителю, ученик рассматривался как объект, на который необходимо воздействовать для достижения запланированных результатов.
Учебный процесс в информационно-образовательной среде по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет: увеличить возможность выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей; обеспечить доступ к разнообразной информации; повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счет наглядности, интерактивной формы представления учебного материала; повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления; развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся.
В соответствии с требованиями ФГОС общего образования наиболее эффективными в образовательной среде будут те технологии, которые направлены на коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.
Процесс обучения организуется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися. При этом следует иметь в виду, что выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов: возраста учащихся, их возможностей, подготовленности, а также готовности самого учителя.
Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах педагогики сотрудничества. К числу главных относятся: демократичность (свобода выбора, равноправие); открытость (свобода критики); альтернативность (множественность способов деятельности); диалогичность; рефлексивность (осознание целей, содержания, способов деятельности).
Иными становятся и роли участников: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребенок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности. Учитель выступает как организатор и координатор учебной деятельности.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке, где школьник «добывает» знания в процессе своего труда.
С целью формирования универсальных учебных действий учитель применяет новые педагогические технологии: информационно-коммуникативные технологии; технологию проблемного обучения; модульные технологии; технологию развития критического мышления.
Роль каждого педагога — дать каждому ребенку возможность проявить себя. В связи с этим учитель использует различные типы уроков: урок- диалог, урок-деловая игра, урок- презентация, урок- исследование, урок — размышление, урок — защита проекта и т. д. Учителю необходимо создать атмосферу повышенного интереса, эмоционального настроя, использовать такие формы работы, которые эффективно раскроют субъективный опыт ученика. Основным средством достижения поставленной цели является урок. Это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Проблемные вопросы, споры, обсуждения — основа деятельности на уроках. Очень эффективной здесь является парная и групповая работа на уроках русского языка. Пара — идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Например, ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Ребята с удовольствием проводят «словарный диктант для соседа». Дома ученики составляют на изученное правило словарный диктант с пропущенными орфограммами. Работа в парах помогает ученикам при написании сочинения. При чтении своего или чужого сочинения вслух легко заметить стилистические и речевые ошибки: что-то ученик сам исправит, а что-то сосед по парте поможет переделать.
Организация группового взаимодействия занимает важное место в системе обучения. Основная цель групповой работы — развитие мышления учащихся. Каждый ребенок, работая в группе, имеет возможность «проговорить» свои идеи, гипотезы, услышать мнения товарищей. Функция учителя сводится к организации работы групп, к подготовке дидактического, раздаточного, иллюстративного материалов.
Групповая и парная работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах.
В качестве иллюстрации выше сказанного приведем фрагмент урока в 6 классе на тему: «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».
Этапы урока |
Обучающие иразвивающие компоненты, задания иупражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивация кучебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
Участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку |
Актуализация знаний |
Эвристическая беседа с учащимися |
-Начнем с орфографической разминки. Запишите слова, объясните их написание. —Что мы повторили? — Как пишутся сложные существительные? |
Ученик у доски записывает слова и объясняет их написание: языковед, водоросли, северо-запад,птицефабрика,нефтепровод, диван — кровать, летчик — испытатель
—Написание сложных существительных. —Слитно и через дефис |
Постановка проблемы
Задание на разброс мнений
Озвучивание мнений
Побуждение кформулировке проблемы |
Эвристическая беседа с учащимися |
— Работаем в парах. Запишите на листах слова столбиком. (Диктуем сложные прилагательные) — Что общего у них со словами, записанными ранее? Как это доказать? Какие это части речи? Сравним, как вы записали сложные прилагательные. —Задание было одно, а какой получился результат? Почему? Чего мы еще не знаем? Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите её в тетради. — Какие цели мы поставим перед собой на уроке? |
Учащиеся за партами записывают слова — Это сложные слова. Выделить корни, подбирая однокоренные слова. Перед нами прилагательные. Учащиеся сравнивают записи и видят, что кто-то использовал дефисное написание, а кто-то — слитное. — Результат получился разный. Мы не знаем, как пишутся сложные прилагательные.
Тема — «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
|
Исследование учебной задачи вгруппах
Побуждение квыдвижению гипотезы группой
Предъявление материала группы
Озвучивание гипотезы группой
Побуждение кпроверке
Опорный сигнал
Обобщение
Работа сучебником
|
Работа в группах |
- Работаем в группах. У каждого будет свой случай написания и свой материал, но задание общее. Понаблюдайте, как пишутся сложные прилагательные и от чего зависит их написание. — Понаблюдайте за сложными прилагательными и исходными словами в скобках. Есть ли у вас гипотеза, объясняющая написание. — Докладывает первая группа. Посмотрим, с каким материалом она работала. — Представители первой группы, к какому выводу вы пришли? — Все ли согласны с выводом группы? Учитель фиксирует на доске опору, аналогично работает с остальными группами. — Сформулируйте правило написания сложных прилагательных. Используйте опорные сигналы на доске. —Сравним наши выводы с правилом в учебнике. Верны ли они? Есть ли у вас какие –то дополнения? |
Делятся на группы, получают материал и начинают его обсуждать. Каждая группа выдвигает свою гипотезу. —Вест –индский (Вест- Индия), нью- йорский (Нью — йорк), усть-илимский (Усть-Илимск),юго- западный (юго-запад),северо-восточный ( северо-восток),желто-синий (цвет),горько- соленый(горький и соленый),железнодорожный(железная дорога),вечнозеленый, сельскохозяйственный. — Сложные прилагательные пишутся через дефис, если образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис. |
Закрепление |
1.Практическая работа учащихся. 2.Творческое задание |
Перейдем к практической части урока и выполним ряд упражнений. Составьте текст на тему весны, используя сложные прилагательные. |
Выполняют упражнения по учебнику Составляют текст, отвечают на вопросы, строят понятные для одноклассников высказывания |
Рефлексия учебной деятельности |
Составление кластера |
Учитель подводит учащихся к итогу занятия, дети делают выводы |
Каждый ребенок отвечает на один из поставленных вопросов: Сегодня на уроке я узнал (а)… Было трудно…. Меня удивило… Было интересно… Теперь я умею… |
В условиях учебного процесса в информационно- образовательной среде такие функции учителя, как контроль, коррекция, тренинг типовых умений, могут быть реализованы средствами ИКТ, что существенно облегчает его профессиональную деятельность.
Таким образом, мы видим, что в новых условиях существенно меняется роль и характер профессиональной деятельности учителя. Педагог становится носителем современного педагогического мышления и принципов педагогики сотрудничества, рефлексирующим профессионалом, способным к проектированию и перепроектированию учебного процесса в соответствии с указанными принципами.
Литература:
- Афанасьева Н. Личностный подход в обучении.Школьный психолог / Н.Афанасьева. — 2001. — № 32. — С. 6–10.
- Гульчеиская В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие / В. Г. Гульчеиская. — 2011. — С. 5–18
- Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. / Е.О Иванова, И. М. Осмоловская. — 2011. — С.134.
- Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде / Е. В. Чернобай. -2012. — С.9–13.