Формирование у будущих преподавателей колледжей профессиональной компетентности средствами технологии обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.04.2017

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Уста-Азизова, Д. А. Формирование у будущих преподавателей колледжей профессиональной компетентности средствами технологии обучения / Д. А. Уста-Азизова, Ш. Э. Тулкинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 514-515. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42435/ (дата обращения: 16.11.2024).



В основе технологии обучения студентов лежит проектирование целостного дидактического процесса. Если субъектом педагогической деятельности преподавателя является студент, то объект вуза — педагогический процесс организуемый как система последовательно выдвигаемых и решаемых взаимосвязанных профессиональных задач.

Ключевые слова: профессиональная компетентность,преподаватели, колледжи, студенты

На современном этапе происходит развитие и становление профессиональной компетентности специалиста, готового и способного решать не только профессиональные задачи, но и выходить за пределы нормативной деятельности и осуществлять инновационные процессы.

В основе технологии обучения студентов лежит проектирование целостного дидактического процесса. Если субъектом педагогической деятельности преподавателя является студент, то объект вуза — педагогический процесс, организуемый как система последовательно выдвигаемых и решаемых взаимосвязанных профессиональных задач. Поэтому, высшим компонентом личности является профессиональная компетентность.

Возможности использования в рамках технологии обучения метода проектов как способа достижения дидактической цели, применение метода проектов в подготовке студентов вуза, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих преподавателей на этапе их профессионального саморазвития, развитие теоретических основ у будущих преподавателей, получение новых знаний в области педагогического проектирования, конструирования и применения в учебном процессе вуза профессионально-ориентированной технологии обучения, все эти критерии способствуют формированию профессиональной компетентности у будущих преподавателей колледжей.

Термин «профессионализм» в настоящее время не нашел однозначного толкования в психолого-педагогических исследованиях. Основные характеристики применительно к деятельности педагога обосновываются в работах Л. К. Гребенкиной [2], А. К. Марковой [3], Г. Н. Подчалимовой [5], В. Я. Синенко [6], В. А. Сластенина [7] и ряда других авторов.

В психолого-педагогической литературе многими авторами зачастую, понятия «профессиональная компетентность» и «профессионализм» рассматриваются как синонимы. Однако, в определении их сущности есть различия. Эти различия становятся существенными, так как предметом его рассмотрения являются психолого-педагогические условия, способствующие формированию профессиональной компетентности у будущего преподавателя, а не компетентность специалиста, имеющего педагогический опыт работы и владеющего определенным уровнем педагогического мастерства.

Однако, авторы сходятся во мнении, что профессиональная компетентность в единстве с личностно-деловыми качествами характеризует педагогическую культуру преподавателя как профессионально-личностное явление. В свою очередь, понятие профессиональной компетентности, как подчеркивает В. А. Сластенин, выражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Любой педагогический проект в образовательной практике не всегда реализуется в полной мере. Это обусловлено тем, что некоторые процессы, явления, спроектированные педагогом, могут выйти из-под его контроля в силу существенного воздействия случайных факторов. Поэтому перечислить и описать все элементы, конструктивные узлы и условия, обеспечивающие его внедрение, бывает крайне трудно в силу многофакторности педагогических явлений и индивидуальных особенностей людей как субъектов его реализации. Например, недостаточный уровень мотивации обучающихся на учебном занятии может быть изменён путем применения, разнообразных форм и методов преподавания, соответствующих их интересам и потребностям, а недостатки в предъявлении учебного материала — продуманной, последовательной самостоятельной работой студентов. Исходя из этого, только тщательно спроектированная технология обучения позволяет избежать эти и другие возможные трудности.

При проектировании технологии обучения для формирования у будущих преподавателей колледжей профессиональной компетентности педагогический процесс рассматривается как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. При этом выделяют три важных признака:

– цель педагогического процесса, которая рассматривается как многоуровневое явление, обусловленное целями образования;

– взаимодействие как обмен деятельностями, имеющими содержательную, технологическую и управленческую основу;

– результат, выраженный в присвоении опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру [4].

Эти понятия имеют однонаправленный вектор совершенства деятельности, высшего качества и уровня ее осуществления. Профессионализм человека наряду с компетентностью обеспечивается профессиональной направленностью и наличием профессионально важных качеств личности. Высокого уровня профессионализма человек достигает в процессе овладения и длительного выполнения деятельности. Следовательно, профессиональная компетентность педагога является основой формирования профессионализма специалиста.

Литература:

  1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / КГУ, Красноярск, 1998. — 310 с.
  2. Гребенкина Л. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования.– Рязань: РГПУ, 2000. — 204 с.
  3. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. /Под ред. С. А. Смирнова. — М.: Издат. центр «Академия», 1999. — 512 с.
  5. Подчалимова Г. Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: теория и практика. — Москва — Курск, 2001. — 494 с.
  6. Синенко В. Я. Профессионализм учителя //Педагогика. — 1999. — № 5. — с. 45–51.
  7. Сластенин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст //Педагогическое образование и наука. — 2002. — № 4. — с. 4–9.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, педагогический процесс, будущий преподаватель колледжей, основа технологии обучения студентов, педагогическая деятельность преподавателя, целостный дидактический процесс.


Похожие статьи

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...

Социокультурные проекты как средство формирования социокультурной компетенции студентов вуза

В статье описывается возможность формирования социокультурной компетенции в проектной деятельности, обеспечивающей становление обучающегося как осмысленного субъекта социокультурного информационного общества в соответствии с новыми требованиями к под...

Дидактическое проектирование как условие успешной профессиональной деятельности педагога

Совершенствование качества обучения в образовательных учреждениях напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Возможность использования их творческого потенциала выражается в подготовке и внедрении ими в образовательный процесс разнообразных дид...

Формирование профессиональной компетентности будущего педагога посредством использования технологии коллективной мыслительной деятельности (КМД) на занятиях педагогики

В статье рассматривается технология коллективной мыслительной деятельности (КМД) на занятиях педагогики в высших образовательных учреждениях, направленная на организацию взаимодействия обучаемых в познавательном процессе и создании такой социальной и...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Педагогический потенциал проектной технологии

Автор акцентирует внимание на потенциале одной из педагогических технологий — проектной. На примере участия учащихся творческого объединения в разработке и реализации проекта автор демонстрирует взаимосвязь между решением проектных задач и личностным...

Характеристика основных компонентов процесса обучения в вузе в аспекте формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности

В статье представлена структура процесса обучения в вузе как пространство для формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности, рассматривается модель образовательного процесса вуза, ориентированная на формирование...

Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе

В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...

Похожие статьи

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...

Социокультурные проекты как средство формирования социокультурной компетенции студентов вуза

В статье описывается возможность формирования социокультурной компетенции в проектной деятельности, обеспечивающей становление обучающегося как осмысленного субъекта социокультурного информационного общества в соответствии с новыми требованиями к под...

Дидактическое проектирование как условие успешной профессиональной деятельности педагога

Совершенствование качества обучения в образовательных учреждениях напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Возможность использования их творческого потенциала выражается в подготовке и внедрении ими в образовательный процесс разнообразных дид...

Формирование профессиональной компетентности будущего педагога посредством использования технологии коллективной мыслительной деятельности (КМД) на занятиях педагогики

В статье рассматривается технология коллективной мыслительной деятельности (КМД) на занятиях педагогики в высших образовательных учреждениях, направленная на организацию взаимодействия обучаемых в познавательном процессе и создании такой социальной и...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Педагогический потенциал проектной технологии

Автор акцентирует внимание на потенциале одной из педагогических технологий — проектной. На примере участия учащихся творческого объединения в разработке и реализации проекта автор демонстрирует взаимосвязь между решением проектных задач и личностным...

Характеристика основных компонентов процесса обучения в вузе в аспекте формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности

В статье представлена структура процесса обучения в вузе как пространство для формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности, рассматривается модель образовательного процесса вуза, ориентированная на формирование...

Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе

В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...

Задать вопрос