Коуч-наставничество как инновационный инструмент развития профессиональной культуры будущего педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гордиенко, Н. В. Коуч-наставничество как инновационный инструмент развития профессиональной культуры будущего педагога / Н. В. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38210/ (дата обращения: 16.11.2024).



В эпоху молниеносных перемен в системе образования, как в дошкольном, так и в образовании высшей школы, знания и непрерывное обучение сегодня стали важнейшими компонентами успеха. При подготовке будущего бакалавра по ФГОС ВО система высшего образования фиксируется на формировании компетенций в личности. Квалифицированные выпускники ВУЗов – это профессионалы, обладающие капиталом в виде знаний, навыков и инновационных технологий.

Коучинг — является именно тем комплексом мероприятий, который разрешает построить эффективный и устойчивый процесс передачи опыта, знаний, развития навыков от профессиональных педагогов к студентам педагогических профессий.

«Коучинг, Коуч» в переводе с английского (coach) означает «тренер», «инструктор».

Коуч-наставничество — это устойчивое сотрудничество, которое поддерживает ориентацию на достижение реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни 1, 57.

Посредством процесса коучинга педагоги расширяют свои знания, повышают свой КПД и совершенствуют качество жизни. В деятельности ВУЗов идея коучинга применяется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых специалистов, консультаций по профессиональным вопросам.

Между обычным консультированием и коуч-наставничеством существует разница, которая заключается в том, что последний является активной формой обучения, обращенной на личностную поддержку профессиональной деятельности.

Коуч поддерживает педагога в усвоении навыков, необходимых для максимальной реализации своей личности в профессии.

Консультант же, использующий коучинг-методику, обязан иметь опыт тренинговой деятельности консультирования, чаще им становится преподаватель ВУЗа. Процедура коуч-наставничества предъявляет преподавателю следующие требования: эмпатичный и поддерживающий, быстро устанавливающий контакт и доверительные отношения, тактичный и корректный, умеющий задавать уточняющие и проясняющие (сильные) вопросы, внимательный, вдохновляющий и мотивирующий на достижения, позитивный, обеспечивающий эффективную обратную связь, терпеливый, ориентирующийся на результат, объективный, ответственный, обладающий навыком планирования и постановки целей, интуитивный, демонстрирующий коммуникативную компетентность.

Ключевая идея коуч-наставничества охватывается глубинные основы, базирующиеся на психологических принципах и моделях, содействует пониманию и осмыслению человеком собственных возможностей, которые возможно реализовать в профессиональной сфере своей деятельности.

Важно помнить, что коучинг — это зона, свободная от советов... коучинг точнее всего обусловливается вопросом — «что ты будешь делать в той или иной ситуации»?

В коучинге принцип «Сделай за меня» абсолютно не действует, здесь будущий педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы.

Основная задача коуча — найти ресурс, применить потенциал и развивать его2, 82.

Критерием эффективности коучинга является достижение цели, поставленной педагогом, и его субъективное удовлетворение.

На современном этапе реформирования системы высшего образования не один ВУЗ не может обойтись без современных технологий в управлении, в обучении и воспитании студенчества. Современность предъявляет высокие требования не только к подготовке выпускника, но и оценке его личностных качеств и достижений.

Апробация методики коучинга для подготовки к профессии будущих педагогов — оптимальная сфера для применения инновационных технологий в психолого-педагогической области. Студент — педагог, получивший консультацию специалиста, а также изучающий приемы коучинга в научном студенческом объединении может самостоятельно решать большинство профессиональных проблем, вносить значимый вклад в работу детского сада, школы, стараться освоить новые профессиональные области. Опыт указывает, что коуч — наставничество принадлежит к тем результативным инструментам, которые содействуют расширению круга созидательно работающих педагогов, разработке и реализации педагогических технологий и дифференцированию содержания образования, а так же механизмом реализации кадровой политики.

Студенческое научное сообщество «Коучинг-сессия и квик-настройка в профессиональной деятельности педагога», реализуемое в Железноводском филиале Ставропольского Государственного Педагогического Института — это серия встреч и бесед, которые помогают будущим педагогам лучше понять свою роль и место, раскрыть свой потенциал в целях решения поставленной перед ними профессионально-личностной задачи.

Использование коучинг-сессии оказать содействие в развитии профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и педагогической культуры, формирует познавательную активность студенчества и новаторское отношение к внедрению актуальных форм работы в образовательном учреждении, а также воспитание средствами исследовательской деятельности этических качеств личности студента позволяет ему активно повышать уровень интеллектуальных способностей и общей культуры.

Таким образом, использование коучинг-наставничества при подготовке студентов педагогических профессий является средством управления педагогическими ресурсами в контексте роста и развития их профессионального мастерства.

Литература:

  1. Е.Г Горшкова, О. В. Бухаркова. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса. — СПб: Речь, 2012. — 234 с.
  2. Джон Уитмор. Коучинг высокой эффективности. МАК: 2015. — 124 с.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, педагог.


Похожие статьи

Акмеология как продуктивный метод формирования профессиональной карьеры будущего учителя

Портфолио как современная образовательная технология и средство мотивации личностного развития

Сторителлинг как эффективный инструмент обучения, развития креативного мышления и речи на уроках русского языка

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса

Портфолио как результат формирования культуры самостоятельной работы школьника

Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании

Профессионально-педагогический кейс как модель самореализации будущего педагога по ФК

Роль преподавателя в стимулировании коммуникативной компетентности будущего специалиста

Патентование как способ охраны интеллектуальной собственности и его роль в инновационной деятельности

Музыкальная информатика как структурная единица в системе подготовки будущего музыканта-исполнителя

Похожие статьи

Акмеология как продуктивный метод формирования профессиональной карьеры будущего учителя

Портфолио как современная образовательная технология и средство мотивации личностного развития

Сторителлинг как эффективный инструмент обучения, развития креативного мышления и речи на уроках русского языка

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса

Портфолио как результат формирования культуры самостоятельной работы школьника

Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании

Профессионально-педагогический кейс как модель самореализации будущего педагога по ФК

Роль преподавателя в стимулировании коммуникативной компетентности будущего специалиста

Патентование как способ охраны интеллектуальной собственности и его роль в инновационной деятельности

Музыкальная информатика как структурная единица в системе подготовки будущего музыканта-исполнителя

Задать вопрос