Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой совокупность взаимосвязанных методов, принципов и средств, необходимых для целенаправленного психолого-педагогического корригирующего воздействия на личность обучающихся.
Ключевые слова: дошкольники, психическое развитие, педагог-психолог, физическое развитие, речевое развитие, модель, коррекция.
Введение. Дошкольный возраст –это тот период развития, когда активно формируется фундамент личностного развития, будущих достижений в школе, развитие социального и эмоционального интеллекта. Полноценное образование в дошкольном возрасте определяет перспективу дальнейшего развития ребенка с задержкой психического развития [1].
О проблемах образования детей с задержкой психического развития и их решении существует немало научных и научно-практических трудов.
Е. А. Чернышова разработала и внедрила в образовательный процесс педагогические приемы формирования коммуникативной готовности к школе в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с ЗПР в ДОО Предложенный автором комплекс коррекционно-педагогических приемов и условий способствует повышению качественных показателей коммуникативных умений детей с ЗПР в сферах общения [2].
Е. П. Шевчук даны описания характера и механизмов трудностей в учении, которые испытывают дети с задержкой психического развития (консультационного, соматогенного, психогенного, психологического и церебрально -органического происхождения) [3].
На взаимосвязь речевого, физического и познавательного развития указывают многие ученые педагоги и психологи (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Л. В. Кузнецова, И. Ю. Кулагина, А. К. Маркова, В. И. Лубовский, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Т. Н. Ушакова и др.).
Отмечено, что дошкольников с ЗПР характеризует неполноценность игровой деятельности из-за недоразвития психического познавательного процесса «воображение», незрелость эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и мышления. Следовательно, незрелость личности дошкольников с ЗПР обусловливает слабую выраженность социально значимых свойств и новообразований, присущих данному возрасту (коммуникативной компетентности, мотивационно-потребностной сферы, самооценки, эмоциональных проявлений, креативности).
Обращение к проблеме образования дошкольников с ЗПР продиктовано также наличием противоречия: на психолого-педагогическом уровне − между требованиями времени и общества к использованию системы образования как ресурса развития личности с ЗПР и отсутствием организационно-содержательных основ данного процесса в ДОО.
Цель исследования — изучение возможностей и эффективностисовместной коррекционно-развивающей работы педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»
Объект исследования — процесс коррекционно-развивающей работы.
Предмет исследования : особенности совместной коррекционно-развивающей работы педагогов.
Задачи исследования:
– проанализировать общую и специальную литературу для формирования научно-теоретического обоснования проблемы исследования;
– разработать Модель коррекционно-развивающей работы педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»;
– эмпирически проверить эффективность модели.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№ 197» г. Воронежа.
Методологическая основа исследования: положения теории развития высших психических функций (Л. С. Выготский); деятельностный подход к развитию личности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин); положение о необходимости ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии (О. Г. Приходько).
Методы, используемые для проведения мониторингового среза: развитие речи «Рассказ по картинкам», развитие мышления «Логическая цепочка», физическое развитие «Сенсомоторные пробы», психология «Узнай эмоцию и опиши ее».
Результаты и их обсуждение
Таблица 1
Сравнительный анализ реализации Модели — 5-ти балльная система (подсчитывалось среднеарифметическое значение).
№ |
Название методики |
2021 |
2022 |
1. |
«Рассказ по картинкам» |
3,24 |
3,39 |
2. |
«Логическая цепочка» |
2,45 |
2,78 |
3. |
«Сенсомоторные пробы» |
3,78 |
3,84 |
4. |
«Узнай эмоцию и опиши ее» |
2,13 |
2,47 |
Рис. 1. Модель коррекционно-развивающей работы педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»
Анализ результатов показал достоверную разницу в развитии психических познавательных процессов и физическом развитии. Однако, эти значения не имеют высоких значений. Следовательно, модель эффективна в ее реализации. Улучшение показателей — это правильно выбранные методы, принципы, технологии коррекции недостатков в развитии детей с ЗПР, профилактика нарушений в развитии, включение в систему социальных отношений.
Таким образом, задержка психического развития — это сложное нарушение, при котором нарушены компоненты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития и игровой деятельности. Однако, своевременная организация коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является основным фактором, обуславливающим психологическую готовность к школьному обучению, социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с задержкой психического развития.
Разработанная модель отражает специфику современного процесса обучения и воспитания дошкольников и отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Литература:
- Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н. Н. Малофеева. — М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. — 120 с.
- Чернышова Е. А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития. Дисс.к.пед.наук. 2001.- 201 с.
- Шевчук Е. П. Основы методики коррекционно-развивающей работы; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина, кафедра специальных педагогических дисциплин. — Брест: Изд-во БрГУ, 2019. — 373 с.