В статье представлены подходы к разработке программы саморазвития молодого педагога, которая выступает основой деятельности наставнической пары посредством личных встреч.
Ключевые слова: программа саморазвития педагога, педагогический тандем, тандемная пара, личная встреча.
Саморазвитие молодого учителя — это осознанный процесс работы над собой, нацеленный на развитие профессионально-значимых качеств в соответствии с требованиями к профессии педагога и программой личностного роста.
Саморазвитие педагога во многом зависит от его собственного желания и стремления в формировании себя как личности. Однако, молодой учитель в современном учительском сообществе не всегда имеет возможность «заявить» о себе, получить совет опытного коллеги. Чтобы в школьной среде начинающий педагог мог чувствовать себя комфортно, и чтобы ускорить процесс включения в профессиональную деятельность, ему, несомненно, нужен наставник.
Создавая наставническую пару, мы исходили из того, что наставник в идеале — это:
– мотиватор — поведенческая модель;
– навигатор — человек, помогающий найти свой путь в профессии;
– фасилитатор — носитель востребованного жизненного и образовательного опыта.
Только такой педагог может обрести право стать наставником молодого учителя. Не случайно, форму взаимодействия мы назвали «педагогический тандем» (от англ. tandem — велосипед для двоих; в широком смысле — союз, содружество, необходимое для достижения общих целей), а механизм взаимодействия обозначили понятием «личная встреча».
Личная встреча предполагает духовно-нравственное сближение наставника с наставляемым, которое может быть достигнуто, если наставник:
– будет способным принимать своего подопечного в его достижениях и затруднениях;
– стремится быть предельно современным;
– является образцом постижения нового, примером творческого отношения, способности работать в команде [1].
Основой взаимодействия наставника и наставляемого (мы называем себя «тандемной парой») выступает программа саморазвития педагога [2]. Цель программы мы определили как прогнозирование развития своих личностных и профессиональных качеств с опорой на укрепление достоинств и устранение недостатков.
Результаты проведенной самодиагностики помогли увидеть положительные черты молодого учителя, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности и «проблемные точки», требующие работы над собой.
Самодиагностика показала:
– средний уровень самооценки и потребности в достижениях;
– умеренную личностную тревожность;
– достаточную открытость для общения;
– высокий уровень эмоциональности, выражающийся в смене настроения;
– практичность;
– прямолинейность, которая мешает приобретению желаемого статуса в коллективе;
– достаточно развитую способность решать проблемы.
Посредством заключения личного контракта-обязательства мы наметили пути и способы работы над собой молодого педагога, объединив их в три блока:
- Блок «Деятельность»: вести личный план на неделю; постепенно включать инновационные методы работы; создавать свой методический портфель; чаще задавать вопрос «Почему?» и т. п.
- Блок «Личность»: с целью развития воли определять мини-задания и четко выполнять их в течение дня, недели, месяца; в целях тренировки уверенности в себе не стесняться демонстрировать свои достоинства и др.
- Блок «Общение»: учиться улавливать настроение собеседника; запоминать детали разговора; не бояться конфликтов; больше читать и др.
В программу наставничества мы включили также план взаимодействия наставнической пары, в котором через определение проблемного поля (задач) саморазвития, содержания работы наставляемого и определение инструментария наставника, мы спроектировали деятельность по следующим направлениям: разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; исследование индивидуальной научно-методической темы; участие в системе школьной научно-методической работы и вне школы; повышение квалификации и аттестация педагога.
Приступая к реализации плана взаимодействия наставнической пары, мы пришли к обоюдному согласию о принципах педагогического взаимодействия, среди которых:
– доверие — психологическое состояние уверенности в доброжелательности Другого; ожидание, что Другой ведёт себя честно;
– экологичность — открытость контактов, наличие возможностей для проявления внутренней свободы, ссылка на успешные действия и мысли наставляемого, уважение личностного пространства, защищенность от стрессовых переживаний;
– этическое богатство отношений — насыщенность отношений внимательностью, эмпатией, интеллигентностью, культурой общения и речи;
– со-участие — снятие барьеров и различий в статусе наставника и наставляемого, обоюдное взаимовыгодное сотрудничество, сотворчество.
Мы убеждены, что постепенное развертывание «внутренних сил» наставляемого через участие в научно-образовательных сессиях и презентационных площадках, проведение открытых занятий и пр., будут совершенствоваться его личностные качества, а «через личностное вырастает профессиональное».
Литература:
- Лельчицкий И. Д. Миссия учителя в развитии современного детства / И. Д. Лельчицкий // Пространство детства: современность и будущее: сборник материалов I Всероссийской науч.-практ. конф. — Москва-Тула, 2014. — С. 143–144.
- Судакова А. А. Личностно-профессиональное становление преподавателя педагогического колледжа в научно-методической работе. — Чита: Поиск. — 2007. — 240 с.