В статье автор исследует особенности осуществления наставничества в условиях обновления содержания образования, обосновывает деятельность наставника как новый ресурс для его профессионального роста.
Ключевые слова: наставничество, диалог, саморазвитие, самоактуализация, самообразование.
В последние годы наблюдается очень большая востребованность учительских кадров в школах. Учителя уходят из школы. Причин здесь много, но главной, на мой взгляд, является та, что приходящие после университетской скамьи вчерашние студенты не получают должной поддержки от своих старших коллег, не получают тех необходимых рекомендаций, в которых они нуждаются в самом начале своей педагогической деятельности. Или получают эту помощь в искаженном виде. Как это следует понимать? Дело в том, что старший коллега настолько перегружен, что при двух с половиной ставках учебной нагрузки не в состоянии уделить требуемое внимание молодому педагогу. Делается это впопыхах, несистематически, и исчисляется минутами, без надлежащего планирования и анализа. Ощутив подобное второстепенное внимание к себе, молодой педагог приходит к мысли, что он здесь только мешает, что он — лишний. И уходит из школы. Вот почему разработка технологий наставничества так важна для эффективной работы в современной школе: для устранения утечки кадров и для пополнения педагогических коллективов молодыми специалистами.
Наставничество предполагает «погружение» будущего учителя в учебный процесс, но не отстраненно, а в одной связке с наставником. Вместе с наставником он участвует в диалоге с приглашенным для беседы родителем, вместе с наставником разрабатывает план предстоящего урока, вместе с наставником анализирует плюсы и минусы прошедшего мероприятия. В процессе совместного сотрудничества осваиваются педагогические технологии, приобретаются знания и навыки формирования коммуникативной связи с воспитанниками. А главное — процесс превращения вчерашнего студента в настоящего педагога становится более интенсивным, значимым для него самого, растет мотивация молодого педагога к самосовершенствованию, к саморазвитию. Возникшая потребность в самореализации не позволяет ему уйти из школы. В этом случае наставничество помогает сберечь кадры.
Главным фактором в выборе наставника является личность самого наставника. Ведь, в конечном итоге, его опыт, его идеи, ценности его убеждений, отталкиваются от его личных взглядов, содержат его жизненные принципы и установки. Самым же важным в личности наставника является его высокая духовная культура, его требовательность к себе. «Он учил нас быть людьми и только уже вслед за тем — режиссерами» [1, с.141] — так о своем учителе-мастере Михаиле Ромме отзывался А. Кончаловский. Такой наставник уверен, что «людей неинтересных в мире нет», следуя словам Е. Евтушенко. Он понимает, что может «обогатить свой опыт жизненным и профессионально-личностным опытом других людей включением их опыта в свой опыт» [1, с.187]. Благодаря практике наставничества учитель имеет возможность анализировать свою деятельность, совершенствовать свою методику, реализовывать новые идеи через преломление их в свете новых технологий. Наставничество позволяет переосмыслить устоявшиеся навыки работы, выводит на новые ступени саморазвития. Как здесь не вспомнить слова знаменитого исследователя Нансена, что «помогая другим, человек, в первую очередь, помогает самому себе…».
Остановимся подробнее на основных характеристиках результативного наставничества. Во-первых, следует помнить, что диалог в образовании — главная ценность педагогики будущего, поэтому главной установкой включаться в совместный поиск нужно считать педагогическое кредо, фразу Сократа: «Давайте подумаем вместе!». Век минувший отличался тем, что главной ценностью образования в нем являлась диалоговая позиция. Именно поэтому в XX веке доминировало созидательное творчество, сопровождаемое неслыханным энтузиазмом, замечательными открытиями и свершениями, что вполне закономерно, ведь диалог — основа творческого мышления. Встать в диалоговую позицию — значит высказать не только саму предметную мысль, но и как-то к ней отнестись. Только в этом случае будет сохраняться движение общества в своём развитии вперед. Задача наставника — создать атмосферу диалогового сотрудничества, и быть готовым вести за собой.
Во-вторых, наставничество должно быть открытым как со стороны наставника, так и со стороны молодого коллеги: наставник открыт в передаче своих знаний, методических приемов, навыков, а молодой педагог открыт для обозначения возникших у него проблем. Подобное диалоговое взаимодействие предполагает различные способы контакта: непосредственный — в школе, по телефону, на рабочем уроке, на собрании, в социальных сетях, через электронную переписку, на мероприятиях. Общение не должно быть назидательным, оно должно быть взаимоуважительным, ибо «здесь нет верха и низа — учителей и учеников — здесь все коллеги. То есть люди, которые работают вместе. Принуждение, обязательный «насильственный» контроль остались на низшей ступени образования… Это будет отношение коллеги к младшему коллеге» (Ю. М. Лотман). И, наконец, в-третьих, помощь наставника бесценна, если совместная деятельность с молодым коллегой будет носить творческий характер. Это касается и воспитательной работы с детьми. Это касается и разработки одной из научных или методических проблем в рамках образовательной организации, над которой молодой педагог начнет работать с первых же дней своей педагогической деятельности по совету своего наставника. Но для этого наставник сам должен быть творческой личностью: «Чтоб зажигать огнем других, самим гореть нам нужно».
Начинать наставническую работу лучше всего с беседы с молодым коллегой, из которой выявить его потребности, опасения, ожидания в предстоящей деятельности, услышать о его пожеланиях в вопросах содержания обучения, постараться изучить уровень его профессиональной компетентности. Позитивный психологический настрой в работе необходимо постоянно поддерживать, поэтому важно сопровождать молодого педагога с первых же его трудовых будней, чтобы у него не появились сомнения в профессиональной компетентности с первых же дней работы, постоянно быть рядом, проявляя внимание к его эмоциональному состоянию, уметь поставить «доминанту на лицо другого» (А. А. Ухтомский). В то же время поставить перед молодым коллегой ряд задач: познакомить с передовыми методами и приемами, с личным опытом работы с детьми, открыть перед ним некоторые собственные секреты воспитания. С учетом пожеланий молодого специалиста вместе с ним составить индивидуальный план сопровождения. Наставнику будет полезно вести дневник наставника, в котором он, анализируя деятельность подопечного, будет отражать победы, ошибки, недоработки, как будущего коллеги, так и свои собственные. Там же, в дневнике, наставник будет прогнозировать дальнейшие шаги своего кураторства, записывать свои идеи, предложения по совершенствованию работы молодого коллеги. В индивидуальный план работы с молодым педагогом полезно включить основные направления деятельности: изучение нормативно-правовых документов, повышение профессиональной компетентности, знакомство с критериями уровней квалификации. План можно корректировать, дополнять в течение учебного года. В структуре плана обязательна графа «отметка о выполнении», в которой отражены достижения педагога по направлениям деятельности. По ней молодому специалисту в конце учебного года легко проанализировать профессиональные достижения, а также запланировать дальнейшие шаги саморазвития. В работе с молодым педагогом необходимо применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», самоактуализацию, развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способность принимать решения, умение аргументированно формулировать цели, задачи [2, с.57]. Успешную коммуникацию с коллегами, воспитанниками и их родителями может оказать посещение внеурочных мероприятий, родительских собраний, участие в социально-значимых мероприятиях. Стимулом для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры может послужить участие в конкурсном движении. Помощь в подготовке к участию в конкурсе может оказать наставник, для которого эта деятельность также является стимулом к профессиональному росту и постоянному поиску инновационных форм.
В современный период особую актуальность приобретает участие педагога в педагогических исследованиях, что напрямую увеличивает статус его педагогического самообразования, которое рассматривается как один из вариантов повышения квалификации учителя. Одним из таких исследований является деятельность педагога в качестве наставника, ведь в этом случае именно наставничество становится ресурсом дальнейшего профессионального саморазвития учителя.
Литература:
- Е. О. Галицких. Диалог в образовании как способ становления толерантности. — М., Академический Проект, 2004.
- С. В. Велиева. Теория и практика наставничества молодого педагога: учебное пособие. — Чувашский ГУ им. И. Я. Яковлева, 2021.