Практика административной поддержки и методической помощи педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, в направлении минимизации профессиональных дефицитов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 19.12.2022

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Скрипкина, Н. В. Практика административной поддержки и методической помощи педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, в направлении минимизации профессиональных дефицитов / Н. В. Скрипкина, О. В. Чепышко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 228-231. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98018/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье авторы рассматривают диагностические процедуры, программу наставничества и психолого-педагогическое сопровождение оптимизации профессиональных взаимодействий как эффективную практику минимизации профессиональных дефицитов у педагогов.

Ключевые слова: административная и методическая поддержка педагогов, наставничество, профессиональные компетенции, профессиональные дефициты, профессиональное взаимодействие, дети с ОВЗ, диагностика уровня взаимодействия педагогов с детьми.

Административная и методическая поддержка педагогов в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), способных решать задачи национальной образовательной политики, становится возможной только в ситуации построения единой и непрерывной вариативной системы образовательной траектории и адресного психолого-педагогического сопровождения педагога.

Поскольку решение этой задачи неразрывно связано с персонифицированным повышением квалификации педагогических работников и психолого-педагогическим сопровождением их непрерывного развития на основе выявленных профессиональных дефицитов, в МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска» мы разработали программу «Оптимизация профессиональных взаимодействий педагогов» и получили статус Муниципальной инновационной площадки по теме: «Эффективные практики управления кадровым потенциалом и профессиональным взаимодействием педагогических работников».

Наш инновационный проект направлен на оптимизацию психолого-педагогического сопровождения педагогических работников в области их профессиональных взаимодействий, в том числе при работе с детьми с ОВЗ и инвалидами. Проект соответствует цели Национального проекта «Образование» в части: «Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций» и в рамках Плана основных мероприятий Десятилетия детства до 2027 года.

Проект способствует достижению одной из целей национального проекта «Образование» «Учитель будущего» — забота о педагогах и их постоянном профессиональном росте. Соответственно профстандарту одной из трудовых функций педагога является: «Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их». На основании профессионального стандарта к характеристике современного педагога относится: эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими); обязан быть терпимым и толерантным, умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход. Всё это требует от педагога высокого уровня развития коммуникативных компетенций и профессиональных взаимодействий.

Профессиональные компетенции педагогического работника представляют собой совокупность предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций в области обучения, воспитания и развития. Преобразования в системе образования также поднимают планку профессиональных компетенций: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Такая ситуация требует оптимизации работы в области профессиональных взаимодействий педагогов, в которых проявляется система их личностных отношений, как к самой деятельности, так и ко всем участникам образовательных отношений. Разбалансированная система отношений «педагог-дети» объективно затрудняет активность личности педагога и влияет на содержательную сторону педагогической деятельности.

Поэтому первым этапом в реализации муниципальной инновационной площадки на тему «Эффективные практики управления кадровым потенциалом и профессиональным взаимодействием педагогических работников «Оптимизация профессиональных взаимодействий педагогов»» была организация и проведение исследования актуального уровня взаимодействия в системе отношений «педагог — дети» с использованием эмпирических методов: тест СОУЛ (система оценочных установок личности), методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Изучение направленности личности» В. Смекал и М. Кучер, Факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности педагога.

Результаты диагностики показали, по тесту СОУЛ негативное отношение педагогов к детям регистрируется: от слабо негативного отношения 8,5 % до негативного отношения в диапазоне от 28,1 % до 48,37 % (избирательное позитивное отношение к детям той возрастной группы, с которой работает педагог). Результаты исследования приводят нас к выводу, что отношение к детям у педагогов образовательной организации дифференцировано. По методике «Ценностные ориентации» М. Рокич отмечаются значительные различия в системе ценностей у двух групп педагогов наблюдаются в иерархии ценности — счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом). Педагогам с позитивным отношением к детям достижению целей помогают такие качества личности, как ответственность (чувство долга, умение держать своё слово), жизнерадостность (чувство юмора) и независимость (способность действовать самостоятельно, решительно). А мотивирующим фактором в достижении поставленных целей являются такие качества, как чуткость (заботливость) и честность (правдивость, искренность). У педагогов с негативным отношением к детям — приоритет таких качеств, как жизнерадостность (чувство юмора), аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах. Для достижения целей эти педагоги считают необходимым наличие таких качеств, как независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) и твёрдую волю (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями). Наблюдаются существенные различия в иерархии таких ценностей, как чуткость (заботливость), воспитанность и самоконтроль [2, с.383–389].

Направленность личности связана со всеми характеристиками взаимодействия и управленческой поддержки. В основе направленности лежит единство целей руководителя и исполнителей в совместной инновационной деятельности, их сосредоточенность на единых задачах. «Изучение направленности личности» В. Смекал и М. Кучер показало, что у педагогов с позитивным отношением к детям доминирующей направленностью личности является коллективистская направленность — направленность на взаимодействие, которая имеет место тогда, когда поступки человека определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. Такой педагог проявляет интерес к совместной деятельности. У педагогов с негативным отношением к детям доминирующей направленностью личности является деловая направленность — направленность на задачу, которая отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой педагог стремится сотрудничать с коллективом лишь для выполнения поставленной задачи, после чего интерес утрачивается [2, с. 383–389].

Далее наше исследование было направлено на выявление факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности педагога образовательной организации. Согласно исследованию, на снижение эффективности профессиональной деятельности педагогических работников большое влияние оказывают такие факторы, как: высокая эмоциональная напряженность труда (52,6 %); высокая профессиональная ответственность (27,1 %). Трудности при работе с детьми с нарушениями поведения испытывают 56,7 % педагогов; 43,3 % педагогов отмечают недостаток имеющихся знаний об особенностях работы с такими детьми; 42,5 % испытывают трудности в проектировании образовательной и воспитательной деятельности обучающихся.

Важность формирования профессиональных компетенций и минимизации профессиональных дефицитов отмечает 93,2 % педагогических работников. И это не случайно, т. к. профессиональные дефициты значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию и приводят к профессиональному самовыгоранию педагогов.

Профессиональные дефициты — это осознанные или неосознанные недостатки (ограничения) в профессиональной компетентности, которые препятствуют реализации профессиональных действий [1, с.107]. Профессиональные дефициты выступают как дефицитные профессиональные навыки (квалификационный дефицит), которые необходимо у педагогических работников сначала формировать, а затем развивать и совершенствовать.

Профессиональные дефициты выступают как разница между компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций и имеющимися у педагога в настоящее время, здесь и сейчас [1, с.107].
Диагностика профессиональных дефицитов является важной задачей государственной политики в сфере общего образования, сформулированной в Распоряжении Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 августа 2021 г. N Р-201 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана».

Диагностика профессиональных дефицитов педагогических работников позволяет выявить ограничения в профессиональной компетентности педагогов, показывает области затруднений, которые создают в педагогической среде состояния напряженности, неудовлетворенности и провоцируют проявление негативного отношения к детям и педагогическому труду в целом. Базируясь на данных диагностики, разрабатывается система методической и административной поддержки, которая включает систему упражнений по общепедагогической, психолого-педагогической, коммуникативной и оценочно-рефлексивной компетентности, а также анализ примеров по использованию передового педагогического опыта, в том числе через участие в программе Наставничество.

Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий и оказание помощи педагогическим работникам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. Участие педагогов в программе Наставничество является эффективной управленческой практикой формирования, развития и совершенствования профессиональных навыков. Реализация программы наставничества в нашей образовательной организации осуществляется в целевой модели «учитель-учитель» и представляет комплекс мероприятий и формирующих действий, направленных на организацию положительных взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах профессионального взаимодействия для получения ожидаемых результатов — минимизации профессиональных дефицитов. В нашей образовательной организации программа Наставничество является компонентом реализации муниципального инновационного проекта «Эффективные практики управления кадровым потенциалом и профессиональным взаимодействием педагогических работников» с марта 2022 года.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к осмысленному включению в инновационные и образовательные процессы. Более всего профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя необходима начинающим учителям. Помощь нужна не только начинающим педагогам, а также вновь прибывшим в образовательную организацию учителям, которым нужно помочь адаптироваться в новых условиях работы, познакомиться со спецификой обучающихся с ОВЗ, ведением и оформлением документации. Нередко и педагоги с большим стажем работы испытывают трудности, когда им приходится осваивать новые технологии и приемы профессиональной деятельности. В этом случае помощь им может оказать более молодой педагог Организации. Реализация программы Наставничество — это практика создания гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления и роста педагога. Задачи программы Наставничество:

1) Содействовать успешной адаптации молодых и вновь принятых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности.

2) Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.

3) Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.

4) Ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.

5) Оказать психолого-педагогическую помощь педагогам в ситуациях кризиса профессионального роста и профессиональных затруднений.

Решая поставленные задачи в 2021–2022 учебном году мы провели две встречи в рамках программы наставничества, в форме арт-тренинга и квест-сессии. Проведение общих встреч проходило в соответствии наставнической деятельности с использованием современных подходов и технологий. Наставники и наставляемые выполняли совместную деятельность с использованием приемов арт-терапии, интерактивных заданий, работы в группе, команде. В итоге, каждая группа составила свой план совестной деятельности с учетом профессиональных дефицитов, потребностей молодого педагога. В течение 4–5 месяцев проходила совместная работа наставника и наставляемого по решению поставленной ими задачи и защита проекта в конце года. В результате участия в программе 76,3 % педагогов отметили, что Программа направлена на достижение желаемого конечного результата, ее цели конкретизированы через задачи, а формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами; 88,1 % респондентов отметили практическую значимость наставнического взаимодействия для личности наставляемого; 79,3 % отметили качество методической поддержки и психолого-педагогического сопровождения проведения Программы наставничества.

Реализация программы показала необходимость формирования профессионального саморазвития личностных методических качеств наставника для передачи качественного опыта наставляемому. В результате проведенной работы в течение первого года Программы коллеги пришли к мнению, что наставничество является универсальной технологией передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение. Следовательно, практика наставничества с административной и методической поддержкой эффективна для минимизации профессиональных дефицитов, которые существуют как у молодых педагогов, так и у педагогов с большим опытом работы.

По результатам исследования актуального уровня взаимодействия в системе отношений «педагог — дети» и итогам проведения первого года программы Наставничества в образовательной организации принято решение разработать форму индивидуальной образовательной траектории педагога; учесть в разработке формы области ограничения профессиональной компетентности педагогов, а также профессиональные навыки педагога, которые нужно формировать и развивать. По завершении прохождения Программы «Оптимизация профессиональных взаимодействий педагогов», с 65 педагогическими работниками будет проведена итоговая диагностика на наличие конкретной области профессиональных дефицитов.

Таким образом, практика административной поддержки и совершенствование методической помощи педагогам, включая выполнение определенных диагностических процедур, участие в программе наставничества и психолого-педагогическое сопровождение в оптимизации профессиональных взаимодействий педагогов, способствует использованию примеров передового педагогического опыта, анализу и самоанализу успехов и неудач в деятельности педагога и минимизации профессиональных дефицитов.

Литература:

  1. Вороткова, И.Ю., Усачева, А. В. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности// И. Ю. Вороткова, А. В. Усачева. — Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. — 2022. — № 2. — С. 105–112.
  2. Скрипкина, Н. В. Направленность личности как ценностный компонент социально-психологического взаимодействия педагогов с обучающимися // Н. В. Скрипкина. — Текст: непосредственный // Человеческий фактор: Социальный психолог. — 2019. — № 1 (37). — С. 383–389.
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, образовательная организация, ребенок, дефицит, негативное отношение, профессиональное взаимодействие, профессиональный рост, работник, передовой педагогический опыт, профессиональная деятельность.


Ключевые слова

наставничество, профессиональные компетенции, профессиональное взаимодействие, дети с ОВЗ, административная и методическая поддержка педагогов, профессиональные дефициты, диагностика уровня взаимодействия педагогов с детьми

Похожие статьи

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

Опыт организация деятельности педагогических классов

В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...

Психолого-логопедическая секция как форма социального партнерства специалистов ДОУ и семьи в условиях ФГОС ДО

В статье авторы раскрывают организационные аспекты деятельности специалистов ДОУ (педагога-психолога и учителя-логопеда) с родителями детей первой младшей группы в рамках психолого-логопедической секции «Играем вместе!»

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Похожие статьи

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

Опыт организация деятельности педагогических классов

В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...

Психолого-логопедическая секция как форма социального партнерства специалистов ДОУ и семьи в условиях ФГОС ДО

В статье авторы раскрывают организационные аспекты деятельности специалистов ДОУ (педагога-психолога и учителя-логопеда) с родителями детей первой младшей группы в рамках психолого-логопедической секции «Играем вместе!»

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Задать вопрос