Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Златокрылец, Т. Г. Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника / Т. Г. Златокрылец, И. А. Черных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104982/ (дата обращения: 16.12.2024).



Единственный разумный способ обучать

людей — это подавать им пример.

Альберт Эйнштейн

2023 год в России был провозглашён как год наставника и педагога Президентом Путиным ещё в 2021 году. По словам Президента, «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога». [2]

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросли требования к личности педагога и его профессиональным качествам. [1]

Дошкольное образовательное учреждение оказывает образовательные услуги по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Профессионализм педагогов необходим для эффективной организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Молодые педагоги, пришедшие на работу в дошкольное образовательное учреждение, сталкиваются с разными проблемами: имеются трудности в адаптации к новому коллективу, ведении многих документов, организации учебной деятельности, в написании планов и конспектов, а также грамотном применении знаний на практике. Исходя из вышеперечисленного, чтобы обеспечить профессиональный рост, выявилась необходимость найти определённую форму работы с молодыми педагогами.

Особенность работы начинающих педагогов заключается в том, что в первый день они полностью выполняют все служебные обязанности и несут ответственность вместе с опытными педагогами с многолетним стажем работы. [3]

Организация наставничества является эффективным и результативным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молодого педагога проходит на рабочем месте под руководством наставника, который создает организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального развития.

Начинающему педагогу наставничество дает возможность получить поддержку опытного педагога, укрепить уверенность в собственной состоятельности и профессиональной компетентности. [3]

Цель наставничества — помочь молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении. Наставничество начинающему педагогу дает возможность получить поддержкой более опытного коллеги, повысить его профессиональные компетенции и позволяет передать педагогу-наставнику — свой педагогический опыт. Только от опытного специалиста молодой специалист на рабочем месте может получить помощь, как практическую, так и теоретическую.

Назначение наставника должно производиться по обоюдному согласию наставника и молодого специалиста. Очень важна психологическая совместимость наставника и молодого специалиста. Перед наставником ставится целый ряд задач: заинтересовать профессией педагога, ускорить процесс профессионального развития, помочь адаптироваться в новой команде. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования. [4]

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество — это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.

Система наставничества успешно применяется в МДОУ д/с № 80. На протяжении двух лет опытные педагоги ДОУ были наставниками для молодых специалистов. Наиболее сложным этапом в работе как молодого специалиста, так и наставника является практика. В это время необходимо эмоционально поддержать молодого специалиста, укрепить веру в свои силы, а самое главное, найти взаимопонимание. Наставник знакомит молодого специалиста с детским садом, с оформлением и ведением документации. Демонстрация деятельности осуществляется таким образом, что воспитатель постепенно вовлекается в работу, набираясь опыта в работе с детьми.

Наставник обращает внимание на то, что в его работе есть помощники не только в лице старшего воспитателя и наставника, но и его коллега с практическим опытом тоже может быть помощником. Нельзя забывать о том, что работа молодого специалиста строится под руководством и в тесной связи с воспитателем.

Когда молодой специалист начинает работать в своей группе, наставник посещает отдельные моменты режима, ООД. После просмотра вместе с молодым специалистом они анализируют, обсуждают, какие ошибки были допущены, как их устранить.

В дальнейшем молодой специалист изучает не только опыт наставника, но и других коллег. Молодого специалиста приглашают на методические объединения воспитателей, творческие доклады, привлекают к работе в творческих группах, для подготовки педагогических советов. [3]

По мере того как молодой специалист начинает все больше и больше вовлекаться в работу, положительная оценка наставника становится более важной, чем когда-либо. Здесь важно замечать даже небольшие успехи — дети быстро и аккуратно убирают игрушки, не забывают благодарить за помощь, педагоги стараются быстро прийти на помощь детям в разрешении конфликтов, продумывании предварительной работы, игровых приемов. Похвала укрепляет уверенность в себе, повышает интерес к профессии. На завершающем этапе наставник анализирует свою работу, выявляет недостатки и планирует работу по их устранению. При необходимости привлекаются и другие специалисты дошкольного учреждения (логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог). [4]

Результатами введения системы наставничества в нашем учреждении являются:

— система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника, а также узких специалистов и администрации учреждения;

— копилка эффективных форм и методов работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;

— работа молодого воспитателя по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

— необходимая помощь и поддержка начинающему педагогу на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.

Проанализировав использование системы наставничества в ДОУ, мы сделали вывод, что данная работа позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

Педагоги МДОУ д/с № 80 являются не только наставниками молодых педагогов ДОУ, но и студентов ФГБОУ ВО ВГСПУ. С целью формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности педагоги проводят мастер-классы, в которых принимают участие студенты всех курсов факультета дошкольного и начального образования, особое внимание обращено на студентов начальных курсов. Педагоги обсуждают современный образ воспитателя дошкольной образовательной организации, современные технологии организации образовательного процесса в детском саду, возможности использования интерактивного оборудования, с целью развития познавательного и творческого потенциала детей, о перспективах данной профессии и точках роста. Рис. 1, 2.

, 2. Проведение мастер-классов для студентов ФГБОУ ВО ВГСПУ , 2. Проведение мастер-классов для студентов ФГБОУ ВО ВГСПУ

Рис. 1, 2. Проведение мастер-классов для студентов ФГБОУ ВО ВГСПУ

Весной 2023 г. на базе МДОУ д/с № 80 прошла педагогическая практика студентов 1 курса ФГБОУ ВО ВГСПУ по профилю «Педагогика и психология дошкольного образования» с возможностью разработки заданий для студентов с использованием ключевых идей геймификации. Рис. 3, 4.

, 4. Педагогическая практика студентов ФГБОУ ВО ВГСПУ в МДОУ д/с № 80

, 4. Педагогическая практика студентов ФГБОУ ВО ВГСПУ в МДОУ д/с № 80

Рис. 3, 4. Педагогическая практика студентов ФГБОУ ВО ВГСПУ в МДОУ д/с № 80

Геймификация — это использование элементов игры и технологий создания игр в неигровом контексте. В основе обновленного формата проведения практики был использован фантастический сюжет одной из книг известного российского писателя-фантаста С. Тармашева. Студенты перевоплотились в «Пробужденных», педагоги детского сада стали «Иллюзорными», преподаватели ВГСПУ обрели силу «Сияющих».

Педагоги ДОУ познакомили студентов с работой театрально-анимационного блока «Союзмультфильм», попробовали различные техники анимации: песочная, эбру, пластилиновая, теневая. В индивидуальной и групповой работе на протяжении 6 дней создавались буктрейлеры различных видов: неигровые, игровые, анимационные. Оттачивалось мастерство «Пробужденных» в создании видеоряда, озвучивания героев буктрейлеров, монтажа. «Иллюзорные» (педагоги ДОУ) создавали ситуации творческого взаимодействия «Пробужденных», которые в сочетании с напряженной индивидуальной работой обеспечили эмоциональный подъем, а также высокую продуктивность каждого дня практики. Каждый день студенты получали от педагогов «звезды» за выполненные задания, количество звезд обеспечивало переход на различные уровни в игровом сюжете.

Завершающий день практики прошёл на базе МДОУ д/с № 80. «Иллюзорные» (педагоги ДОУ) организовали Фестиваль буктрейлеров «Книга в кадре». Это мероприятие стало достойным финальным аккордом прошедшей практики. Участвовали все: студенты, воспитатели, преподаватели и дошкольники. Все радовались от души, поскольку мероприятие было проникнуто духом творчества, фантазии, импровизации и артистизма. Рис. 5.

Фестиваль буктрейлеров «Книга в кадре» в МДОУ д/с № 80

Рис. 5. Фестиваль буктрейлеров «Книга в кадре» в МДОУ д/с № 80

Таким образом, использование системы наставничества позволяет воспитателям и будущим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, обеспечить правильный выбор профессии, наладить эффективное сотрудничество с коллегами, доказать, что эта система приносит наставнику не меньшую пользу.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Указ Президента РФ от 27 июня 2022 г. N 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника».
  3. Вагин И. О. Наставничество; Студия АРДИС — Москва, 2014. — 692 c.
  4. Савочка Филипп. Воспитание лидера. Наставничество-3; Киев — Москва, 2003. — 317 c.
Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, педагог, наставник, работа, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, начинающий педагог, дошкольное образование, профессиональное развитие, студент.


Похожие статьи

Наставничество как один из аспектов непрерывного роста профессионального мастерства современных педагогов

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов

Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста

Взаимодействие методической службы с педагогом как условие развития его профессиональной компетенции

Художественный ручной труд в системе дополнительного образования как средство формирования творческой личности

Проектная деятельность как результат компетентностного подхода к образованию школьников

Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов

Интегрированный урок как одно из условий реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика

Модель наставничества «Педагогический дуэт» как эффективная форма профориентационной работы в школе

Похожие статьи

Наставничество как один из аспектов непрерывного роста профессионального мастерства современных педагогов

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов

Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста

Взаимодействие методической службы с педагогом как условие развития его профессиональной компетенции

Художественный ручной труд в системе дополнительного образования как средство формирования творческой личности

Проектная деятельность как результат компетентностного подхода к образованию школьников

Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов

Интегрированный урок как одно из условий реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика

Модель наставничества «Педагогический дуэт» как эффективная форма профориентационной работы в школе

Задать вопрос