Наставничество в системе среднего профессионального образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иоха, Н. С. Наставничество в системе среднего профессионального образования / Н. С. Иоха. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9255/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье представлены модели реализации наставнической деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования на примере Хабаровского технологического колледжа. Охарактеризованы особенности наставничества обучающихся как технологии организации индивидуально-ориентированного процесса, трансляции социального опыта, профессионально значимых знаний, умений и навыков.

Ключевые слова: ментор, наставник, наставляемый, модели наставничества, индивидуальный план развития, наставничество сверстников, социальная адаптация.

Понятие «наставничество» уходит глубокими корнями в древнегреческую мифологию и происходит от имени Ментор, друга Одиссея из Итаки и наставника его сына Телемаха. Отправляясь в поход на Трою, Одиссей доверил заботу о своей семье и доме — Ментору, настоль крепкая у них была дружба. В отсутствие хозяина Ментор защищал его дом и воспитывал сына. Юный Телемах рос под присмотром Ментора, который заменил ему отца. Ментор наставлял мальчика, учил благоразумию и доблести. Благодаря заботе и советам Ментора, Телемах вырос достойным сыном легендарного отца, а благородный Ментор навсегда вошел в историю, имя его стало нарицательным и до сих пор означает мудрого учителя, наставника и советчика [4]. Мы же, сегодня говоря «ментор» или «наставник», подразумеваем при этом умного советчика, пользующегося всеобщим доверием, а наставничество ассоциируется у нас с опытным человеком, обладающим способностью обучать, направлять, быть образцом для подражания.

Наставничество как способ подготовки специалиста давно уже используется в сфере профессионального образования и является его неотъемлемым компонентом. Программы наставничества внедряются в образовательный процесс с целью активизации познавательного процесса и преодоления адаптационных трудностей студентов на разных этапах обучения [1].

В Хабаровском технологическом колледже, который уже более 70 лет готовит профессиональные кадры не только для города Хабаровска и Хабаровского края, но и для регионов Дальневосточного Федерального округа, также разрабатываются различные методики наставничества. В нашем учебном заведении накоплен богатый опыт применения различных вариантов наставничества, разработаны материалы и документы по организации работы данного направления, сформирована нормативно-правовая база для реализации программы наставничества.

В колледже реализуется 4 модели наставничества: «Педагог — обучающийся», «Обучающийся — обучающийся», «Педагог — педагог», «Работодатель — обучающийся». Задачи, которые мы ставим при реализации данных моделей заключаются в следующем:

— подготовить обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире, содействовать их профессиональной ориентации;

— улучшить показатели деятельности в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;

— раскрыть личностный, творческий и профессиональный потенциал наставляемых;

— формировать и реализовывать индивидуальные образовательные траектории в этом направлении;

— обучать наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в команде;

— сокращать период профессиональной и социальной адаптации преподавателей при приеме на работу, закреплять педагогические кадры в колледже и создавать благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;

— вырабатывать у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к трудовой деятельности.

Реализуя модель «Педагог — обучающийся», мы стремимся раскрыть все способности своих подопечных, выявить те из них, на которые следует сделать особый акцент, и для этого разрабатываем индивидуальный план развития обучающегося под руководством наставника (Таблица 1).

Таблица 1

Индивидуальный план развития под руководством наставника

п/п

Проект, задание

Срок

Ожидаемый результат

Фактический результат

Оценка наставника

Раздел 1. Организационно-диагностический этап

Раздел 2. Образовательный этап

Раздел 3. Заключительный этап

В рамках этой модели, мы также формируем паспорт наставляемого, в котором описываем содержательную часть наставнической деятельности, раскрывая формы и методы работы. (Таблица 2).

Таблица 2

Паспорт наставляемого обучающегося

РЕАЛИЗУЕМАЯ ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА

«ПЕДАГОГ-ОБУЧАЮЩИЙСЯ»

1. СВЕДЕНИЯ О НАСТАВЛЯЕМОМ

ФИО (полностью)

Дата рождения

Группа

Специальность (профессия)

Годы обучения

2. СВЕДЕНИЯ О НАСТАВНИКЕ

ФИО (полностью)

Должность/статус

Дата рождения

Стаж педагогической деятельности

Квалификационная категория (при наличии)

3. РЕАЛИЗУЕМАЯ МОДЕЛЬ

НАСТАВНИЧЕСТВА

4. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ

НАСТАВНИЧЕСТВА

5. СОДЕРЖАНИЕ НАСТАВНИЧЕСТВА

— используемые методы и формы работы с наставляемым

конечный продукт наставнической деятельности

формы подведения итогов и демонстрации результатов наставничества

Следующая модель наставничества — «Обучающийся — обучающийся» предполагает взаимодействие наставника и наставляемого без отрыва от учебы для организации временной помощи поступившим в колледж при адаптации к новым условиям обучения. Наставниками выступают студенты 2–4 курс, которые выбираются по желанию. Одновременно решить сразу несколько проблем, связанных с учебной и социальной адаптацией, позволяет метод, основанный на помощи обучающимся ровесников-наставников (peer tutoring). Наставничество сверстников, в частности, дает возможность преподавателю организовать работу аудитории с разным уровнем знаний и способностей так, чтобы каждый студент получил шанс проявить себя в тех областях, которым для него являются интересными. При этом степень вовлеченности студентов в совместную работу будет стимулировать их к достижению учебных целей, а групповая поддержка и оценка — социальную адаптацию обучающихся.

Как показывает практика, уже к началу второго семестра виден результат и активность первокурсников. Это и участие конкурсах разной направленности, и выступления на городских и краевых конференциях, и самостоятельная организация тематических мероприятий в стенах колледжа. Хочется отметить, что обучающиеся-наставники выражают желание, активность и продуктивность в работе. Они нацелены на создание благоприятной среды и комфортных условий обучающимся нашего колледжа.

Для эффективной работы с наставляемыми, получения от них обратной связи и проведения самоанализа, в рамках модели «Обучающийся — обучающийся», наставники ведут дневники, где фиксируют необходимую информацию и планируют, самостоятельно или совместно с педагогом, корректировку этой деятельности.

Рис. 1. Дневник наставника в модели «Обучающийся — обучающийся»

Вариации ролевых форм внутри модели «Педагог — педагог» в колледже различаются в зависимости от потребностей самого наставляемого и ресурсов наставника. Учитывая опыт нашей образовательной организации, мы используем следующие варианты такого взаимодействия:

— «опытный педагог — молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;

— взаимодействие «лидер педагогического сообщества — педагог, испытывающий проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка, сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;

— взаимодействие «педагог-новатор — консервативный педагог», в рамках которого, возможно, более молодой преподаватель помогает более зрелому представителю овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;

— взаимодействие «опытный предметник — неопытный предметник», в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (например, составление рабочих программ, тематических и календарных планов и т. д).

Ну и наконец, заключительная модель наставничества, применяемая в нашем колледже — «Работодатель — обучающийся», используется в процессе прохождения производственной практики и связана с передачей знаний и опыта, стимуляцией познавательной и творческой активности. В процессе взаимодействия наставника с наставляемым в данной форме может происходить адаптация на потенциальном месте работы, когда студент решает реальные задачи в рамках своей производственной деятельности.

Наставничество позволяет существенно сократить адаптационный период при прохождении производственной практики и при дальнейшем трудоустройстве за счет того, что студентам передают технологии, навыки, практику работы, организационные привычки и паттерны поведения, их мотивируют и корректируют работу. Реализуется данная модель через следующие формы наставнической деятельности:

— прямое и индивидуальное — непосредственный индивидуальный контакт наставника и подопечного;

— прямое и групповое — непосредственный индивидуальный контакт наставника и группой подопечных;

— опосредованное индивидуальное или групповое — лично путем советов, рекомендаций или с помощью телекоммуникационных технологий, возможно с применением дистанционного и электронного сопровождения;

— виртуальная программа наставничества — использование информационно- коммуникационных технологий, таких, как трансляция опыта через видеоконференции.

В заключении хотелось бы отметить, что наставничество в системе среднего профессионального образования представляет собой универсальную модель построения отношений, технологию интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования умений, навыков и компетенций. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, поиска индивидуальных жизненных целей и путей их достижения.

Литература:

1. Башарина, О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3. — С. 18–26.

2. Беляева, С. С. Роль и значение наставничества в профессиональной деятельности педагога / С. С. Беляева // Наставничество для профессионалов будущего. — Томск: ООО «Интегральный переплет», 2020. — С. 64–67.

3. Блинов, В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент /В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3. — С. 4–18.

4. Дружинина, С. А. Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике / С. А. Дружинина, О. А. Сморгович. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть: nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy sad/raznoe/2019/10/20/sushchnost-i-soderzhanie-ponyatiya-nastavnichestvonastavnichestvo-v

Ключевые слова

наставник, социальная адаптация, наставляемый, модели наставничества, ментор, индивидуальный план развития, наставничество сверстников
Задать вопрос