Лингвистическая сказка как один из методов работы на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 03.02.2022

Статья просмотрена: 1007 раз

Библиографическое описание:

Анненкова, М. А. Лингвистическая сказка как один из методов работы на уроках русского языка / М. А. Анненкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88499/ (дата обращения: 19.11.2024).



Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению!

В. А. Сухомлинский

Цели образовательных стандартов всегда зависели от потребностей общества и государства. Если еще в прошлом веке цели народного образования отвечали коммунистической идеологии, определявшей жизнь общества того времени (воспитание достойного гражданина и участника рабочего коллектива), то сегодня главная цель образования — формирование социально и профессионально компетентной личности, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию и способной к творчеству и самоопределению в реалиях постоянно меняющегося мира.

Кроме того, новая организация общества и взгляды на жизнь предъявляют и новые требования к школе. В нынешнем мире востребованность любого специалиста на рынке труда и его способность конкурировать в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. По этой причине образовательные учреждения должны дать прочные знания о языке и добиться свободного владения ими.

Формирование результативной личности происходит посредством овладения обучающимися различных видов деятельности и приобретением опыта в результате работы, проделанной на уроке, поэтому методы обучения, которые рекомендованы разработчиками новых стандартов, являются подспорьем для педагога. Современные уроки согласно ФГОС характеризуются присутствием познавательного интереса, сформированностью мотивации к учебной деятельности у обучающихся и наличием на уроках условий, которые способствуют творческому мышлению школьников. Так, творческое мышление развивают уроки русского языка.

Русский язык — учебная дисциплина, обладающая высокой познавательной ценностью, так как на уроках формируется и развивается мышление, прививается чувство любви к родному языку, культуре, именно через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

В своей деятельности учителя для реализации образовательных целей используют различные методы работы на уроке, в результате которых происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Так как традиционные методы обучения не всегда могут обеспечить усвоение материала всеми обучающимися, появляется потребность в нестандартном конструировании урока.

Именно нетрадиционные формы и методы обучения позволят сделать занятия увлекательными, помогут учесть индивидуальные особенности обучающихся, активизировать познавательную деятельность, отыскать в содержании учебного материала резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нетрадиционные занятия — праздник для обучающихся. На таких уроках могут себя проявить как сильные и одарённые, так и более слабые в предмете дети, так как именно нестандартный формат организации урока способен гораздо дольше удерживать внимание обучающихся, а привлечение жизненного опыта и ассоциативное мышление помогают качественнее усваивать новый материал.

Можно выделить следующие группы нетрадиционных методов ведения урока (или его фрагмента):

1) уроки, построенные в форме игры или соревнования: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический футбол), КВН, деловая игра, кроссворд, викторина и др.;

2) реконструктивные уроки (сюжетно-ролевые);

3) уроки, имеющие сходства с публичными формами общения: пресс-конференция, аукцион, дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог;

4) интегрированные уроки;

5) уроки, основанные на фантазии: урок-сказка или лингвистические сказки, о которых и пойдёт речь ниже.

Издавна сказка играла важную роль в жизни подрастающего поколения, ведь именно из неё ребёнок получал первые представления о пространстве и времени, о связи человека с природой, с предметным миром, а этот жанр помогал осмыслить главные нравственные понятия. Нельзя не сказать о важной роли сказки в обогащении словарного запаса обучающихся и в развитии правильной устной речи. И конечно, сказка всегда обладала притягательной силой, которая позволяла окунуться в мир фантазий.

Сказка — один из основных фольклорных жанров, и основным ее преимуществом является вымышленность сюжета, это позволяет адаптировать её под любую ситуацию и под любую возрастную группу. В этом и заключается её огромная дидактическая ценность.

Чтобы оживить «сухую» и неинтересную школьную теорию, на уроках русского языка предметники всё активнее используют метод лингвистической сказки. Лингвистическая сказка — это занимательный короткий рассказ, в котором герои олицетворяют определённые языковедческие понятия, а её сюжет объясняет суть явлений языка, его правила и законы.

Как и традиционная фольклорная сказка, лингвистическая сказка имеет такую же структуру: присказка, зачин, основная часть и концовка, в которой делается упор на изучаемый материал, лингвистические понятия.

По функции лингвистической сказки и цели её использования на уроках русского языка можно выделить следующие типы:

1) познавательные сказки , содержащие значительное количество информации, а также нового для обучающихся материала. Данные сказки можно активно использовать на уроках изучения нового знания. Так, при изучении темы «Раздельное написание предлогов с другими словами» в 5 классе на этапе «проблемная ситуация» нами была использована сказка, повествующая о предлогах и приставках, похожих друг на друга как братья, и как Грамматика издала указ, по которому дети с этого момента смогут различать их. Обучающиеся на этапе целеполагания и формулирования проблемы данного урока могут сами предложить варианты развития событий в сказке, привлекая уже имеющиеся у них знания. Таким образом, такой подход позволит не только развить творческий потенциал обучающихся и обогатить их речь, но и послужит средством активизации их познавательной деятельности и более прочному запоминанию орфограммы;

2) сказка-игра : такие уроки не характеризуются большой информативностью, отличаются динамичностью, можно использовать на одном из фрагментов урока или взять жанр за основу всего занятия, которое уже по своей структуре будет отличаться от традиционного урока. Результативнее применять такие сказки на уроках обобщения и систематизации знаний: обучающиеся уже должны владеть определённым багажом знаний по теме урока, чтобы свободно применять имеющиеся знания на практике;

3) сказки - упражнения могут дополнить дидактический материал по теме. Например, при изучении склонений имён прилагательных за основу сюжета сказки-упражнения взяли сюжет известного литературного произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». В ней дети помогают разобраться герою в новой теме, а позже написать письмо в Цветочный город, используя в речи имена прилагательные, согласованные в роде, числе и падеже с существительными. Обучающиеся с удовольствием помогают любимому герою справляться с трудностями и вместе с ним учатся применять полученные знания на практике. Кроме того, нельзя умолчать о факте реализации межпредметных связей русского языка с литературой, что позволит совершенствовать стилистические знания и умения обучающихся, повысить интерес к чтению;

4) сказка как вид работы по развитию речи — последний тип лингвистических сказок, активно применяемых на уроках русского языка. К данному типу относятся сказки, сочинённые обучающимися самостоятельно, благодаря чему они учатся выразительно мыслить, организовывать свою речетворческую деятельность и руководить своей фантазией, композиционно оформлять плоды своего воображения с помощью знаний, полученных в рамках изучения разделов языкознания. Такой тип лингвистических сказок можно предложить в качестве домашнего задания после урока изучения нового материала. Уникальность данного упражнения состоит в приёме ассоциаций, так как языковые понятия персонализируются в образах сказочных героев.

Обязательными условиями при написании лингвистической сказки как учителем, так и обучающимся является отсутствие фактических ошибок и обязательное знание лингвистического материала, а также соблюдение грамотности письменной речи.

Языкознание — это наука, изучающая структуру и закономерности языка. Обучающиеся должны иметь представление о системности языка, проявляющейся в его уровневой организации. Поэтому уместно использовать метод лингвистических сказок в рамках изучения всех разделов науки о языке, осваиваемых школьниками. Но активнее всего используют метод лингвистических сказок при изучении морфологии: ещё в пропедевтическом курсе изучения раздела науки о частях речи в начальной школе обучающимся дают первые сведения о классификации слов по их морфологическим признакам, так как слово — основная единица языка. Но кроме учения о слове, обучающиеся получают знания о фонетических и грамматических признаках слова, а также его синтаксической роли и его происхождении и образовании.

Так, в рамках изучения морфемики и словообразования в 6 классе под нашим руководством обучающиеся предприняли попытку написать лингвистическую сказку о словообразовательной цепочке. В процессе написания таких историй были привлечены знания о словообразовательных и формообразующих морфемах, а также сведения о словообразовательном значении отдельных словообразующих аффиксов. Данное упражнение находится на стадии написания, так как ранее не использовалось. Но уже на данном этапе следует отметить, что обучающиеся с большей увлечённостью занимаются установлением производности слов и пытаются обосновать значение их морфем.

Таким образом, лингвистическая сказка служит творческой адаптации теоретического материала. Являясь одним из методов обучения русскому языку, лингвистическая сказка позволяет сделать занятия увлекательными, учитывает индивидуальные особенности обучающихся и активизирует их познавательную деятельность.

Литература:

  1. ФГОС основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения 17.01.2022)
  2. Статья «Что такое лингвистическая сказка». [Электронный ресурс]. URL: https://completerepair.ru/chto-takoe-lingvisticheskaya-skazka (дата обращения 14.01.2022)
  3. Аржанцева Т. В., Гончарова Ю. Использование лингвистических сказок на уроках русского языка как эффективный прием формирования познавательной мотивации [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-lingvisticheskih-skazok-na-urokah-russkogo-yazyka-kak-effektivnyy-priem-formirovaniya-poznavatelnoy-motivatsii (дата обращения 14.01.22)
  4. Родари, Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. — М.: Прогресс, 1978. — С. 69–71.
  5. Розенталь Д. Э. Словарь — справочник лингвистических терминов: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985 с 8–206
  6. Рыбникова, М. А. Постановка творческих работ. (Русский язык в советской школе.) — 1930. — № 1. — С. 98–111.
  7. Сказка на уроке русского языка: Методические рекомендации. — Благовещенск, 1984. — 11с.
  8. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М., 1978 с 55–87.
Основные термины (генерируются автоматически): лингвистическая сказка, русский язык, урок, обучающийся, сказка, знание, метод обучения, познавательная деятельность, индивидуальная особенность обучающихся, рамка изучения.


Задать вопрос