В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.
Ключевые слова: компетентность, учитель, технология воспитания, инновации, профессионал, педагогика, знание.
Внедрение новых современных информационных технологий ставят перед наукой и практикой задачу существенных изменений в системе образования. Соответственно, изменения в образования делают необходимым повышение квалификации и профессионализма учителя и его профессиональной компетентности. В Национальной программе по подготовке кадров провозглашен приоритет профессионального образования и воспитания, повышения их качества. Для этого необходимо активизировать поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.
Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Каким методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решений уметь извлекать пользу из опыта осмысленно относиться к явлениям природы и общества т. е. реализовывать ключевые компетенции Какими профессионально- педагогическими компетенциями необходимо владеть учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие, при каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности, В наиболее общем понимании компетентность означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в надлежащих областях деятельности при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Компетентного учителя с позиций современного подхода к организации трудовой деятельности должно отличать критической мышлений т. е. способность среди множества решений выбрать оптимальное умение работать с информацией блоком прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиональных задач.
Рассмотрим несколько сформулированных учеными определений понятия профессиональной компетентности учителя:
Компетентность-это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности общении развитии (саморазвитии) личности [3].
Компетентным считается такой труд учителя, к котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств-с другой [2].
Компетентность-это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса [4].
Компетентность-это совокупность профессионально-педагогических компетенций [1].
Профессиональная компетентность учителя-это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Поэтому Учитель с большой буквы-одаренный педагог, настоящий профессионал. Стиль современного учителя-совместное творчество с учениками. Он-исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающейся и развивающейся детской среды. Основная цель современного педагога-подготовка разносторонне развитой личности гражданина страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
Таким образом компетентность современного учителя-это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творческое отношение к процессу обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения), искусства (актерство и ораторство). Неслучайно в настоящий время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя. Для развития профессиональной компетентности прежде всего нужна самостоятельная работа над собой, так как она способствует формированию следующих профессионально значимых умений:
Планирование деятельности, постановка целей, выявление трудностей и поиск путей их преодоления, организация учебной и внеучебной работы, разумное распределение времени и индивидуальный подход к каждому ученику.
Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. Поэтому каждый современный учитель должен заниматься самообразованием. А самообразование связано непосредственно с личностью педагога, отсутствием или недостатком у него теоретических знаний, ибо общеучебные умения являются инструментом овладения любым учебным материалом.
На сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение. Труд учителя напоминает труд чеканщика. Как у настоящего мастера нет одинаковых работ, так и у настоящего учителя не должно быть стремления сделать своих учеников одинаковыми. Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы ученику на уроке всегда было интересно, чтобы хотелось учиться непрерывно. Анализируя приведенные выше определения, можно сделать вывод, что профессионально-личностная характеристика учителя, определяющая его готовность, способность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми нормами и стандартами.
Литература:
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.
- Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя [Текст] / А. К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8. — с. 12–16
- Митина Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога [Текст] / Л. М. Митина. — М.: Сентябрь, 1999. — 192 с.
- Aдольф В. A. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога: Информатика и образование, 2006 № 1 с:2–8.