Автор акцентирует внимание на потенциале одной из педагогических технологий — проектной. На примере участия учащихся творческого объединения в разработке и реализации проекта автор демонстрирует взаимосвязь между решением проектных задач и личностным и компетентностным развитием учащихся.
Ключевые слова: потенциал, педагогическая технология, проект, учащиеся.
Потенциал — совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере [2].
Педагогический потенциал — совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном профессиональном уровне [7].
Педагогический потенциал педагога зависит, в том числе от тех инструментов, которые он использует в работе. Одним из таких инструментов является проектная технология, основоположником которой считается философ Джон Дьюи. Он считал, что для человека ценно то, что полезно. Именно эта, прикладная, прагматическая основа проектной технологии сделала её практически универсальной, а значит применимой во всех сферах жизнедеятельности человека.
Проектная технология — это система, при которой участники вовлечены в процесс планирования и реализации проектных задач [4].
В системе работы педагога дополнительного образования проектная технология является одной из приоритетных, так как направлена на развитие творческих способностей учащихся, самостоятельную деятельность, поиск информации и получение окончательного продукта [8]. Этим продуктом может быть изделие, выполненное в различных техниках декоративно-прикладного искусства, театральная или хореографическая постановка, вокальный номер, медиаматериал или социальный проект, направленный на решение общественно-значимых задач.
Продукт деятельности зависит от направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, по которой обучается учащийся, от его возраста, интересов, индивидуальных способностей. В этой формуле с множеством переменных неизменным остается использование проектной технологии, которая всегда приводит к результату.
Рассмотрим данное утверждение на конкретном примере.
В 2020 году учащиеся МБУ ДО «ДДТ» стали победителями краевого инфраструктурного проекта, конкурсным материалом для которого стал профориентированный проект, направленный на развитие и актуализацию компетенций учащихся в области медиатворчества. Авторами проекта выступили учащиеся, подростки от 14 до 18 лет.
Подготовительный, организационный и практический этапы реализации проекта стали катализатором для развития нескольких групп компетенций не только у членов проектной команды, но и у тех учащихся творческого объединения, которые не были включены в работу над проектом, а только наблюдали за деятельностью проектёров.
Поскольку идея проекта принадлежала подросткам, чьи чаяния ориентированы на поиск будущей профессии, а также на современные технические средства и их возможности для самореализации, тематика проекта была связана с медианным пространством, которое как считают авторы проекта должно стать более качественным, как с технической, так и с содержательной точек зрения, информационно и психологически безопасным, и доступным для тех, кто желает это медийное пространство изучать, развивать и продвигать.
Реализовать данную идею, создать нечто большее чем серию медиароликов и сюжетов можно было через проектную технологию.
Любая педагогическая технология выстраивается в порядке взаимодействия элементов технологической цепочки: цель — содержание — деятельность — результат [9]. В случае с нашим примером, профориентированным, социально-значимым проектом, который создавался с целью развития всех участников проекта добавился еще один элемент технологической цепи — идея.
Идея — это образ чего-либо. Её нельзя потрогать, увидеть, но именно из идеи вытекает цель. Начиная работу над проектом, социальным, творческим или педагогическим необходимо разобраться в этих понятиях, которые часто сложно развести в сознании.
По большому счету, идея — это стратегия, определение того, зачем вам нужно идти туда, куда вы идите или делать то, что вы делаете? Цель — это тактика. Цель — конкретна, измерима, локальна и ограниченна во времени.
Работа над формулировкой идеи и цели проекта демонстрирует педагогическую мощь и потенциал проектной технологии.
Умение распознавать главное, выстраивать прообраз будущего, стратегию своего личностного и профессионального развития на длительный период — это то, благодаря чему проектная технология является приоритетной в работе не только с учащимися, но и педагогами.
Возвращаясь к нашему примеру, можно выделить несколько основных этапов работы, которые соответствуют технологической цепи: идея — цель — содержание — деятельность — результат. Авторы проекта определились с идеей, сформулировали цель, конкретизировали задачи, что позволило содержательно наполнить проект, запланировали определенные качественные и количественные результаты, к которым они должны были прийти в рамках реализации проекта, предусмотрели возможные риски и пути выхода из них, расписали план работы, составили смету проекта, определились с ресурсами: кадровыми, материальными, техническими.
Каждый этап в работе над проектом необходимо было осмыслить, продумать, распределить обязанности между участниками проектной команды, расписать план конкретных действий, и самое главное, этот план реализовать. В итоге: победа и средства на реализацию задуманного. Но это не самое важное. Работа над проектом помогла авторам и участникам проектной команды переформатировать свой взгляд на себя и свой собственный, индивидуальный жизненный маршрут, его построение. Кто я? Куда я иду? Кем я хочу быть? Чем я могу быть полезен обществу? Как мне сформулировать цель? Как её добиться? Эти и другие вопросы, которые авторы проекта задавали себе во время работы, те ответы, которые они смогли получить послужили толчком к развитию экзистенциальных компетенций.
Несмотря на то, что проектные технологии появились еще в XIX веке они относятся к инновационным. Причина — активная основа обучения через целесообразную деятельность учащегося, лично заинтересованного в данном знании и умении. Личная заинтересованность — преимущество проектной технологии, которое дает положительные эффекты всем, кто её использует.
Основная идея — ценность представляет лишь то, что полезно человеку — не ограничивается практическими умения и навыками, которые участник (автор) проекта приобретает в ходе разработки и выполнения проектного задания. Проектные технологии ориентированы, прежде всего на развитие личности, на расширение её опыта в той тематической сфере, в которой применяется проектная технология. А осязаемый практический результат, которым завершается работа над любым проектом создает эмоцию удовлетворения от качественно-выполненной работы, погружает в ситуацию успеха, уверенности в своих силах, что подтверждает педагогический потенциал проектных технологий.
Литература:
- Сайт «Википедия». Материал «Потенциал». Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Потенциал
- Выпускная квалификационная работа «Технологии проектного обучения при реализации ФГОС». Автор Орлова Л. А., руководитель Атипова Е. П. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/8152/2/22Orlova.pdf#:~:text=Педагогический %20потенциал %20проектной %20деятельности %20как,или %20иным %20образом %20 %5B29 %2C %20с.99 %5D
- Материал «Технология проектного обучения». Режим доступа: https://dpgaidar.mskobr.ru/files/1_tehnologii_proektnogo_obucheniya.pdf.
- Сайт «Феникс». Материал «Сущность проектного обучения, условия реализации, виды». Автор Батурина Е. Режим доступа: https://blog.fenix.help/lajfxaki-dlya-zhizni-i-ucheby/sushchnost-proyektnogo-obucheniya-usloviya-realizatsii-vidy
- Сайт «Вioformation». Материал «Что такое проектная технология?». Режим доступа: http://bioformation.ru/proektii/organisaz-proekt-deateln-a/151-zto-takoe-proek-tehnologia.html
- Сайт А. Евковой. Материал «Применение проектных технологий в качестве инструмента развития бизнеса». Режим доступа: https://www.evkova.org/kursovye-raboty/primenenie-proektnyih-tehnologij-v-kachestve-instrumenta-razvitiya-biznesa-kratkaya-harakteristika-predpriyatiya
- Сайт «Педагогическая энциклопедия». Материал «Педагогический потенциал». Режим доступа: https://didacts.ru/termin/pedagogicheskii-potencial.html.
- Сайт «Открытый урок. 1 сентября». Материал «История возникновения проектной деятельности и метода проектов». Автор Лигай О. А. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/662693.
- Сайт «Studme.org». Раздел «Педагогика». Материал «Методичка преподавания по программам дополнительного образования». Режим доступа: https://studme.org/238609/pedagogika/pedagogicheskie_tehnologii_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey