В статье представлен взгляд педагога на идею возрождения наставничества и его роль в становлении молодого специалиста.
Ключевые слова: наставник, наставничество.
Вопрос о необходимости развития наставничества в России как никогда актуален в 2023 году. В. В. Путин объявил этот год годом педагога, наставника. Глава государства считает, что вопросы о наставничестве — это всегда обращение в будущее: «Именно в вашу честь, в честь ваших коллег из всех регионов нашей большой страны, сотен тысяч замечательных, преданных своему делу людей, причем разных поколений, 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. И прежде всего, это замечательный повод сказать вам спасибо».
Действительно, задумываясь о передаче опыта молодым специалистам, мы закладываем почву для профессионального роста будущих поколений педагогов и учителей. Как отметил Президент, педагоги — это преданные своему делу люди, именно поэтому система наставничества так необходима в педагогической сфере деятельности, так как наставник передает не только знания, опыт и навыки, но и отношение к своему делу. Наставник способен вдохновить молодого педагога на развитие своих профессиональных качеств, а также показать на собственном примере, насколько важную роль играет педагог в развитии новых поколений.
Год педагога также приурочен к 200-летнему юбилею К. Д. Ушинского — классика отечественной педагогики. Ушинский подчеркивал важность наставничества и воспитания, ведь «педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека». Педагогика действительно подобна искусству, так как она позволяет воспитывать человечность и затрагивает душу воспитанника.
Обучение такому делу не заканчивается никогда. Ушинский утверждал, что педагог не должен измерять уровень своего опыта в количестве лет в профессии, потому что каждая новая задача в работе требует индивидуального подхода и участливого внимания, а не слепому следованию заученных методов. В этом отношении особо полезным выступает наставничество, так как оно подразумевает динамичный диалог между старшим и молодым поколением педагогов. Именно в процессе взаимодействия заключается секрет успешного наставничества.
Будучи наставником, старший специалист подготавливает молодого педагога к непростой полифункциональной деятельности и ставит для него правильные ориентиры. Уникальный опыт каждого отдельного наставника интенсифицирует процесс формирования профессиональных качеств у начинающего педагога. Наставничество, таким образом, оправдано не только научной методологией, но и традициями отечественного образования, в основе которого лежит передача нравственных ценностей новым поколениям.
Помимо передачи нравственных ценностей, наставничество помогает мотивировать молодого педагога на работу в учреждениях дошкольного образования. Наставник способствует формированию положительного образа работы с детьми, на собственном примере показывая, насколько разнообразен спектр инструментов для эффективного взаимодействия с дошкольниками. Это происходит и благодаря неформальному аспекту общения между наставником и молодым специалистом.
Наставничество органично вплетено в отечественную систему образования, как мы упоминали ранее, так как его суть отражена и в межпоколенных отношениях внутри семьи. Это наводит на мысль о том, насколько близок институт семьи к институту образования, особенно, если мы говорим о дошкольном образовании, когда семья принимает наиболее активное участие жизни и развитии ребенка. С точки зрения психологии, такой подход к наставничеству создает благоприятную почву для изучения эффективности наставничества на примере нескольких поколений.
Наставничество ускоряет процесс роста молодого педагога, позволяет ему быстрее вникнуть в сложную организацию рабочего процесса. В результате, молодой специалист максимально вовлекается в педагогическую работу, знакомится с культурной жизнью образовательного учреждения, становится более уверенным в своих способностях, а значит — более позитивно настроен на достижение личностного роста в рамках профессии и на раскрытие своего педагогического потенциала. Образовательная организация, в свою очередь, крайне заинтересована в таких сотрудниках, так как они положительно влияют на психологический климат во всем коллективе. О важности передачи системы мышления писал и Ушинский: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
Более того, наставничество формирует потребность в постоянном анализе своих и чужих знаний и методов, в проверке результатов педагогической деятельности, что благоприятно сказывается на динамике профессионального роста педагога. Важно отметить, что при вовлечении старшего педагога в процесс наставничества, он стремится не просто обучить основам практики в педагогике, а систематизировать свой опыт для более легкой передачи информации молодому специалисту. Подобную работу необходимо проводить каждому педагогу с многолетним опытом, так как это позволяет сохранить накопленный опыт сразу нескольких поколений и критическим взглядом оценить собственную работу.
Известно, что наставничество позволяет педагогам занять субъектную и объектную позицию. Принято считать, что молодой специалист в силу своего недостаточного опыта чаще всего занимает объектную позицию в наставничестве — перенимает новые знания, в то время, как наставник проявляет себя в субъектной позиции, так как вектор наставничество направлен от него.
Однако нам видится, что и наставник, и молодой педагог способны находиться в субъектной и объектной позиции одновременно. Это предположение обусловлено тем, что в процессе наставничества не только начинающий специалист получает новый опыт и знания, но и старший. Когда наставник передает знания и обучает навыкам другого специалиста, у него появляется возможность взглянуть на свой опыт под новым углом, подставить под сомнение привычные методы или же, напротив, убедиться в них.
Я на личном опыте убедилась в эффективности внедрения наставничества в жизнь образовательной организации. В этом учебном году я стала наставником молодого педагога. Вместе мы разрабатывали стратегию для эффективной практики, обсуждали методы обучения и анализировали результаты.
В ходе работы мы вместе проводили занятия с детьми: я проверяла планы занятий, подсказывала, как лучше организовать время. Я помогала подбирать упражнения в соответствии с уровнем детей. Особое внимание мы уделили тому, как вести себя в ситуации, когда дети теряют интерес к занятию, хотят отвлечься или не участвовать в процессе. Молодой педагог может растеряться в подобной ситуации в силу своего небольшого опыта. Однако под чутким присмотром наставника начинающий педагог начинает понимать, как правильно заинтересовать детей, как вовлечь их в процесс обучения и удержать их внимание.
Такие навыки сложно приобрести только на базе теории, поэтому присутствие наставника играет ключевую роль — именно он делится своим многолетним опытом и помогает начинающему педагогу обрести уверенность в своих компетенциях. Я бережно направляла свою подопечную, помогала следить за дисциплиной во время занятий, рассказывала об индивидуальных особенностях детей, о том, какие подходы лучше применять к каждому конкретному ребенку. Конечно, на протяжении всей педагогической деятельности педагогу приходится искать индивидуальный подход к каждому ребенку, но начать работу в этом направлении легче всего под присмотром наставника.
Более того, помимо работы с детьми, мы коснулись очень важной части педагогической деятельности, а именно процесса взаимодействия с родителями. Педагог находится в тесном контакте не только с дошкольниками, но и с их мамами и папами, которые тоже принимают активное участие в жизни образовательной организации. Общение с ними позволяет эффективнее настроить процесс коммуникации с детьми, узнать об их особенностях и привычках. Во время наставничества мы активно обсуждали значимость общения с родителями, так как педагог при работе с ребенком должен учитывать психологический климат в семье и быть тонким психологом, который при необходимости сможет скорректировать сложные взаимоотношения между взрослыми и детьми, а также направить родителей в нужное русло.
Как мы упоминали ранее, в процессе наставничества новый опыт получает не только начинающий педагог, но и старший специалист. Я убедилась в том, что общение с новым поколением педагогов обогащает мои профессиональные компетенции. Я вдохновилась тем, насколько молодой педагог замотивирован в личностном росте и насколько он заинтересован в развитии детей уже в начале своей карьеры. Наставничество помогло мне систематизировать накопленный опыт, пересмотреть привычные методы работы и по-новому взглянуть на старые приемы. Безусловно, этот опыт оказался полезным для меня в аспекте проверки собственных знаний, ведь передавать свой профессиональный опыт — это большая ответственность. Когда делишься знаниями с молодым специалистом, ты понимаешь, какое влияние можешь оказать на его дальнейший профессиональный путь: можно демотивировать специалиста, а можно вдохновить его на рост.
Одной из моих задач было показать, насколько ценной может быть отдача в нашей профессии, чтобы при встрече с трудностями, которые встречаются в любо работе, начинающий педагог не испугался препятствий, а помнил, что он является частью большого общественно важного дела — в развитии и воспитании нового поколения, а значит — будущего нашей страны.
Литература:
- Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества; Новая реальность — Москва, 2011.
- Вагин И. О. Наставничество; Студия АРДИС — Москва, 2014.
- Голицина Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. —Москва, 2004.
- Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества. Научно-педагогическое сопровождение, 2017.