В основе технологии обучения студентов лежит проектирование целостного дидактического процесса. Если субъектом педагогической деятельности преподавателя является студент, то объект вуза — педагогический процесс организуемый как система последовательно выдвигаемых и решаемых взаимосвязанных профессиональных задач.
Ключевые слова: профессиональная компетентность,преподаватели, колледжи, студенты
На современном этапе происходит развитие и становление профессиональной компетентности специалиста, готового и способного решать не только профессиональные задачи, но и выходить за пределы нормативной деятельности и осуществлять инновационные процессы.
В основе технологии обучения студентов лежит проектирование целостного дидактического процесса. Если субъектом педагогической деятельности преподавателя является студент, то объект вуза — педагогический процесс, организуемый как система последовательно выдвигаемых и решаемых взаимосвязанных профессиональных задач. Поэтому, высшим компонентом личности является профессиональная компетентность.
Возможности использования в рамках технологии обучения метода проектов как способа достижения дидактической цели, применение метода проектов в подготовке студентов вуза, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих преподавателей на этапе их профессионального саморазвития, развитие теоретических основ у будущих преподавателей, получение новых знаний в области педагогического проектирования, конструирования и применения в учебном процессе вуза профессионально-ориентированной технологии обучения, все эти критерии способствуют формированию профессиональной компетентности у будущих преподавателей колледжей.
Термин «профессионализм» в настоящее время не нашел однозначного толкования в психолого-педагогических исследованиях. Основные характеристики применительно к деятельности педагога обосновываются в работах Л. К. Гребенкиной [2], А. К. Марковой [3], Г. Н. Подчалимовой [5], В. Я. Синенко [6], В. А. Сластенина [7] и ряда других авторов.
В психолого-педагогической литературе многими авторами зачастую, понятия «профессиональная компетентность» и «профессионализм» рассматриваются как синонимы. Однако, в определении их сущности есть различия. Эти различия становятся существенными, так как предметом его рассмотрения являются психолого-педагогические условия, способствующие формированию профессиональной компетентности у будущего преподавателя, а не компетентность специалиста, имеющего педагогический опыт работы и владеющего определенным уровнем педагогического мастерства.
Однако, авторы сходятся во мнении, что профессиональная компетентность в единстве с личностно-деловыми качествами характеризует педагогическую культуру преподавателя как профессионально-личностное явление. В свою очередь, понятие профессиональной компетентности, как подчеркивает В. А. Сластенин, выражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Любой педагогический проект в образовательной практике не всегда реализуется в полной мере. Это обусловлено тем, что некоторые процессы, явления, спроектированные педагогом, могут выйти из-под его контроля в силу существенного воздействия случайных факторов. Поэтому перечислить и описать все элементы, конструктивные узлы и условия, обеспечивающие его внедрение, бывает крайне трудно в силу многофакторности педагогических явлений и индивидуальных особенностей людей как субъектов его реализации. Например, недостаточный уровень мотивации обучающихся на учебном занятии может быть изменён путем применения, разнообразных форм и методов преподавания, соответствующих их интересам и потребностям, а недостатки в предъявлении учебного материала — продуманной, последовательной самостоятельной работой студентов. Исходя из этого, только тщательно спроектированная технология обучения позволяет избежать эти и другие возможные трудности.
При проектировании технологии обучения для формирования у будущих преподавателей колледжей профессиональной компетентности педагогический процесс рассматривается как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. При этом выделяют три важных признака:
– цель педагогического процесса, которая рассматривается как многоуровневое явление, обусловленное целями образования;
– взаимодействие как обмен деятельностями, имеющими содержательную, технологическую и управленческую основу;
– результат, выраженный в присвоении опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру [4].
Эти понятия имеют однонаправленный вектор совершенства деятельности, высшего качества и уровня ее осуществления. Профессионализм человека наряду с компетентностью обеспечивается профессиональной направленностью и наличием профессионально важных качеств личности. Высокого уровня профессионализма человек достигает в процессе овладения и длительного выполнения деятельности. Следовательно, профессиональная компетентность педагога является основой формирования профессионализма специалиста.
Литература:
- Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / КГУ, Красноярск, 1998. — 310 с.
- Гребенкина Л. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования.– Рязань: РГПУ, 2000. — 204 с.
- Маркова А. К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. /Под ред. С. А. Смирнова. — М.: Издат. центр «Академия», 1999. — 512 с.
- Подчалимова Г. Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: теория и практика. — Москва — Курск, 2001. — 494 с.
- Синенко В. Я. Профессионализм учителя //Педагогика. — 1999. — № 5. — с. 45–51.
- Сластенин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст //Педагогическое образование и наука. — 2002. — № 4. — с. 4–9.