Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Николаева, Н. А. Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ / Н. А. Николаева, Н. Г. Ковешникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/479/17796/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями здоровья. Сообщества в социальных сетях дают широкий спектр возможностей общения всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, социализация, сопровождение, возможности здоровья, социальные сети, проектная деятельность.

Тема развития эмоциональной сферы и сопровождения процесса социализации детей востребована и никогда не теряет своей актуальности. При этом оба эти понятия и все, что с ними связано — особенности, специфика, периодизация, причины и т. д., изучены с самых разных сторон. Однако появляются новые задачи, запросы, жизненные реалии, осложнения, и сами дети и родители из года в год становятся все более разнообразными, многокомпонентными, многослойными, и проблема эмоций в жизни детей и их успешной социализации приобретает новые краски.

С приходом «эры пандемии» в профессиональную жизнь педагогов вошли группы в мессенджере Viber и сообщества детского сада в ВКонтакте. Мы, авторы статьи, в нашем саду являемся модераторами группы всего ДОО. Наша задача редактировать тексты, придумывать новые сюжеты и идеи. Секрет нашего успеха — интересно и доступно просветить, научить, рассказать, объяснить, намекнуть, чтобы действительно была не только эмоциональная отдача от родителей и коллег, как внутри учреждения, так и в городе, но и результат. Результаты мы измеряем с помощью опросов, анкет, статистики.

В этот же период в городе Тольятти был организован городской сквозной проект «Внедрение геймифицированной модели «Pro-эмоции» в образовательный процесс МОУ, реализующих образовательные программы дошкольного и дополнительного образования, с целью развития эмоционального интеллекта у обучающихся 5–15 лет». Естественно, в нашей группе в ВК появилась постоянная рубрика #Proэмоции. В соответствии с годовым планом работа по реализации проекта велась со всеми участниками образовательных отношений. Следовательно, схема выглядела таким образом:

— с детьми проводится разнообразная образовательная деятельность на развитие эмоциональной сферы, эмоционального интеллекта, на развитие социально-коммуникативной компетентности и фото-видео отчеты с пояснениями публикуются в сообществе в ВК.

— со взрослыми проводятся мероприятия в учреждении (встреча, консультация, мастер-класс, акция и т. д.), делается фото или видео, и новость размещается в сообществе. Цель — привлечь новых участников, желающих посетить или присоединиться к встречам. Мотивировать родителей и педагогов на сотрудничество и способствовать сохранению чувства доверия и принадлежности к группе.

Следует отметить, что современный ритм жизни, новый подход современных родителей позволил нам сделать вывод, что им нравится приходить на реальные встречи, но нет возможности или желания делать это регулярно. Данные статистики также подтвердили, что пики просмотров приходятся на рабочее время, выходные дни и большинство с телефонов. Следовательно, перед нами встала задача привлекать взрослых участвовать через социальные сети, так как данный формат оптимален для них. И у родителей и педагогов есть время для распределения своих ресурсов при выполнении «заданий» — игр, упражнений, рисунков, фото с детьми.

Первый и самый продолжительный проект в ВК по данной теме назывался «Калейдоскоп эмоций». Суть в размещении коллажа, который делает взрослый из 4 фотографий ребенка в момент его показа основных эмоций (грусть, радость, удивление, злость). При его простоте, задание пользуется большой популярностью. Для детей с ОВЗ — это возможность невербально показать свои умения. Тем самым, избежать ситуации демонстрации своих речевых недостатков и одновременно быть в центре событий. Индивидуальный подход педагога и беседа делают этого ребенка более популярным в глазах товарищей, и как следствие улучшается общий эмоциональный фон и включенность ребенка в общество. Фотографии, сделанные дома и затем рассматриваемые и обсуждаемые с воспитанниками в группе, также давали ребенку с ОВЗ дополнительные «очки».

Перед новым годом в ВК мы провели масштабный проект «АдвентЭмоКалендарь». Он был рассчитан на 21 день и каждый день содержал задание. Например, «Посмотрите мультипликационный фильм «Крошка Енот». Обсудите — какие эмоции испытывают герои и почему». «Нарисуйте счастливого или сердитого снеговика и присылайте фото своих рисунков». Задания, подбирались с учетом буднего и выходного дня и по принципу доступности — опросы, селфи, игры и т. д. Дети активно участвовали в саду с помощью воспитателей и сами привлекали своих родителей, порой требуя выполнить предложенное задание или записать, или сфотографировать. В январе был подведен итог, и самые активные дети были награждены небольшими подарками. Но основной результат, это то, что дети и родители стали более эмоционально раскрепощенные и коммуникабельные. Для того чтобы привлечь детей с ОВЗ с родителями, были проведены индивидуальные консультации и беседы как в учреждении, так и посредством личных сообщений в ВК и в Viber. Цель — сделать из родителей союзников и полноценных партнеров, осознанно подходящих к поручениям.

Достаточно часто на странице сообщества мы публикуем консультации по теме развития эмоциональной сферы и социализации детей дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ, и для закрепления теории предлагаем игровые приемы, игры, упражнения. В игры мы учим детей играть в саду, а закреплять дома. Для ребенка с ОВЗ это возможность расширить зону ближайшего развития и в спокойной семейной обстановке, в индивидуальном темпе выступить в роли ведущего, организатора, лидера. Такая практика постепенно наполняет ребенка ресурсами и потенциалом, который он может применить в группе в детском саду, на площадке или в кругу знакомых и близких. Игры объединены под #СемейнаяИгротека. Близко к этому рубрика #ПовторитеДома. Здесь также предлагаются картинки, мультфильмы, ситуации, темы для бесед и примерные вопросы, которые взрослый может задать ребенку. Для того чтобы понимать, какие темы интересны родителям и какие игры нашли больший отклик и дали ощутимый результат, мы регулярно проводим опросы. Так как обратили внимание, что опросы, всегда популярнее у родителей, чем анкеты.

Таким образом, мы убеждены, что взаимодействие с родителями, используя возможности социальных сетей для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ, очень эффективно. Это многосторонний способ связи, поскольку родители не только видят размещаемые сообщения, опросы, фото, репортажи и т. д., но и являются активными участниками, так как имеют возможность комментировать, делиться мнением друг с другом. К положительным сторонам также относится:

— сообщения доступны для просмотра всем участникам группы; можно вести дискуссию;

— ознакомиться с информацией и написать свое мнение можно в любое удобное время суток;

— есть возможность в комфортной обстановке сделать выводы; выполнить задание в оптимальном темпе, с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей ребенка;

— можно выкладывать видео и фото;

— высокая скорость доставки информации.

— в зависимости от цели можно решать самые разные задачи.

Итак, востребованность и популярность социальных сетей очевидна. И умение использовать и применять их функции и сервисы дает возможность сделать работу педагога в частности и образовательного учреждения в целом более интересной, мобильной, разносторонней, многозадачной и результативней.

Литература:

  1. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. / И. Н. Андреева. БХВ, Петербург, 2022.
  2. Колдина, Д. Н. Социально-эмоциональное развитие детей. / Д. Н. Колдина. Мозаика kids издательство, 2017.

Похожие статьи

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей дошкольника

В данной статье рассматриваются актуальные тенденции, проблемы и перспективы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития дошкольного образования. Особое внимание уделяется изменениям, внесенным Федеральной образовательной прогр...

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Статья рассматривает важность взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением для эффективного и гармоничного развития каждого ребенка и создания благоприятной атмосферы в коллективе. Статья также описывает основные цели и задачи взаимо...

Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...

Практика административной поддержки и методической помощи педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, в направлении минимизации профессиональных дефицитов

В статье авторы рассматривают диагностические процедуры, программу наставничества и психолого-педагогическое сопровождение оптимизации профессиональных взаимодействий как эффективную практику минимизации профессиональных дефицитов у педагогов.

Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ

В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Похожие статьи

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей дошкольника

В данной статье рассматриваются актуальные тенденции, проблемы и перспективы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития дошкольного образования. Особое внимание уделяется изменениям, внесенным Федеральной образовательной прогр...

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Статья рассматривает важность взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением для эффективного и гармоничного развития каждого ребенка и создания благоприятной атмосферы в коллективе. Статья также описывает основные цели и задачи взаимо...

Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...

Практика административной поддержки и методической помощи педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, в направлении минимизации профессиональных дефицитов

В статье авторы рассматривают диагностические процедуры, программу наставничества и психолого-педагогическое сопровождение оптимизации профессиональных взаимодействий как эффективную практику минимизации профессиональных дефицитов у педагогов.

Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ

В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...