В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам с затруднениями в организации образовательной работы с детьми; дается описание основных характеристик коучинг-сессии, возможности использования данной формы в формировании профессиональных компетенций педагогов.
Ключевые слова: коучинг-сессия, методическая работа, формы и методы педагогической помощи, педагогический коллектив, профессиональные компетенции.
The article examines scientific approaches to solving the problem of improving methodological work with the teaching staff to improve their teaching skills; lists the main forms and methods of providing pedagogical assistance to teachers with difficulties in organizing educational work with children; the description of the main characteristics of the coaching session, its use in the formation of professional competencies of teachers is given.
Keywords: coaching session, methodological work, forms and methods of pedagogical assistance, teaching staff, professional competencies.
Эффективность образовательного процесса обеспечивается профессионализмом педагогических работников, плавным вхождением начинающего педагога в профессию, сопровождением в дальнейшем профессионального становления и развития педагогов.
Совершенствование системы повышения профессионального мастерства педагогов ориентирует администрацию образовательных организаций на поиск эффективных форм методической помощи педагогическому коллективу с целью развития профессиональной компетентности, педагогического мастерства, коммуникативных навыков, творческого потенциала, полноценной самореализации в избранной профессии.
Повышение уровня профессионализма педагогов является важным направлением деятельности методической работы, представляет собой важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, помимо прочего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой активности.
О. С. Антонова [1], Е. В. Губанова [2], О. В. Зиневич [3], В. Н. Ломакина [4], А. В. Назаров [5], К. А. Черкашева [6] и другие ученые рассматривают повышение уровня профессионализма педагогов важным звеном в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, активизации личности педагога, развития его творческой активности. Исследователи проблемы отмечают, что для повышения педагогического мастерства педагогического коллектива необходимо использовать инновационные технологии, способствующие раскрытию педагогического потенциала специалистов образовательных учреждений.
Е. В. Губанова [2] рассматривает такие формы и методы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства как: консультации, семинары, ринги, «справочное бюро», конференции, заседания научного совета, курсы повышения квалификации, школа педагогического мастерства, тренинги, решение дилемм, проблемных ситуаций и другие.
О. С. Антонова [1], К. А. Черкашева [6] и др. считают, что одной из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами является коучинг-сессия, способствующая созданию условий для повышения результативности педагогической деятельности, саморазвития и самообразования педагогов.
О. В. Зиневич [3] определяет коучинг-сессию как коммуникативную работу, которую коуч проводит с клиентом или группой клиентов.
«Коуч» — слово венгерского происхождения, получило распространение в Англии в ХVI в., означало «повозка» [7].
Коуч (coach) с английского в большинстве словарей переводят как: а) дилижанс, вагон, доставляющий по назначению; б) тренер в профессиональном спорте, задача которого не столько в том, чтобы обучить «держать клюшку», сколько обучить выигрывать и добиваться максимальных результатов, сопровождать спортсмена в достижении результатов.
Коуч — персональный тренер, помогающий работнику в самореализации, определении и увеличении своего профессионального и личностного потенциала, повышении результативности деятельности. Коуч помогает поставить конкретные цели и осуществить необходимые действия для их достижения, а также избавиться от психологических барьеров (ограничивающих убеждений, неуверенности, подавленности, переживаний).
Система вопросов, совместное обсуждение проблемных ситуаций побуждает собеседников к самостоятельным выводам, принятию решений для преодоления имеющихся проблем.
А. В. Назаров [5] рассматривает основные подходы к реализации коучинга-сессии на примере технологии GROW (автор Джон Уитмор). Данная модель была разработана для специалистов сферы бизнеса, но в настоящее время успешно применяется в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе и в системе методической работы образовательных организаций.
Название модели происходит от английского слова «GROW» («расти»), которая представляет собой аббревиатуру следующих значений:
(G) Goal — постановка задач и целей. Первый этап коучинг-сессии заключается в определении проблемы как целевой задачи оказания методической помощи педагогам.
(R) Reality — изучение текущей ситуации. На основе наблюдений, опросов, результатов образовательной работы анализируются и фиксируются показатели текущей ситуации.
(O) Options– обзор возможных вариантов достижения задуманного. В ходе обсуждений проводится обзор альтернативных вариантов в решении проблемы, определение рисков и барьеров, препятствующих и затрудняющих их решение, выявляются потенциалы, ресурсы для их преодоления.
(W) Way/Will– определение намерений. На этом этапе составляется дорожная карта с промежуточными целями и сроками выполнения, определяются критерии и показатели эффективности, варианты корректировки содержания, форм и методов реализации дорожной карты.
Ведущей формой коучинг-сессии в данном случае является индивидуальное и групповое взаимодействие в ходе бесед, консультаций, обсуждений, обмена мнениями.
Ведущими методами коучинг-сессии являются проблемно-поисковый метод, мозговой штурм, метод аналогий, метод планирования, методы решения проблемных ситуаций, диагностики, анализа, корректировки, самоанализа, самооценки и самоконтроля.
Коуч-сессия способствует созданию условий для повышения результативности педагогической деятельности, содействует саморазвитию и самообразованию, формирует осознание ключевых моментов целевого результата, развивает педагогическое творчество, мотивацию к профессиональному росту.
Литература:
- Антонова О. С. Коучинг личностного роста / О. С. Антонова. — URL: https://hrtime.ru/material/personalnyy-kouching-kouching-dlia-rukovoditeley-kouching-lichnostnogo-r-4964/ (дата обращения 13.11.2020)
- Губанова Е. В. Подготовка к применению профстандартов: действия руководителя / Е. В. Губанова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. — 2016.– № 5.– С. 58–64.
- Зиневич О. В. Коучинг как средство саморазвития личности/ О. В. Зиневич, Э. Д. Петрова. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kouching-kak-sredstvo-samorazvitiya-lichnosti (дата обращения 11.12.2020)
- Ломакина В. Н. Методическая работа в ДОУ / В. Н. Ломакина. — М.: Сфера, 2016. — 224 с.
- Назаров А. В. Методы коучинга / А. В. Назаров. — URL: http://psikonsalting.ru/articles/metody-kouchinga/(дата образения 29.11.2020)
- Черкашева К. А. Встреча с коучем/ К. А. Черкашева. — URL: https://ubo.ru/articles/?cat=99&pub=3286 (дата обращения 22.11.2020)
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: ИКАР. 2009.
- Абдрашитова Л. Б. Коучинг как стиль управления в дошкольной образовательной организации / Л. Б Абдрашитова. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kouching-kak-stil-upravleniya-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii/viewer (дата обращения 16.04.2021)