Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (429) август 2022 г.

Дата публикации: 26.08.2022

Статья просмотрена: 1441 раз

Библиографическое описание:

Никитина, Е. Г. Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Г. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94552/ (дата обращения: 25.11.2024).



Система коррекционной помощи детям с отклонениями начала складываться в России с конца 60-х годов XX века. За определённый период до этого был принят ряд нормативно-правовых актов, которые способствовали проведению комплексного изучения детей с нарушениями речи, разработке научных основ дифференцированной сети специализированных учреждений и системы воспитания и обучения данной категории детей.

Н. Н. Малофеев (1996 г.) дал научный анализ развития государственной системы специального образования в России. Комплексное изучение детей с опорой на клинико-психологическую диагностику позволило создать научную базу для развития специальных дошкольных и школьных учреждений. Понимание структуры речевого дефекта позволило не только установить точный диагноз, но и определить тип специального учреждения и методы коррекционно-воспитательной работы с ребёнком.

По итогам большой работы органов образования и здравоохранения были выявлены и поставлены на учёт дети разных возрастов, нуждающиеся в специальном обучении и коррекции. При массовых детских садах создали отдельные экспериментальные группы, затем отдельные детские сады и ясли-сады для детей с речевыми нарушениями.

В настоящее время в рамках инклюзивного образования в детских садах дети с нарушениями речи находятся в группах с детьми без речевых отклонений и получают помощь учителя-логопеда и психолога. К основным задачам логопедического обучения этой категории детей относятся не только коррекция самого дефекта, но и подготовка к овладению грамотой и школьному обучению, развитие дошкольника как личности. Именно поэтому такое важное значение придаётся совместной работе учителя-логопеда и других специалистов в дошкольных учреждениях, прежде всего учителя-логопеда и воспитателей.

О работе в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками говорится прежде всего в «Должностной инструкции учителя-логопеда» в Едином квалификационном справочнике.

Организация коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР, совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ планируется и реализовывается с учётом основных нормативных документов:

  1. Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка;
  2. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.);
  3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013г.);
  4. Образовательной программы дошкольного образования учреждения;
  5. Специальных программ логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

Основополагающим документом здесь является ФГОС ДО [38].

Новый образовательный стандарт определяет сеть дошкольных учреждений как учреждения начального уровня в системе общего образования.

В нём говорится, что содержание Программы воспитания и образования дошкольного учреждения должно обеспечивать развитие личности, способностей детей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Конкретное содержание этих образовательных областей должно реализовываться в определённых видах деятельности детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с ОНР должно проявляться прежде всего в области «Речевое развитие», потому что первоочередная задача здесь — исключение речевого недоразвития, формирование у дошкольников связной речи. Тем более, что овладение родным языком является одним из основных элементов формирования ребёнка как личности.

Развитие связной речи обучающихся проходит в соответствии с программой и целевыми ориентирами Федерального стандарта.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

– овладение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря;

– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

– развитие речевого творчества;

– развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Необходимо также охватить и другие образовательные области, потому что это будет способствовать и развитию связной речи у детей с ОНР, и помогать решать задачу всестороннего гармонического развития личности каждого ребёнка.

В современной методической литературе отмечается, что совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию связной речи дошкольников по новому государственному стандарту должна проводиться по следующим направлениям:

1) своевременное обследование детей с целью выявления уровня их психического развития, особенностей памяти, мышления, внимания, воображения, речи;

2) обеспечение гибкости педагогического воздействия на учащихся с учётом изменяющихся возможностей учащихся на основе коррекционной работы;

3) планирование индивидуальной работы с каждым ребёнком;

4) развитие познавательных интересов, познавательной активности у детей с ОНР на основе освоения окружающей действительности;

5) овладение детьми коммуникативными средствами общения.

Это взаимодействие должно проявляться также при организации личностного подхода к детям. Необходимо помнить о создании следующих педагогических условий:

1) видеть в каждом ребёнке уникальную личность;

2) проектировать ситуации успеха для каждого ребёнка в учебно-воспитательном процессе;

3) изучать причины незнания материала и устранять их.

В современных методических системах при разных подходах к формированию связной речи детей с ОНР обязательно отмечается необходимость тесной связи в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей, так как развитие связной речи у дошкольников с ОНР осуществляется и на специально организованных занятиях, и в повседневной жизни.

К сожалению, сейчас в методической литературе и нормативных документах отсутствуют единые требования к организации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя в дошкольных учреждениях. Наблюдается сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СанПиН. Отсутствует чёткое деление функций учителя-логопеда и воспитателя, хотя в практической деятельности оно всё-таки складывается. У учителя-логопеда и воспитателя редко бывает возможность взаимопосещения занятий в разновозрастных группах.

Рассмотрим более подробно, в чём состоит преемственность логопеда и воспитателей в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР.

Основные цели этой деятельности:

– повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;

– исключение дублирования воспитателем занятий учителя-логопеда;

– адекватный подбор форм, методов, приёмов и средств коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда и воспитателя, нацеленных как на всю группу детей, так и отдельного ребёнка.

В скоординированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя выделяются два направления: коррекционно-воспитательное и общеобразовательное. Потому главные задачи такого сотрудничества заключаются в следующем:

– логопед формирует первичные речевые навыки у детей с речевыми отклонениями;

– воспитатель закрепляет их.

При этом ведущая роль в коррекционной работе принадлежит учителю-логопеду.

Основные формы организации совместной деятельности логопеда и воспитателя:

– совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в дошкольном учреждении и составление совместного плана работы на текущий период по всем направлениям. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит учитель-логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;

– обсуждение и выбор форм, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы;

– оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;

– взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий;

– еженедельные задания логопеда воспитателю;

– обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни;

– совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

– разработка общих рекомендаций для родителей. На родительских собраниях совместно с логопедом воспитатель должен разъяснить родителям необходимость создания мотивации ребенка к занятиям дома, проведения с ним занятий вне детского сада. Воспитатель и логопед могут провести с родителями специальные индивидуальные консультации, ознакомить их с литературой для занятий с детьми дома.

Функции учителя-логопеда и воспитателя разделяются следующим образом.

Функции учителя-логопеда

Функции воспитателя

1.Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

2.Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

3.Работа по коррекции звукопроизношения.

4.Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

5.Работа по коррекции слоговой структуры слова.

6.Формирование послогового чтения.

7.Ознакомление с новыми лексико-грамматическими категориями и усвоение их.

8.Обучение связной речи — развёрнутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.

9.Профилактика дисграфии и дислексии.

10.Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

1.Учёт лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

2.Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

3.Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.

4.Системный контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

5.Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей.

6.Формирование связной речи: заучивание различных текстов наизусть, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания.

7.Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда.

8.Формирование графических навыков по заданию учителя-логопеда.

9.Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей. Называет сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения. В течение всего учебного года может систематически информировать об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения [3].

Н. В. Нищева в «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» посвятила целый раздел совместной деятельности логопеда и воспитателя в работе по развитию связной речи этой категории детей [24].

Она отмечает, что в календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед должен указать лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы на этот период. Обязательно перечислить фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.

В еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю Н. В. Нищева предлагает включить следующие разделы:

– логопедические пятиминутки;

– подвижные игры и пальчиковую гимнастику;

– индивидуальную работу;

– рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателя, для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми учителем-логопедом. Всего в неделю допускается проводить две-три пятиминутки. В них обязательно должна учитываться изучаемая лексическая тема. Учитель-логопед не только даёт здесь рекомендации воспитателю, но и может предложить материалы и пособия для их проведения.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика очень важны для детей с ОНР. Они необходимы для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Физкультминутки на занятиях, подвижные игры на прогулке, в свободное время во второй половине дня, проводятся воспитателями тоже в рамках изучаемой лексической темы. «Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребёнка к значению слова» [24].

Подвижные игры с использованием стихотворных текстов позволяют расширить словарь детей, что является предпосылкой для усвоения программы по русскому языку при дальнейшем обучении.

При планировании индивидуальной работы учитель-логопед рекомендует воспитателю работу с 2–3 детьми в день по разделам программы, в которых они особенно испытывают трудности. Воспитателю необходимо в течение недели хотя бы один раз позаниматься индивидуально с каждым ребёнком.

Воспитателям очень сложно учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией. Им часто трудно бывает подобрать наглядно-дидактический или литературный материал к занятиям. Пользуясь Примерным перечнем художественной литературы и иллюстративного материала для каждой из возрастных групп, помещённом, например, в пособии Н. В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», учитель-логопед рекомендует для каждой недели список необходимого материала и литературы [24].

Совместные интегрированные занятия учителя-логопеда и воспитателя лучше проводить как обобщающие, итоговые, один раз в месяц. На этих занятиях дети учатся общаться друг с другом, а это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря [24].

Все эти формы работы позволяют осуществить преемственность в работе логопеда и воспитателя по развитию связной речи у детей с ОНР.

Очень большое значение для таких детей в детском саду, в логопедической группе, имеет эмоциональная обстановка. Положительная атмосфера в детском коллективе помогает сглаживать отрицательные переживания, которые присутствуют у таких детей из-за речевой неполноценности, укреплять их веру в свои возможности, усиливать интерес к занятиям. Потому и воспитатель, и учитель-логопед должны иметь достаточные знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста.

Таким образом, залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации, в первую очередь — учителя-логопеда и воспитателя.

Литература:

  1. Ахутина, Т. В. Ахутина, Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. — Изд. 3-е. — Москва: URSS, 2008. — 213, [2] с.: схемы, табл.; 22 см.; — ISBN 978–5–382–00615–4 — Текст: непосредственный.
  2. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учебн. заведений/ Под ред. Л. С. Волковой. — 5-ое изд., перераб. и дополн. //Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 703 с. — ISBN 978–5–691–01357–7. — Текст: непосредственный.
  3. Глухов, В. П. Онтогенез речевой деятельности [Текст]: курс лекций: учебное пособие / В. П. Глухов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». — Москва: МГПУ, 2017. — 134, [1] с.; 21 см. — ISBN 978–5–4263–0539–7. — Текст: непосредственный.
  4. Нищева Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 80 с.: цв. ил. (Методический комплект программы Н. В. Нищевой). — 240 с. — ISBN 978–5–906852–95–3 — Текст: непосредственный.
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты // Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155. — [Электронный ресурс], режим доступа: https://fgosvo.ru/\
Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, связная речь, ребенок, коррекционная работа, занятие, развитие, совместная работа учителя-логопеда, детский сад, индивидуальная работа, логопедическая группа.


Похожие статьи

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в преодолении ОНР у старших дошкольников

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Результаты нейропсихологического изучения уровня сформированности неречевых предпосылок письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в преодолении ОНР у старших дошкольников

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Результаты нейропсихологического изучения уровня сформированности неречевых предпосылок письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Задать вопрос