Особенности работы воспитателя в группе комбинированной направленности
Автор: Кузнецова Татьяна Дмитриевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 27.10.2017
Статья просмотрена: 16875 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Т. Д. Особенности работы воспитателя в группе комбинированной направленности / Т. Д. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13158/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье раскрывается суть работы воспитателей в группе комбинированной направленности, задачи, формы работы.
Ключевые слова: воспитатели, группа комбинированной направленности, ФГОС ДО, дети с ОВЗ
ФГОС ДО одной из основных задач определяет «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать обычные ДОУ и воспитываться вместе с другими детьми. Организация воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту-ОВЗ) должна рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.
Создание в детском саду специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано не только с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, но и с изменением всей образовательной среды.
У здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, развиваются такие качества как сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс МБДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей — у всех детей есть особенности, и особые образовательные потребности.
Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии и обеспечения специализированной консультативной, коррекционно- педагогической помощи ребенку с нарушением речи. Воспитание и образование детей строится в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного учреждения, а также по специальным коррекционным программам предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка.
В группах комбинированной направленности для детей с ОВЗ предусматривается четкая организация коррекционного процесса. Она обеспечивается:
‒ своевременным обследованием детей;
‒ •рациональным составлением расписания специально-организованной деятельности;
‒ планированием подгрупповой и индивидуальной работы;
‒ •оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
‒ •совместной работой учителя-логопеда с родителями, воспитателями, узкими специалистами.
На заседаниях ПМПк детского сада рассматриваются вопросы организации работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Для работы в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями ограничений воспитанников данных групп.
Основные направления работы педагогического коллектива в группе комбинированной направленности:
‒ мониторинг индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
‒ комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка с ОВЗ для составления индивидуально-ориентированного плана и адаптированной образовательной программы;
‒ планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей комбинированной группы;
‒ организация совместной жизнедеятельности детей в условиях комбинированной группы;
‒ мониторинг образовательного процесса. В течение всего времени обучения и воспитания детей с ОВЗ непрерывно осуществляется мониторинг, который позволяет отследить эффективность проводимой коррекционной работы педагогов.
Деятельность воспитателя комбинированной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников группы. Особенностями организации работы воспитателя комбинированной группы являются:
‒ планирование (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проведение коррекционно-развивающей деятельности воспитанников с ОВЗ;
‒ планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
‒ соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению адаптированных образовательных программ детей с ОВЗ;
‒ обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов (учет рекомендаций каждого педагога: воспитатель учитывает логопедические рекомендации, а логопед — советы воспитателя);
‒ консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье;
‒ ведение необходимой документации.
Вместе с воспитателем в группе постоянно находится помощник воспитателя, который участвует в организации режимных процессов, а также занимает меньшую часть детей, пока воспитатель занят с большинством.
Задачи, стоящие перед воспитателем группы комбинированной направленности:
- Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
- Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
- Обеспечение полноценной максимальной интеграции детей с ОВЗ в коллектив обычных дошкольников путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
- Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
- Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
- Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития всех детей группы комбинированной направленности;
- Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
- Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния детей с ОВЗ.
Во время организованных форм образовательной деятельности воспитателя с детьми особое внимание уделяется способам организации совместной деятельности детей: по очереди, в парах, подгруппами, с общими средствами реализации замысла или общей целью взаимодействия. Такими организационными формами работы в комбинированной группе являются фронтальные и групповые занятия, а также занятия малыми группами (2–3 чел.), индивидуальные занятия.
Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований.
Предусмотрено проведение учителем-логопедом подгрупповыхииндивидуальных занятий. Наряду с этим во второй половине дня выделяется специальное время для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию учителя-логопеда «Логопедический час». Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей дошкольников, так как в процессе коррекционно-воспитательной работы учитываются речевые возможности каждого ребенка с ОВЗ.
Целью коррекционного обучения в группах комбинированной направленности является коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития. Воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи (в соответствии с возрастом) с помощью специальных логопедических приемов и методов; подготовка воспитанников к обучению грамоте.
Основными задачами групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи являются:
- Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
- Предупреждение нарушений устной и письменной речи.
- Развитие высших психических функций воспитанников.
- Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи.
- Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.
- Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и других специалистов. Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы.
Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают следующие разделы:
‒ логопедические пятиминутки;
‒ подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
‒ индивидуальная работа;
‒ рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Литература:
- Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. / — Тольятти: ТГУ, 2007.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005.
Похожие статьи
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО
В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.
Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...
Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ
В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...
Детский сад и семья: аспекты взаимодействия
В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе МАДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: опыт работы
В статье рассмотрены особенности функциональной структуры методической службы в условиях реализации ФГОС ДО. Проанализированы особенности управленческой деятельности заместителя по ВМР и старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО.
Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.
Исследование готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ
В статье представлены результаты исследования степени готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.
Система индивидуальной работы классного руководителя с родителями обучающихся коррекционной школы
В данной статье представлен опыт индивидуальной работы классного руководителя с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью.
Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.
Похожие статьи
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО
В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.
Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...
Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ
В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...
Детский сад и семья: аспекты взаимодействия
В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе МАДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: опыт работы
В статье рассмотрены особенности функциональной структуры методической службы в условиях реализации ФГОС ДО. Проанализированы особенности управленческой деятельности заместителя по ВМР и старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО.
Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.
Исследование готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ
В статье представлены результаты исследования степени готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.
Система индивидуальной работы классного руководителя с родителями обучающихся коррекционной школы
В данной статье представлен опыт индивидуальной работы классного руководителя с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью.
Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.