Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Педагогика
10.12.2022
96
Поделиться
Библиографическое описание
Самолетова, С. В. Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития» / С. В. Самолетова, Е. В. Локтева, К. С. Капустина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97510/.


Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой совокупность взаимосвязанных методов, принципов и средств, необходимых для целенаправленного психолого-педагогического корригирующего воздействия на личность обучающихся.

Ключевые слова: дошкольники, психическое развитие, педагог-психолог, физическое развитие, речевое развитие, модель, коррекция.

Введение. Дошкольный возраст –это тот период развития, когда активно формируется фундамент личностного развития, будущих достижений в школе, развитие социального и эмоционального интеллекта. Полноценное образование в дошкольном возрасте определяет перспективу дальнейшего развития ребенка с задержкой психического развития [1].

О проблемах образования детей с задержкой психического развития и их решении существует немало научных и научно-практических трудов.

Е. А. Чернышова разработала и внедрила в образовательный процесс педагогические приемы формирования коммуникативной готовности к школе в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с ЗПР в ДОО Предложенный автором комплекс коррекционно-педагогических приемов и условий способствует повышению качественных показателей коммуникативных умений детей с ЗПР в сферах общения [2].

Е. П. Шевчук даны описания характера и механизмов трудностей в учении, которые испытывают дети с задержкой психического развития (консультационного, соматогенного, психогенного, психологического и церебрально -органического происхождения) [3].

На взаимосвязь речевого, физического и познавательного развития указывают многие ученые педагоги и психологи (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Л. В. Кузнецова, И. Ю. Кулагина, А. К. Маркова, В. И. Лубовский, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Т. Н. Ушакова и др.).

Отмечено, что дошкольников с ЗПР характеризует неполноценность игровой деятельности из-за недоразвития психического познавательного процесса «воображение», незрелость эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и мышления. Следовательно, незрелость личности дошкольников с ЗПР обусловливает слабую выраженность социально значимых свойств и новообразований, присущих данному возрасту (коммуникативной компетентности, мотивационно-потребностной сферы, самооценки, эмоциональных проявлений, креативности).

Обращение к проблеме образования дошкольников с ЗПР продиктовано также наличием противоречия: на психолого-педагогическом уровне − между требованиями времени и общества к использованию системы образования как ресурса развития личности с ЗПР и отсутствием организационно-содержательных основ данного процесса в ДОО.

Цель исследования — изучение возможностей и эффективностисовместной коррекционно-развивающей работы педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Объект исследования — процесс коррекционно-развивающей работы.

Предмет исследования : особенности совместной коррекционно-развивающей работы педагогов.

Задачи исследования:

– проанализировать общую и специальную литературу для формирования научно-теоретического обоснования проблемы исследования;

– разработать Модель коррекционно-развивающей работы педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»;

– эмпирически проверить эффективность модели.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№ 197» г. Воронежа.

Методологическая основа исследования: положения теории развития высших психических функций (Л. С. Выготский); деятельностный подход к развитию личности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин); положение о необходимости ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии (О. Г. Приходько).

Методы, используемые для проведения мониторингового среза: развитие речи «Рассказ по картинкам», развитие мышления «Логическая цепочка», физическое развитие «Сенсомоторные пробы», психология «Узнай эмоцию и опиши ее».

Результаты и их обсуждение

Таблица 1

Сравнительный анализ реализации Модели — 5-ти балльная система (подсчитывалось среднеарифметическое значение).

Название методики

2021

2022

1.

«Рассказ по картинкам»

3,24

3,39

2.

«Логическая цепочка»

2,45

2,78

3.

«Сенсомоторные пробы»

3,78

3,84

4.

«Узнай эмоцию и опиши ее»

2,13

2,47

Модель коррекционно-развивающей работы педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Рис. 1. Модель коррекционно-развивающей работы педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Анализ результатов показал достоверную разницу в развитии психических познавательных процессов и физическом развитии. Однако, эти значения не имеют высоких значений. Следовательно, модель эффективна в ее реализации. Улучшение показателей — это правильно выбранные методы, принципы, технологии коррекции недостатков в развитии детей с ЗПР, профилактика нарушений в развитии, включение в систему социальных отношений.

Таким образом, задержка психического развития — это сложное нарушение, при котором нарушены компоненты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития и игровой деятельности. Однако, своевременная организация коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является основным фактором, обуславливающим психологическую готовность к школьному обучению, социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с задержкой психического развития.

Разработанная модель отражает специфику современного процесса обучения и воспитания дошкольников и отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Литература:

  1. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н. Н. Малофеева. — М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. — 120 с.
  2. Чернышова Е. А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития. Дисс.к.пед.наук. 2001.- 201 с.
  3. Шевчук Е. П. Основы методики коррекционно-развивающей работы; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина, кафедра специальных педагогических дисциплин. — Брест: Изд-во БрГУ, 2019. — 373 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дошкольники
психическое развитие
педагог-психолог
физическое развитие
речевое развитие
модель
коррекция
Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 208-211):
Часть 3 (стр. 157-231)
Расположение в файле:
стр. 157стр. 208-211стр. 231

Молодой учёный