Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 сентября, печатный экземпляр отправим 1 октября
Опубликовать статью

Молодой учёный

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Педагогика
06.09.2019
850
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, включающих социальные, материальные, информационные, педагогические, коммуникационные и когнитивные.
Библиографическое описание
Кравцова, Т. Р. Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации / Т. Р. Кравцова, М. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62284/.


Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, включающих социальные, материальные, информационные, педагогические, коммуникационные и когнитивные.

Ключевые слова: концепция; технология; программа; общеобразовательная организация.

Введение. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, разработанная и опубликованная в декабре 2018 года, способствует реализации основных общеобразовательных программ [4].

Имеющийся в России опыт преподавания предметной области «Технология» является базой для ее модернизации. Успешный опыт включения России в международное движение «WorldSkills International» является основой для оценки качества технологического образования и содержания профессионального обучения. Школа не дает специального профессионального образования, но является хорошей базой для профориентационной деятельности и введения обучающихся в мир профессий. Актуальность темы исследования определяется особым вниманием к технологическому образованию в школе.

Д. Н. Песков акцентирует внимание на том, что национальная технологическая инициатива имеет несколько особенностей, которые являются важными при формировании реализуемых программ [3].

М. Д. Китайгородский называет одной из возможностей опережающего обучения современным технологиям в школе ориентир Национальной технологической инициативы. Автор считает наиболее эффективными некоторые рынки, представленные в Национальной технологической инициативе. Например, автонет (AutoNet), аэронет (AeroNet) и маринет (MariNet), связанных с авиационными, авиационно-космическими системами управления; энерджинет (EnergyNet), основанного на создании интеллектуальной распределенной энергетики; нейронет (NeuroNet), новые технологии которого будут разрабатываться на основе результатов изучения человеческого мозга и нервной системы; университет НТИ виртуальный университет, позволяющий способствовать профессиональному развитию человека в цифровой экономике; кружковое движение НТИ, цель которого создание самоорганизующегося сообщества энтузиастов, участвующих в различных конкурсах, олимпиадах, увлеченных своим делом и принимающих технологические вызовы новых рынков [2].

Р. А. Галустов, Г. Н. Зеленко, Н. В. Зеленко поднимают проблему технологического образования, определив научные, технико-технологические и социально-экономические основы развития технологического образования школьников [1].

Целью нашей работы было исследование, направленное на изучение теоретических и методологических основ обучения предмету «Технология» в общеобразовательной организации в рамках реализации инновационной Концепции.

Задачи: разработать программу индивидуального развития на основе инновационной Концепции; провести анализ научно-содержательного уровня преподавания предмета «Технология» и на основе полученных данных провести коррекцию методов преподавания предмета.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся 5–9 классов (выборочно) МБОУ СОШ № 95 города Воронежа. Начало исследования — февраль 2019 года. Данные, представленные в статье, являются промежуточными, полученными при проведении мониторинга в мае 2019 года. Эксперимент будет продолжен до 2021 года.

Для исследования теоретических и методологических основ обучения предмету «Технология» на основе реализации инновационной Концепции была использована методика «Экспертная оценка преподавания предмета «Технология». Анализировалось мнение учеников о качестве преподавания предмета. В утверждениях анкеты отражены особенности проводимых занятий, их качество и значимость для овладения знаниями. Утверждения необходимо было оценить по 5 — бальной шкале, где «5» — да, всегда; «4» — скорее «Да», чем «Нет»; «3» — и «Да», и «Нет»; «2» — скорее нет, чем «Да»; «1» — «Нет».

Получены среднеарифметические данные, которые представлены в анкете № 1.

Анкета № 1

Утверждения, вопросы

Оценка

1

Создана система преемственного технологического образования.

3,7

2

Модернизировано содержание, методики и технологии преподавания предметной области «Технология».

3,4

3

Ведется проектно-исследовательская деятельность по предмету «Технология».

4,2

4

Формируются ключевые навыки в сфере информационных и коммуникационных технологий.

4,8

5

Создана система повышения мотивации обучающихся к изучению предмета «Технология».

3,9

6

Системная подготовка к олимпиадам и участие в них.

4,4

7

Введение в мир профессий, включая профессии будущего.

4,7

8

Формировании универсальных учебных действий.

4,8

9

Прививается ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества.

4,3

10

Происходит знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий.

4,6

Анкеты не подписывались обучающимися. По каждой анкете находилось среднее арифметическое значение. Полученный результат свидетельствует об уровне выше среднего и высоком уровне профессионального преподавания предмета «Технология». Выявлены западения по пунктам 1, 2 и 5. Однако, объективное значение выявлялось в результате рационалистического анализа на основе логико-гносеологического подхода. Освоение значения знаний направлено на осознание его логической структуры, системно-структурных отношений изучаемых понятий и сопровождается включением в активную технологическую деятельность обучающихся.

Научно-содержательный уровень методологии позволил правильно сформулировать и обосновать закономерности педагогической науки, теорию и методику обучения обучающихся предмету «Технология». Анализ анкетирования с точки зрения научно-содержательного уровня методологии обучения предмету «Технология», показал, что не менее важным является формирование личности учащегося, его мировоззренческой и профориентационной направленности.

С этой целью была разработана программа индивидуального развития в рамках реализации инновационной Концепции преподавания предмета «Технология». Программа включает в себя следующие элементы: освоение рукотворного мира в форме его воссоздания через создание и использование учебных моделей, стимулирующего мотивацию и интерес к предмету; изготовление объектов, знакомящее с профессиональными компетенциями и практиками; обучение через интеграцию с практиками, реализованными в движении Ворлдскиллс; приобретение практических умений и навыков, необходимых для организации собственной жизни.

Вывод: проведенное исследование является стартом для реализации Концепции преподавания предмета «Технология». Учебный предмет «Технология» обеспечивает активное введение в образовательную деятельность, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности.

Литература:

  1. Галустов Р. А., Зеленко Г. Н., Зеленко Н. В. Национальная технологическая инициатива в перспективах технологического образования. Материалы XXIV Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования «Современное технологическое образование». МГПУ, Москва, 2018 — с. 19–25.
  2. Китайгородский М. Д. Национальная технологическая инициатива в перспективах технологического образования. Материалы XXIV Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования «Современное технологическое образование». МГПУ, Москва, 2018 — с.15–19.
  3. Песков Д. Н. Национальная технологическая инициатива: цели, основные принципы и достигнутые результаты. URL: http://government.ru/media/files/T9Crayp8PsBQU6hdVAl0SsDlu2XvCvYG.pdf (дата обращения 31.08.2019).
  4. Концепция преподавания учебного предмета «Технология» URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
концепция
технология
программа
общеобразовательная организация
Молодой учёный №36 (274) сентябрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 50-52):
Часть 1 (стр. 1-77)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 50-52стр. 77

Молодой учёный