Единственный разумный способ обучать
людей — это подавать им пример.
Альберт Эйнштейн
2023 год в России был провозглашён как год наставника и педагога Президентом Путиным ещё в 2021 году. По словам Президента, «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога». [2]
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросли требования к личности педагога и его профессиональным качествам. [1]
Дошкольное образовательное учреждение оказывает образовательные услуги по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Профессионализм педагогов необходим для эффективной организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Молодые педагоги, пришедшие на работу в дошкольное образовательное учреждение, сталкиваются с разными проблемами: имеются трудности в адаптации к новому коллективу, ведении многих документов, организации учебной деятельности, в написании планов и конспектов, а также грамотном применении знаний на практике. Исходя из вышеперечисленного, чтобы обеспечить профессиональный рост, выявилась необходимость найти определённую форму работы с молодыми педагогами.
Особенность работы начинающих педагогов заключается в том, что в первый день они полностью выполняют все служебные обязанности и несут ответственность вместе с опытными педагогами с многолетним стажем работы. [3]
Организация наставничества является эффективным и результативным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молодого педагога проходит на рабочем месте под руководством наставника, который создает организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального развития.
Начинающему педагогу наставничество дает возможность получить поддержку опытного педагога, укрепить уверенность в собственной состоятельности и профессиональной компетентности. [3]
Цель наставничества — помочь молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении. Наставничество начинающему педагогу дает возможность получить поддержкой более опытного коллеги, повысить его профессиональные компетенции и позволяет передать педагогу-наставнику — свой педагогический опыт. Только от опытного специалиста молодой специалист на рабочем месте может получить помощь, как практическую, так и теоретическую.
Назначение наставника должно производиться по обоюдному согласию наставника и молодого специалиста. Очень важна психологическая совместимость наставника и молодого специалиста. Перед наставником ставится целый ряд задач: заинтересовать профессией педагога, ускорить процесс профессионального развития, помочь адаптироваться в новой команде. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования. [4]
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество — это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.
Система наставничества успешно применяется в МДОУ д/с № 80. На протяжении двух лет опытные педагоги ДОУ были наставниками для молодых специалистов. Наиболее сложным этапом в работе как молодого специалиста, так и наставника является практика. В это время необходимо эмоционально поддержать молодого специалиста, укрепить веру в свои силы, а самое главное, найти взаимопонимание. Наставник знакомит молодого специалиста с детским садом, с оформлением и ведением документации. Демонстрация деятельности осуществляется таким образом, что воспитатель постепенно вовлекается в работу, набираясь опыта в работе с детьми.
Наставник обращает внимание на то, что в его работе есть помощники не только в лице старшего воспитателя и наставника, но и его коллега с практическим опытом тоже может быть помощником. Нельзя забывать о том, что работа молодого специалиста строится под руководством и в тесной связи с воспитателем.
Когда молодой специалист начинает работать в своей группе, наставник посещает отдельные моменты режима, ООД. После просмотра вместе с молодым специалистом они анализируют, обсуждают, какие ошибки были допущены, как их устранить.
В дальнейшем молодой специалист изучает не только опыт наставника, но и других коллег. Молодого специалиста приглашают на методические объединения воспитателей, творческие доклады, привлекают к работе в творческих группах, для подготовки педагогических советов. [3]
По мере того как молодой специалист начинает все больше и больше вовлекаться в работу, положительная оценка наставника становится более важной, чем когда-либо. Здесь важно замечать даже небольшие успехи — дети быстро и аккуратно убирают игрушки, не забывают благодарить за помощь, педагоги стараются быстро прийти на помощь детям в разрешении конфликтов, продумывании предварительной работы, игровых приемов. Похвала укрепляет уверенность в себе, повышает интерес к профессии. На завершающем этапе наставник анализирует свою работу, выявляет недостатки и планирует работу по их устранению. При необходимости привлекаются и другие специалисты дошкольного учреждения (логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог). [4]
Результатами введения системы наставничества в нашем учреждении являются:
— система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника, а также узких специалистов и администрации учреждения;
— копилка эффективных форм и методов работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
— работа молодого воспитателя по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
— необходимая помощь и поддержка начинающему педагогу на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.
Проанализировав использование системы наставничества в ДОУ, мы сделали вывод, что данная работа позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.
Педагоги МДОУ д/с № 80 являются не только наставниками молодых педагогов ДОУ, но и студентов ФГБОУ ВО ВГСПУ. С целью формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности педагоги проводят мастер-классы, в которых принимают участие студенты всех курсов факультета дошкольного и начального образования, особое внимание обращено на студентов начальных курсов. Педагоги обсуждают современный образ воспитателя дошкольной образовательной организации, современные технологии организации образовательного процесса в детском саду, возможности использования интерактивного оборудования, с целью развития познавательного и творческого потенциала детей, о перспективах данной профессии и точках роста. Рис. 1, 2.
Рис. 1, 2. Проведение мастер-классов для студентов ФГБОУ ВО ВГСПУ
Весной 2023 г. на базе МДОУ д/с № 80 прошла педагогическая практика студентов 1 курса ФГБОУ ВО ВГСПУ по профилю «Педагогика и психология дошкольного образования» с возможностью разработки заданий для студентов с использованием ключевых идей геймификации. Рис. 3, 4.
Рис. 3, 4. Педагогическая практика студентов ФГБОУ ВО ВГСПУ в МДОУ д/с № 80
Геймификация — это использование элементов игры и технологий создания игр в неигровом контексте. В основе обновленного формата проведения практики был использован фантастический сюжет одной из книг известного российского писателя-фантаста С. Тармашева. Студенты перевоплотились в «Пробужденных», педагоги детского сада стали «Иллюзорными», преподаватели ВГСПУ обрели силу «Сияющих».
Педагоги ДОУ познакомили студентов с работой театрально-анимационного блока «Союзмультфильм», попробовали различные техники анимации: песочная, эбру, пластилиновая, теневая. В индивидуальной и групповой работе на протяжении 6 дней создавались буктрейлеры различных видов: неигровые, игровые, анимационные. Оттачивалось мастерство «Пробужденных» в создании видеоряда, озвучивания героев буктрейлеров, монтажа. «Иллюзорные» (педагоги ДОУ) создавали ситуации творческого взаимодействия «Пробужденных», которые в сочетании с напряженной индивидуальной работой обеспечили эмоциональный подъем, а также высокую продуктивность каждого дня практики. Каждый день студенты получали от педагогов «звезды» за выполненные задания, количество звезд обеспечивало переход на различные уровни в игровом сюжете.
Завершающий день практики прошёл на базе МДОУ д/с № 80. «Иллюзорные» (педагоги ДОУ) организовали Фестиваль буктрейлеров «Книга в кадре». Это мероприятие стало достойным финальным аккордом прошедшей практики. Участвовали все: студенты, воспитатели, преподаватели и дошкольники. Все радовались от души, поскольку мероприятие было проникнуто духом творчества, фантазии, импровизации и артистизма. Рис. 5.
Рис. 5. Фестиваль буктрейлеров «Книга в кадре» в МДОУ д/с № 80
Таким образом, использование системы наставничества позволяет воспитателям и будущим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, обеспечить правильный выбор профессии, наладить эффективное сотрудничество с коллегами, доказать, что эта система приносит наставнику не меньшую пользу.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Указ Президента РФ от 27 июня 2022 г. N 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника».
- Вагин И. О. Наставничество; Студия АРДИС — Москва, 2014. — 692 c.
- Савочка Филипп. Воспитание лидера. Наставничество-3; Киев — Москва, 2003. — 317 c.