Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Корзникова, Н. В. Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования / Н. В. Корзникова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12889/ (дата обращения: 21.11.2024).



Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами, которые расширяют возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Именно поэтому дополнительное образование осознается сейчас не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса самосовершенствования современного человека. Одной из тенденций в развитии дополнительного образования является переход к инновационной деятельности, позволяющей отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и их родителей и реализовывать миссию системы дополнительного образования в обществе. Переход к новому качеству дополнительного образования в настоящее время характеризуется, в основном, локальными изменениями, разработкой и внедрением новых методик учебной и воспитательной деятельности по отдельным направлениям [1,c.4]. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. Инновация (материал из Википедии — свободной энциклопедии) — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). В настоящее время развитие образовательного учреждения не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационную деятельность [6]. Инновационная деятельность в конкретном образовательном учреждении — это деятельность, в первую очередь, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях повышения качества образования и организации учебного процесса. Ключ к успеху учреждения дополнительного образования в современных условиях заключается в регулярных и успешных новациях, которые могут и должны быть реализованы. Нововведения в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого.

Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям [4]. При этом недостаточно внимания уделяется системному подходу, управлению инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей как открытой, гибкой образовательной системы, способной реализовать свои цели в динамично меняющейся социально-экономической и социокультурной среде. Эффективность управления определяет устойчивость и перспективность развития учреждения [5,с.204].

Дополнительное образование в городе Ижевске, как и в России в целом, представляет собой сложившуюся устойчивую систему предоставления образовательных услуг. Одновременно эта система — динамичный развивающийся механизм, подверженный влиянию процессов, происходящих, в целом, в образовании:

– модернизация,

– внедрение информационных технологий в образовательный процесс,

– переход к инновационной деятельности, позволяющей адекватно отвечать требованиям окружающей социальной среды,

– соответствие качества предоставления образовательных услуг запросам заказчика независимо от его возраста, образовательных потребностей и др.

Чтобы быть конкурентноспособным, успешно развиваться, образовательное учреждение должно активно участвовать в инновационной деятельности. Для этого необходимо грамотно выстроить управление инновационной деятельностью учреждения. Инновационная деятельность прочно вписалась в практику работы Центра творческого развития «Октябрьский». Это позволяет более полно и разносторонне удовлетворять потребности личности в развитии и социализации, потребности общества в воспитании ответственного гражданина при реализации следующих социально-педагогических условий: моделирование на основе ситуационного и целевого подходов системы управления инновационными процессами, сущностными характеристиками которой являются гибкие маркетинговые стратегии и перспективное планирование; оптимизация организационной структуры учреждения дополнительного образования, формирование готовности педагогических кадров к инновационной деятельности посредством гибкой системы повышения их квалификации в области психолого-педагогической и организационно-управленческой деятельности; вовлечение педагогов в инновационную деятельность посредством формирования в учреждении организационной культуры, предполагающей и стимулирующей проявления инициативы и творческой активности, сотрудничества и партнерства в педагогической деятельности [7, с.120].

Инновационная деятельность позволяет определять приоритеты развития учреждения, затрагивает интересы различных социальных групп, позволяет учитывать и реализовывать эти интересы.

Именно так был инициирован проект «Организация этнокультурного образовательного пространства в условиях современной интеграции основного и дополнительного образования «Мозаика культур», который успешно прошёл экспертизу и был рекомендован в качестве муниципальной опорной площадки по этнокультурному воспитанию. В рамках опорной площадки активно реализуется сайт-проект виртуального музея «Каждый народ — золотой фонд России», который возник в результате слияния Интернет-технологий и итогов плодотворной работы по нравственно-этическому воспитанию детей, подростков и молодежи. Виртуальный музей «Каждый народ — золотой фонд России» (www.udmmuseum.ru) включает в себя информацию о самобытной культуре, обычаях, традициях народов, проживающих в городе Ижевске и на территории Удмуртской Республики по следующим разделам: залы народных культур, календарь событий (представлена информация о национальных и знаковых событиях, праздниках на российском и международном уровнях), артефакт дня, новостной блок (события районного, городского и регионального масштаба), раздел «Великие даты», посвященный важным историческим событиям в истории России. Здесь также проводятся различные тематические он-лайн викторины, конкурсные электронные выставки, размещается дополнительная полезная информация, к примеру, методические материалы для проведения Уроков государственности и Уроков мужества. На данный момент в музее представлены залы двенадцати народов — это зал русской, удмуртской, татарской, еврейской, украинской, немецкой, армянской, башкирской, азербайджанской, марийской, чувашской, белорусской культур. В перспективе планируется дальнейшее расширение списка представленных народов. Сегодня отчетливо осознается необходимость развития национального самосознания и культуры межэтнического взаимодействия подрастающего поколения, воспитания толерантности (Рис.1).

Адресатами проекта являются все участники образовательного процесса: общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования, фольклорные коллективы города Ижевска.

Рис. 1. Посещаемость сайта виртуального музея

Цель проекта — приобщение широкой аудитории к изучению культурных ценностей народов, воспитание этнической толерантности подрастающего поколения на основе информационных технологий.

В ходе реализации проекта проделана большая работа по созданию современной образовательной среды для расширения этнокультурного пространства в районе, городе. Центр творческого развития «Октябрьский» значительно укрепил сотрудничество с заинтересованными социальными партнёрами, возрос интерес детей, подростков и молодёжи к традициям, обычаям, культуре разных национальностей, проживающих на территории Удмуртской Республики.

Виртуальный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Работа музея повышает эффективность процесса гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении путем включения учащихся в различные виды деятельности на основе эффективного использования информационных технологий. Виртуальный музей ориентирован, в первую очередь, на детей школьного возраста, родителей, педагогов, а также на тех, кто заинтересован в познании традиций и обычаев национальных культур. Материалы можно использовать в учебном процессе (например, викторины к историческим датам в качестве контрольного материала) и в воспитательной работе как методический и лекционный материал, для создания презентаций, написания докладов, проектов.

Ежегодно с 2011 года на сайте музея проводятся тематические Интернет — конференции, которые приурочены ко дню государственности Республики Удмуртии (4 ноября). В 2017 году в рамках проведения Года экологии в России будет организована Интернет-конференция «ЭКО-Удмуртия».

Каждое важное событие, историческая дата, Интернет-конференция сопровождается конкурсными интернет-викторинами для учащихся города и всех желающих. Надо отметить, что и в конференциях,и в Интернет-викторинах принимают участие не только учащиеся города, республики, но и других регионов России.

Значительная работа проделана в рамках проектирования электронного сборника по изучению удмуртского языка для начинающих «Удмуртский язык? Легко!» — подготовлено четырнадцать видеоуроков, достигнута договоренность с Удмуртским государственным университетом о сотрудничестве в рамках данного проекта, проходит адаптация дополнительной общеобразовательной программы «Удмуртский язык».

В рамках повышения квалификации для педагогических работников ежегодно проводятся:

– городские творческие гостиные «Город мастеров», «Ожерелье народного творчества» (мастер-классы ИЗО и ДПИ);

– круглые столы по вопросам этнокультурного воспитания подрастающего поколения «Диалог культур» (с привлечением специалистов различных ведомств);

– городской семинар по теме «Этнокультурное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», по итогам которого выпущен электронный сборник;

– успешно реализован проект с грантовой поддержкой этнокультурной смены на базе выездного лагеря «Удмуртия — наш общий дом»;

– реализуется комплексная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для учащихся 1–4-х классов «Удмуртия — наш общий дом».

Современная действительность выдвигает задачу подготовки детей, подростков, молодёжи к жизни в условиях многонациональной среды, умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей. Для успешного решения этой задачи важно научить молодое поколение, наряду с почитанием национальной культуры своего народа, понимать и ценить своеобразие культур других народов, воспитывать их в духе толерантности и уважения. В образовании необходим поликультурный подход, который позволит ребенку осознать свою национальную идентичность, а также сформировать основы этнической толерантности.

Участие учреждения в инновационной деятельности, безусловно, ведёт к позитивным изменениям — это продиктовано временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию. Благодаря инновациям появляются авторские проекты, программы, осуществляется переход образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития и саморазвития, растет уровень воспитательной работы учреждения, повышается профессиональная квалификация педагогических работников. Внедрение инноваций в учреждении дополнительного образования является необходимым фактором его развития и представляет собой сложный и многогранный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей модели управления, что непременно отражается в Программе развития учреждения — локальном документе, интегрирующем усилия всех субъектов инновационной деятельности.

Литература:

  1. Акимов С. С. Оценка эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования детей // Молодой ученый. — 2014. -№ 16. — С. 317–319.
  2. Ерофеева Н. Ю. Управление образовательными системами. Учебно-методическое пособие. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет»,2014–120 с.
  3. Зверева А. С. Проектный подход в инновационной деятельности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3373
  4. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей в России в XXIвеке. Методическое пособие.- прага-Ярославль: ЕАIСY-ЯГПУ,2013.-140с.
  5. Золотарева А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: диссертация... д-ра пед. наук: 13.00.01 Ярославль, 2006 450 с. РГБ ОД, 71:07–13/176
  6. Золотарева А. В. Управление развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие.- Ярославль:Изд-во ЯГПУ,2010.-314с.
  7. Ковалева У. Ю. Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 120–124.
  8. Султанова Ф. Р. Управление инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Ижевск, 2005 278 с. РГБ ОД, 61:05–13/1627
  9. Управление образовательными системами. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. 4-е изд., стер. — М.: 2007. — 384 с.
  10. Управление образовательными системами. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. М.: 2002. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, инновационная деятельность, образовательное учреждение, виртуальный музей, образовательный процесс, подрастающее поколение, общий дом, окружающая социальная среда, творческое развитие, Удмуртский язык.

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Инновационная деятельность педагога в образовании

Социальное партнерство в системе дополнительного образования детского дома как фактор нравственного развития воспитанников

Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей

Инновационные формы работы школьного методического объединения

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего профессионального образования

Педагогические условия развития патриотизма молодежи посредством культурно-досуговой работы

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Инновационная деятельность педагога в образовании

Социальное партнерство в системе дополнительного образования детского дома как фактор нравственного развития воспитанников

Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей

Инновационные формы работы школьного методического объединения

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего профессионального образования

Педагогические условия развития патриотизма молодежи посредством культурно-досуговой работы