Социально-нравственное воспитание дошкольников с ОВЗ, посещающих группу комбинированного вида в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 14.03.2020

Статья просмотрена: 628 раз

Библиографическое описание:

Смолянинова, А. А. Социально-нравственное воспитание дошкольников с ОВЗ, посещающих группу комбинированного вида в ДОУ / А. А. Смолянинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 187-188. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68107/ (дата обращения: 16.12.2024).



Создание в образовательных учреждениях возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют определенные группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами.

Ключевые слова: социальные нормы, дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольники, группа комбинированного вида

В настоящее время наблюдаются существенные изменения во многих сферах жизни человека; теория и практика педагогики не являются исключением. Одна из главных тенденций в российской системе образования последних лет — ориентация на инклюзивное образование, которое предполагает обучение нормативно развивающихся детей совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Термин «социально-личностное развитие» является достаточно устоявшимся и широко используемым в дошкольной педагогике понятием, начиная с 90-х годов XX в. Этот термин отражен в нормативно-правовых документах, регламентирующих содержание дошкольного образования, а также в научно-педагогической литературе по дошкольному образованию [4; 7; 8; 10].

С понятием «социально-личностное развитие» соотносится термин «социально-нравственное воспитание» в части, рассматривающей педагогический процесс данного развития с акцентом на формирование нравственных чувств и эмоций, знаний о моральных нормах и правилах поведения, нравственно-ценных действий, поступков, поведения, отношений, результатом которого являются нравственные качества личности.

Понятие «социально-нравственное воспитание» отражено в ряде современных методических пособий для дошкольных организаций [2; 3; 5]. Содержание некоторых материалов также свидетельствует об эксплуатации термина «социально-личностное развитие дошкольников», что говорит о внимании современной педагогики и современных средств коммуникации к данному понятию.

В настоящее время термин «социализация» не имеет однозначного толкования и в настоящее время все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой — в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет вхождения в среду. То есть в процессе социализации происходит развитие социальных норм.

Так, например, Л. С. Выготский отмечал, что первые годы жизни человека являются основополагающими для дальнейшего развития: они составляют фундамент для становления человека как личности. Именно поэтому так важен период дошкольного детства, где закладываются наиболее значимые знания и навыки социальных норм [1].

Анализ различных теоретических источников позволил выделить особенности развития социальных норм детей старшего дошкольного возраста:

− способы адаптация ребенка к социуму;

− усвоение социальных ролей посредством усвоения правил и норм поведения;

− благополучность развития эмоционально-волевой сферы;

− готовность ребенка к обучению.

Разные авторы определяют диапазон задач развития социальных норм дошкольников: знакомство детей с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению собственного опыта, обучение культуре речевого поведения, развитие умений ориентироваться в различных речевых ситуациях, приучение к чтению, привитие интереса к художественной литературе, развитие эмоционального отклика, развитие любознательности, интереса к себе, поддержка в поиске своего места в окружающем мире, освоение представлений социального характера, включение в систему социальных отношений и др.

Опора на трактовку социально-личностного развития дошкольников как развития познавательной сферы ребенка, степени овладения им социальным опытом действий и отношений, степени осознания ребенком себя в обществе и видения себя в других людях, сформированность способов ориентации в окружающем, готовности к ответному действию позволила понимать под социально-личностным развитием детей старшего дошкольного возраста развитие их социальных чувств, эмоций, знаний об окружающей социальной действительности, ложащееся в основу социально-оправданных действий, поступков и поведения и приводящее к становлению и развитию личности ребенка.

Интеграция в образовании предполагает, что ребенок с особыми образовательными возможностями учится и воспитывается совместно с нормативно развивающимися детьми, по тем же программам, и достигает такого же результата в образовании в те же сроки. Ключевой компонент инклюзивности в образовании — ребенок с особым развитием, включенный в единую для всех образовательную среду, осваивает тот уровень, который он может освоить, и в те сроки, которые для него являются оптимальными. При этом для ребенка с ограниченными возможностями здоровья создаются особые образовательные условия [6, с. 76].

Для обучения в комбинированной группе дошкольной организации существует необходимость в овладении дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья определенными социальными компетенциями, такими как: сотрудничество, толерантность, эмпатия, адаптивное поведение.

Внедрение инклюзивного образования в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в практику образовательных учреждений предполагает оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивая равное отношение ко всем людям, что способствует расширению образовательных возможностей данной категории детей и создает условия консультативной поддержки для родителей.

Расширение образовательных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение консультативной поддержки для родителей предполагает создание современной образовательной развивающей среды образовательного учреждения в соответствии с требованиями специальной программы, обеспечивающей новые формы организации образовательного процесса с учетом индивидуального подхода и коррекционно-педагогической помощи в развитии детей.

Однако следует отметить, что эффективность образования при совместном обучении и воспитании детей с разными стартовыми возможностями в современных условиях имеет целый ряд проблем, связанных с отсутствием нормативно-правовой базы, учебно-методического сопровождения, специальной подготовки педагогических работников, созданием необходимой образовательной развивающей среды, несовершенством системы социальной поддержки и обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, создание специальных условий инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагает повышение качества образовательных услуг и улучшение инфраструктуры образовательных учреждений, направленных на организацию совместного обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО, 2007. — 1008 с.
  2. Гераськина В. В. Научные основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста в образовательных ситуациях / В. В. Гераськина Технологии развития и обучения детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях. — 2018. — С. 14–19.
  3. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. — СПб.: Речь, 2014. — 272 с.
  4. Дельгас Г. В. Сказка в гости к нам пришла / Г. В. Дельгас // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2009. — № 4. — С. 77–80.
  5. Корепанова М. В. Технологии комплексного подхода к социально-личностному развитию дошкольников / М. В. Корепанова // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. — 2012. — № 6. — С. 2.
  6. Лапп Е. А. Нормативно-методические основы деятельности педагога инклюзивной практики / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2019. — 244 с.
  7. Московкина А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье / А. Г. Московкина. — М.: МПГУ, 2014. — 252 с.
  8. Сушкова И. В. О технологии социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях / И. В. Сушкова, Е. Н. Малютина // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2016. — № 35 (3). — С. 130–144.
  9. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования / И. В. Сушкова. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
  10. Сушкова И. В. Формирование начал нравственного сознания у детей 5–7-го года жизни: актуальные вопросы теории и практики / И. В. Сушкова. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. — 346 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, дошкольное образование, ребенок, воспитание детей, инклюзивное образование, консультативная поддержка, процесс социализации, совместное обучение.


Ключевые слова

дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольники, социальные нормы, группа комбинированного вида

Похожие статьи

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3–4 лет

В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями мл...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Дети с ограниченными возможностями здоровья как участники культурно-досуговых программ: технологические особенности постановки программ

В данной статье поднимается вопрос участия детей с ограниченными возможностями здоровья в культурно-досуговых программах, которые являются способом социализации, самореализации, самоутверждения и включения детей с ОВЗ в активную жизнь социума. Подчер...

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Похожие статьи

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3–4 лет

В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями мл...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Дети с ограниченными возможностями здоровья как участники культурно-досуговых программ: технологические особенности постановки программ

В данной статье поднимается вопрос участия детей с ограниченными возможностями здоровья в культурно-досуговых программах, которые являются способом социализации, самореализации, самоутверждения и включения детей с ОВЗ в активную жизнь социума. Подчер...

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Задать вопрос