Наставничество как образовательный тренд современности
Авторы: Важенина Наталья Николаевна, Кирикович Татьяна Алексеевна, Панкрац Любовь Васильевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)
Дата публикации: 29.04.2024
Статья просмотрена: 117 раз
Библиографическое описание:
Важенина, Н. Н. Наставничество как образовательный тренд современности / Н. Н. Важенина, Т. А. Кирикович, Л. В. Панкрац. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 88-93. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18482/ (дата обращения: 23.12.2024).
Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, которая представляет собой помощь опытных педагогических работников начинающим специалистам. Авторы статьи рассматривают различные практики наставничества, такие как работа с несколькими наставниками, взаимное посещение занятий и использование метода кластера. Они подробно описывают, какие преимущества они могут принести молодым специалистам, такие как быстрое освоение профессии, развитие навыков и компетенций. Основываясь на проведенных исследованиях, статья подчеркивает, что использование наставнической деятельности является эффективным способом развития педагогических работников дошкольных образовательных организаций и способствует повышению качества образования в данной сфере.
Ключевые слова: наставничество, молодой специалист, профессиональное развитие, модели наставничества, наставничество в ДОУ.
Наставничество, или менторство, становится все более популярным методом образования, используемым в различных сферах жизни. Он представляет собой процесс, в ходе которого опытный и уважаемый человек (наставник) передает свои знания, опыт и поддержку молодому человеку (молодому специалисту — наставляемому). Наставничество как образовательный тренд помогает развивать способности и умения молодых людей, а также помогает им установить личные и профессиональные цели.
В настоящее время в России особое внимание уделяется развитию дошкольного образования. Именно в дошкольных образовательных учреждениях заложены основы будущей личности ребенка, формируются его интересы, навыки и умения. Поэтому, качество работы педагогических работников в данной сфере имеет огромное значение. Однако многие молодые специалисты, только начавшие свою профессиональную деятельность, сталкиваются с недостатком опыта и знаний.
Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности. Наставник — это опытный педагогический работник, который помогает начинающему специалисту адаптироваться к новой должности, делится своим опытом и знаниями, обучает методикам и приемам работы, а также помогает построить систему профессиональных ценностей и приоритетов [1, с. 217]. Такая практика является весьма эффективной и дает возможность новичкам быстрее освоиться в профессии.
Одной из ключевых задач наставнической деятельности является передача опыта. Наставник может проводить различные мастер-классы, занятия и тренинги, на которых педагогические работники могут узнать о новых методиках и подходах, попрактиковаться в их применении и обсудить свои впечатления. Также важно, чтобы наставник не только дал информацию, но и показал, как ее использовать на практике, проведя совместные занятия. Такой подход позволит новичкам полностью освоиться в новой среде и стать опытными специалистами [2, с. 114].
В нашем детском саду существует следующий комплекс практик для быстрого и комфортного вхождения в профессию педагога и адаптацию в новом коллективе.
1.«Плавающий» наставник. Молодые специалисты могут работать не с одним постоянным, прикрепленными за ними наставником, а с разными наставниками, каждый из которых может оказать помощь в решении конкретной профессионально-образовательной задачи или реализовать профессиональный интерес к конкретной области [3, с. 119].
Здесь стоит отметить этапы наставничества.
Первый — адаптационный, когда наставник знакомится с молодым специалистом, определяет для себя возможные «пробелы» в его подготовке, умениях и навыков, развитии профессиональных компетенций и составляет конкретную индивидуальную программу наставничества.
Второй этап — основной. В совместной деятельности наставником и наставляемым реализуется программа адаптации начинающего педагога, корректируются умения и навыки. Наставник помогает наставляемому составить собственную программу профессионального роста.
На третьем, контрольно-оценочном этапе, происходит оценивание уровня профессиональной компетентности начинающего педагога и определяется его готовность к выполнению свои обязанностей.
Итак, «плавающий» наставник является новым и эффективным подходом к профессиональному развитию молодых специалистов. Он предоставляет возможность работать с разными наставниками, каждый из которых специализируется в конкретной области знаний и навыков.
Одним из ключевых преимуществ такого подхода является возможность получать помощь в решении конкретной профессионально-образовательной задачи. Молодой специалист может обратиться к наставнику, который обладает необходимым опытом и знаниями для решения данной задачи. Такой подход позволяет эффективно использовать ресурсы различных специалистов и максимально удовлетворять потребности молодых специалистов.
Кроме того, «плавающий» наставник может помочь молодому специалисту реализовать его профессиональный интерес к конкретной области. Например, если специалист хочет развиваться в определенном направлении, наставники, специализирующиеся в этой области, смогут предоставить ему не только теоретические знания, но и практический опыт.
Важно отметить, что «плавающие» наставники имеют не только профессиональные навыки, но и компетенции в просвещении, воспитании и образовании. Они способны не только передать свой опыт и знания, но и помочь молодому специалисту развить необходимые навыки для профессионального роста.
Такой подход помогает молодым специалистам получить все необходимые знания и навыки, чтобы успешно развиваться в своей профессиональной сфере. Он способствует разностороннему развитию и позволяет эффективно использовать ресурсы различных наставников.
2.Взаимопосещение занятий. Молодой специалист зачастую сталкивается с трудностями, которые опытным педагогам могут показаться обыденными делами. К примеру, неумение верно поставить цель и задачи занятия, определить и грамотно рассчитать время занятия, отсутствие взаимопонимания с коллегами. Это — не полный перечень проблем, с которыми может столкнуться молодой педагог. Но этих и других проблем можно с легкостью избежать, когда наставники помогают изучить необходимые нормативные документы, предоставляют необходимые пособия и дают рекомендации. В этих условиях на помощь приходит взаимопосещение занятий педагогами детского сада. Молодые специалисты, посещая занятия наставников, могут «изнутри» понять методологию организации занятий. В свою очередь, наставники, посещая занятия молодых специалистов, могут определить их слабые стороны, помочь с формулировкой необходимых для работы цели и задач занятия, составить методические рекомендации для избежания профессиональных ошибок, замечая их по ходу наблюдения.
3.Метод кластера. Кластер — графический прием систематизации материала, или «гроздь», «пучок», «созвездие» [4, с. 119]. Наши наставники используют данный метод в наставничестве. Мысли молодого специалиста при работе с такой технологией больше не «громоздятся», а «гроздятся», то есть располагаются в определенном порядке. Метод действительно универсален и позволяет работать с большим объемом информации, выделить главное, систематизировать и представить. Метод кластера применяется также и для выявления областей недостаточного знания, в свою очередь, помогая наставникам помочь молодым специалистам избежать возможных ошибок в дальнейшей работе.
Таким образом, использование метода «кластер» в наставнической деятельности в работе с педагогами детского сада способствует созданию благоприятной среды для профессионального роста и развития педагогов, а также обеспечивает обмен опытом и знаниями между ними, что в конечном итоге повышает качество образовательного процесса в детском саду.
Однако, чтобы наставническая деятельность была успешной, необходимо, чтобы наставник сам был квалифицированным и опытным педагогическим работником. Для этого важно проводить системные курсы и тренинги для наставников, где они смогут узнать о новых тенденциях в образовании, обучиться новым методикам и получить обратную связь от своих коллег [5, с. 114].
Таким образом, использование наставнической деятельности, а именно поиск и использование в работе с молодыми специалистами современных технологий, является одним из эффективных способов профессионального становления педагогических работников дошкольных образовательных организаций на старте карьеры. Правильно организованная наставническая практика позволит новичкам быстрее освоиться в профессии, получить необходимый опыт и знания, а также развить свои профессиональные навыки и компетенции. В итоге, качество образования в дошкольных образовательных организациях будет значительно повышено, что является важным шагом на пути к развитию нашей страны.
Обобщая вышесказанное, наставничество как образовательный тренд современности предоставляет молодым специалистам возможность получить индивидуальное образование и развить свои навыки и потенциал. Он создает прочные связи между поколениями и помогает сохранить знания и опыт. Наставничество является эффективным инструментом, способствующим личностному и профессиональному росту молодых людей. В современном обществе он играет все более важную роль и будет продолжать развиваться и адаптироваться к изменениям и вызовам, которые ставит перед ним 21 век.
Литература:
- Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина. — СПб.: Детство Пресс, 2012.
- Барыбина И. А. Организация наставничества в школе / И. А. Барыбина // Школа — 2012. — № 7. — С. 16–24.
- Вакуленко Л. С., Ахтырская Ю. В., Кернер О. А. Журнал «Дошкольная педагогика». Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО. [Текст] / Л. С. Вакуленко, Ю. В. Ахтырская, О. А. Кернер. — Санкт — Петербург, 2018г.
- Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. — М.: Рыбаков Фонд, 2016. — 153 с.
- Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.
Ключевые слова
наставничество, молодой специалист, профессиональное развитие, модели наставничества, наставничество в ДОУПохожие статьи
Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы
В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...
Использование шкал ECERS-R при оценке качества образовательной среды
В статье поднимаются вопросы современном дошкольном образовании, приоритетных задачах, качестве образовательной среды и сложностях оценки ее качества. В частности, рассказывается о современном и универсальном методе оценки качества образовательной ср...
Использование цифровых технологий молодыми предпринимателями для улучшения бизнес-стратегий
В статье рассматриваются особенности развития молодежного предпринимательства в России в условиях цифровой трансформации экономики. В частности, показаны цели по развитию цифровых технологий и исследованы возможности для создания рабочих мест для мол...
Организация наставничества — приоритетная форма повышения профессионального мастерства педагога дошкольного образовательного учреждения
Актуальность темы обусловлена необходимостью возрождения такой эффективной формы сотрудничества с педагогами как наставничество. Система наставничества педагогических работников — реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества ...
Повышение мотивации к изучению химии посредством использования учебных сетевых проектов
Современные информационные технологии и сеть Интернет оказывают огромное влияние на систему образования, их умелое использование учителем позволит повысить учебную мотивацию школьников к изучению химии. В статье рассмотрена возможность внедрения учеб...
Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся
В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...
Работа с разными группами целевых аудиторий и анонсирование социального проекта за счет внутренних возможностей СМИ на примере социального проекта «Комсомольской правды» «Заповедник памятников»
Данная статья представляет собой анализ социального проекта в сфере сохранения исторической памяти, проводимого средством массовой информации в партнерстве с социальной организацией. Были рассмотрены ключевые факторы воздействия на группы целевых ауд...
Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики
В статье актуализируется проблема необходимости формирования финансовой грамотности подрастающего поколения на этапе школьного образования. Автором рассмотрены пути решения данной проблемы посредством образовательной интеграции междисциплинарных обла...
Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе
Основная цель статьи — сориентировать читателя в современной динамично меняющейся обстановке, касающейся развития образования в целом и имеющихся на сегодняшний день проблемных вопросах подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности...
Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования
В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...
Похожие статьи
Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы
В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...
Использование шкал ECERS-R при оценке качества образовательной среды
В статье поднимаются вопросы современном дошкольном образовании, приоритетных задачах, качестве образовательной среды и сложностях оценки ее качества. В частности, рассказывается о современном и универсальном методе оценки качества образовательной ср...
Использование цифровых технологий молодыми предпринимателями для улучшения бизнес-стратегий
В статье рассматриваются особенности развития молодежного предпринимательства в России в условиях цифровой трансформации экономики. В частности, показаны цели по развитию цифровых технологий и исследованы возможности для создания рабочих мест для мол...
Организация наставничества — приоритетная форма повышения профессионального мастерства педагога дошкольного образовательного учреждения
Актуальность темы обусловлена необходимостью возрождения такой эффективной формы сотрудничества с педагогами как наставничество. Система наставничества педагогических работников — реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества ...
Повышение мотивации к изучению химии посредством использования учебных сетевых проектов
Современные информационные технологии и сеть Интернет оказывают огромное влияние на систему образования, их умелое использование учителем позволит повысить учебную мотивацию школьников к изучению химии. В статье рассмотрена возможность внедрения учеб...
Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся
В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...
Работа с разными группами целевых аудиторий и анонсирование социального проекта за счет внутренних возможностей СМИ на примере социального проекта «Комсомольской правды» «Заповедник памятников»
Данная статья представляет собой анализ социального проекта в сфере сохранения исторической памяти, проводимого средством массовой информации в партнерстве с социальной организацией. Были рассмотрены ключевые факторы воздействия на группы целевых ауд...
Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики
В статье актуализируется проблема необходимости формирования финансовой грамотности подрастающего поколения на этапе школьного образования. Автором рассмотрены пути решения данной проблемы посредством образовательной интеграции междисциплинарных обла...
Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе
Основная цель статьи — сориентировать читателя в современной динамично меняющейся обстановке, касающейся развития образования в целом и имеющихся на сегодняшний день проблемных вопросах подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности...
Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования
В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...